Главные новости
Многие еще не привыкли к диковинному слову "омбудсмен", но уже все поняли его суть. Уполномоченный по правам человека (а именно так можно по-другому назвать эту должность) — это тот, кто словно аквалангист, ныряет в пучины конфликтов личности с властными структурами. Поле деятельности — разногласия между маленьким человеком и огромным государством.
На прошлой неделе сразу 12 юристов-правозащитников принимали жалобы от обиженных жителей района. Прием шел в трех городах одновременно — в Сергиевом Посаде, Пересвете и Хотькове. В основном сотрудники представляли отдел по работе с обращениями граждан аппарата уполномоченного по правам человека, в тот же день заявки собирала и начальник отдела по защите прав детей Светлана Савинова.
Гости собирались посетить посадский следственный изолятор, но по причине болезни сотрудника, который должен был бы услышать жалобы заключенных, визит перенесли — с условием, что в ближайшее время поездка все-таки состоится.
Беглого взгляда вдоль очереди было достаточно, чтобы убедиться: самая активная в поисках правды часть населения — женщины, причем те, что в возрасте. Народ узнавал о том, что в районе будут работать правозащитники, как правило, из местных СМИ и Интернета. Результат — только в одном Сергиевом Посаде счет записавшихся пошел на десятки, и каждый из них мог бы в сердцах воскликнуть: "Накипело!"
Несчастны по-разному
Вот несколько историй, которые мы собрали в очереди.
На первом этаже многоэтажного дома открылся магазин. Почти два десятка холодильников работают день и ночь, создавая гул в квартирах наверху. "Не дают нам житья, стены вибрируют, в берушах ходим. Тряска доходит до четвертого этажа! Ночь для нас — это кошмар!" — возмущаются три женщины.
Другой заявитель, председатель жилищного кооператива, недовольна тем, что часть помещения в здании им не принадлежит. Жильцы были бы непротив вернуть эти комнаты себе, причем представитель утверждает: с этих квадратных метров можно было бы получать прибыль и направить ее на ремонт дома.
Некоторые захватили с собой доказательства — ноутбуки с фотографиями или просто фотокамеры. Вот на них квартира в цокольном этаже нового дома. Квартиру предлагают заявительнице, но та утверждает: чтобы попасть домой, придется проходить через подвал.
В другом доме облицевали балконы черными листами, которые у некоторых вызывали загробные ассоциации. Но на полпути работа вовсе остановилась — чего было достаточно, чтобы жильцы обратились к уполномоченному по правам человека.
А вот дедушка, который сразу же после войны оказался в госпитале на территории Германии. Тогда его признали инвалидом, но в родных органах соцобеспечения он так и не нашел понимания — доплату по состоянию здоровья не получает и ныне.
Все эти истории скоро услышат правозащитники. "Как у врачей, и у нас должен выработаться иммунитет. Отстраниться от человеческих проблем, конечно, не получается, но если пропускать все через свое сердце, то сразу же упадешь и уже никому не поможешь", — говорит начальник областнго отдела по работе с обращениями граждан Сергей Андрианов.
Он провел многочасовой марафон, выслушивая обращения сергиевопосадцев, и только вечером, когда уже начало темнеть, нашел минуту подышать свежим воздухом на крыльце библиотеки Горловского, куда подходили заявители.
Здесь и сейчас
"Почему правозащитники приехали к нам именно сейчас?" — с таким вопросом мы обратились к ним в первую очередь. Как оказалось, ни к какой дате или событиям, разворачивающимся на территории района, это событие приурочено не было.
Просто подмосковный уполномоченный по правам человека Александр Жаров ввел новую практику — комплексные выезды, которые смогли бы охватить разные города и, что также важно, разные социальные группы. Коломна, Талдом, Луховицы... Пришла очередь и Сергиева Посада.
В любой город, куда бы они ни отправились, правозащитники обычно захватывают увесистую пачку листов формата А4. На них — восемь несложных, но при этом важных вопросов. Один из пунктов, например, предлагает оценить работу объектов социальной инфраструктуры: под обстрел народной критики могут попасть объекты ЖКХ, здравоохранения, образования и так далее вплоть до миграционной службы.
Представители подмосковного омбудсмена таким образом хотят узнать, кто и что мешает простому жителю реализовать свои права. Анонимность анкеты позволяет людям быть максимально честными. Собранное мнение людей отправится в Москву, а потом вернется в Посад, но уже в виде рекомендаций местным органам власти.
В этом и есть главный принцип работы омбудсмена — найти контакт между гражданином и государством. При этом омбудсмены намеренно отдаляют себя от политических процессов. То есть в случае, когда государственные структуры действительно нарушают права гражданина, его партийная принадлежность не будет иметь ровно никакого значения.
Чем-то это похоже на врачебную практику — обратиться к правозащитникам может даже человек без гражданства, и ему не будет отказано в помощи. Единственный принцип — содействие будет только в том случае, когда права нарушают на территории нашей страны.
Чем случилось?
Сергиево-Посадский район традиционно находился на одном из первых мест в области по числу жалоб. Возможно, объясняют правозащитники, это было связано с тем, что предыдущий омбудсмен, Сергей Крыжов — как раз выходец из нашего района — всегда был здесь на виду. Но в целом число жалоб растет по всей области, просто информированных людей с каждым годом все больше.
По статистике прошлых лет, сергиевопосадцы больше всего недовольны тем, что нарушаются их жилищные права, и относительно часто выражают несогласие с решениями суда и приговорами. Для сравнения, в Дмитровском районе жалоб за тот же срок ровно в два раза меньше, и там зафиксированы проблемы в области прав детей, а также регистрации и гражданства.
Как решить — насколько честен человек, который пришел на прием? Как удостовериться, что он действительно хочет решить проблему, а не свести счеты с недругом? А может, заявитель вообще обратился не по адресу?
Все жалобы рассматриваются в течение десяти дней, и за это время нужно определить, нарушены ли по сути права человека. В этот срок человек должен получить ответ, принята его заявка или нет. Только после этого запускается сложная юридическая машина.
Но и в этом правиле есть исключение: даже если юристы аппарата понимают, что тот или иной вопрос находится вне их компетенции, они помогут жалобе отправиться в нужное русло. Для этого уже при новом уполномоченном были налажены связи с различными государственными структурами.
Самый сильный прием, который может применить уполномоченный — убеждение с позиций закона. Правозащитник не может оштрафовать или упрятать нарушителя за решетку, но тем не менее иногда его действия заметно ущемляют интересы сильных мира сего. Самые острые жалобы получили огласку в тот же вечер. Правозащитники рассказали об этом исполняющему обязанности главы района Сергею Тостановскому и главе Сергиева Посада Сергею Персианову. Так прошел первый из десяти отведенных на рассмотрение каждой жалобы дней.
Владимир КРЮЧЕВ
Фото Алексея СЕВАСТЬЯНОВА
Газета "Вперёд"
Популярное
опрос
Какой социальной сетью Вы чаще всего подьзуетесь?