ЩУКА СКАЖЕТ, ХОРОША ЛИ ВОДА

26 июня 2006 3113

ЩУКА СКАЖЕТ, ХОРОША ЛИ ВОДА На очистных сооружениях Сергиево-Посадского Водоканала заканчивается наладка в новом цехе механического обезвоживания осадка сточных вод. Он построен на областные средства по программе "Экология Подмосковья". Это лишь одна из природоохранных инноваций, внедренных на предприятии, которое признано лучшим в отрасли на российском конкурсе по итогам работы в 2005 году.

Цех новый, а добротной кирпичной кладке двухэтажного корпуса уже два десятка лет.

- Первую попытку внедрить на городских очистных такую технологию предприняли еще в Советском Союзе, - говорит директор Водоканала Иван Юденков.

- Успели построить цех, но начались реформы... Но проблема осталась: иловые поля, куда перекачивается отфильтрованный осадок канализационного стока со всего города и обширного пригорода, занимают 15 гектаров, и обширные карты уже заполнены до отказа. В иловых хранилищах скопилось 100 тысяч тонн осадка, и это серьезный пресс на окружающую среду.

Такие иловые отвалы становятся помехой для качественной очистки стока, переполненные иловые озера грозят авариями. Поэтому мы перешли на режим экономии, чтобы привлечь на природоохранный проект собственные средства, заручились поддержкой отдела экологии районной администрации и сделали все, чтобы заинтересовать экологической инновацией областное правительство. В серьезность наших намерений поверили, на цех механического обезвоживания из областного бюджета выделено 27,3 миллиона рублей. В июле участок заработает на городскую экологию.

У стен цеха, где заканчиваются отделочные работы, представился случай сравнить логику модернизации двадцатилетней давности и новейшую. По прежней затратной методике отгрохали двухэтажный корпус размерами с современное промпредприятие. По рыночной версии - жить приходится по средствам - для цеха хватило меньше половины существующих площадей. Начальник городских очистных сооружений Николай Климов показывает главный зал, где установлены два агрегата ростом с полноценный этаж. Принцип их работы очень похож на действие механической соковыжималки.

В нее заправляют осевшую в бассейнах-отстойниках жидкую грязь, которую транспортировать можно только по трубопроводу и никак иначе. Из соседнего помещения подается порция реагента. Он мгновенно разделяет жижу на воду и густой осадок. Дальше - забота целой системы разнокалиберных валиков и фильтров. Переварив этот поток, механическое чрево выдает на транспортер глиняный сублимат, который теперь можно самосвалами переправлять на иловые карты. Влажность массы сокращается почти на четверть. По старой технологии жидкий осадок подсыхал на иловых полях до 80-процентной влажности целый год! При поддержке системы обезвоживания осадка природа справится с городскими отходами быстрей. Новое хранилище площадью три гектара уже подготовлено, а старые черные озера уходят на покой. Окрестные родники и ручейки станут чище.

Прошу своих консультантов прикинуть, каков чисто экологический эффект от технологии обезвоживания осадка в стоке. Климов считает, что два ленточных фильтропресса способны принять весь осадок из канализационного стока. Который, кстати, прибывает на очистные не только из Сергиева Посада, но и из таких густонаселенных и индустриально насыщенных пригородных поселков, как Скоропусковский, Березняки, Тураково, НИИРП, Конкурсный. Основная и резервная "соковыжималки" могут дуэтом просушивать 50 кубометров осадка в час! Директор Водоканала Иван Юденков добавляет, что внедренная технология в 6-7 раз снижает нагрузку на природу.

Но и стоит такая экологическая лояльность тоже не мало. Чтобы убедить областное правительство в необходимости целевой природоохранной инвестиции, Водоканал, по словам директора, посадил себя на режим экономии и из собственных средств оплатил проект, а это 800 тысяч рублей. Отдел экологии районной администрации без преувеличения бился за включение Сергиева Посада в областную программу.

Собственные средства городской Водоканал вкладывает сегодня в заключительную технологическую наладку цеха. А в год его работа со всеми издержками будет стоить порядка 1,5 - 2 миллиона рублей. Николай Климов не так давно побывал у коллег-коммунальщиков в немецком городе-побратиме Фульде и говорит, что проблемы у всех водоканалов общие - в мегаполисах и райцентрах, в России и за рубежом. У всех болит голова, куда девать те самые два-три процента осадков после того, как сток пройдет биологическое брожение вперемежку с илом в аэротенках и станет прозрачным в бассейнах-отстойниках. В Германии, например, отжатый ил вывозят на поля, растят рапс, а масло из него идет в пищевую промышленность. Но никому из немцев в голову не придет сбросить в канализацию промышленные отходы.

В нашей стране бытовой и промышленный стоки все еще сливаются воедино - на общие очистные сооружения. Как-то пару лет назад аэротенки на сергиевопосадских очистных оказались сплошь залеплены куриным пером. Виновника нашли на тураковском птицеводческом комплексе. Водитель, вывозивший из птичника отходы, чтобы не делать рейс, спустил содержимое своей бочки в канализационный люк. В городских стоках очень много тяжелых металлов - в Сергиевом Посаде на многих предприятиях применяется гальваника. Но промстоки чаще всего идут транзитом через бездействующие заводские очистные. На систематическом превышении стока по тяжелым металлам замечен один из городских оборонных флагманов, который обнищал настолько, что не может купить реагенты для своих очистных. Теперь придется вред, нанесенный городским очистным, оплачивать по суду.

Такое замечательное удобрение, как отработанный ил с очистных, официально запрещено применять на грядках и полях. Даже лесу такой "подарок" ни к чему. Директор Водоканала говорит, что сейчас отрабатывают первый этап программы - технологию обезвоживания осадка. На втором этапе будут искать применение своим "ископаемым".

С прошлого года на городские очистные зачастили гости: были здесь посланцы ближнего к Москве Пушкина, южного Геленджика и заполярной Воркуты. Водоканал отказался от хлорирования воды и применяет для обеззараживания современный реагент, который сегодня используют в бассейнах и дельфинариях. Технолог нового цеха Валентина Разумова говорит, что с круглосуточным компьютерным ОТК может поручиться за качество очистки воды в любой день и время суток.

Но есть у городских очистных сооружений еще один контрольный пост. Вода после очистки попадает в реку Торгошу. Мне показали места, где после окончания запрета на ловлю рыбы будут сидеть по берегам удильщики. Здесь водятся великолепные щуки, а они в какой попало воде жить не станутn

Светлана АНИКИЕНКО

Фото Алексея СЕВАСТЬЯНОВА

Газета "Вперед"