ПРАВОМАРАФОН

24 декабря 2008 3255

ПРАВОМАРАФОНМногие еще не привыкли к диковинному слову "омбудсмен", но уже все поняли его суть. Уполномоченный по правам человека (а именно так можно по-другому назвать эту должность) — это тот, кто словно аквалангист, ныряет в пучины конфликтов личности с властными структурами. Поле деятельности — разногласия между маленьким человеком и огромным государством.

На прошлой неделе сразу 12 юристов-правозащитников принимали жалобы от обиженных жителей района. Прием шел в трех городах одновременно — в Сергиевом Посаде, Пересвете и Хотькове. В основном сотрудники представляли отдел по работе с обращениями граждан аппарата уполномоченного по правам человека, в тот же день заявки собирала и начальник отдела по защите прав детей Светлана Савинова.

Гости собирались посетить посадский следственный изолятор, но по причине болезни сотрудника, который должен был бы услышать жалобы заключенных, визит перенесли — с условием, что в ближайшее время поездка все-таки состоится.

Беглого взгляда вдоль очереди было достаточно, чтобы убедиться: самая активная в поисках правды часть населения — женщины, причем те, что в возрасте. Народ узнавал о том, что в районе будут работать правозащитники, как правило, из местных СМИ и Интернета. Результат — только в одном Сергиевом Посаде счет записавшихся пошел на десятки, и каждый из них мог бы в сердцах воскликнуть: "Накипело!"

Несчастны по-разному

Вот несколько историй, которые мы собрали в очереди.

На первом этаже многоэтажного дома открылся магазин. Почти два десятка холодильников работают день и ночь, создавая гул в квартирах наверху. "Не дают нам житья, стены вибрируют, в берушах ходим. Тряска доходит до четвертого этажа! Ночь для нас — это кошмар!" — возмущаются три женщины.

ПРАВОМАРАФОНДругой заявитель, председатель жилищного кооператива, недовольна тем, что часть помещения в здании им не принадлежит. Жильцы были бы непротив вернуть эти комнаты себе, причем представитель утверждает: с этих квадратных метров можно было бы получать прибыль и направить ее на ремонт дома.

Некоторые захватили с собой доказательства — ноутбуки с фотографиями или просто фотокамеры. Вот на них квартира в цокольном этаже нового дома. Квартиру предлагают заявительнице, но та утверждает: чтобы попасть домой, придется проходить через подвал.

В другом доме облицевали балконы черными листами, которые у некоторых вызывали загробные ассоциации. Но на полпути работа вовсе остановилась — чего было достаточно, чтобы жильцы обратились к уполномоченному по правам человека.

А вот дедушка, который сразу же после войны оказался в госпитале на территории Германии. Тогда его признали инвалидом, но в родных органах соцобеспечения он так и не нашел понимания — доплату по состоянию здоровья не получает и ныне.

Все эти истории скоро услышат правозащитники. "Как у врачей, и у нас должен выработаться иммунитет. Отстраниться от человеческих проблем, конечно, не получается, но если пропускать все через свое сердце, то сразу же упадешь и уже никому не поможешь", — говорит начальник областнго отдела по работе с обращениями граждан Сергей Андрианов.

Он провел многочасовой марафон, выслушивая обращения сергиевопосадцев, и только вечером, когда уже начало темнеть, нашел минуту подышать свежим воздухом на крыльце библиотеки Горловского, куда подходили заявители.

Здесь и сейчас

"Почему правозащитники приехали к нам именно сейчас?" — с таким вопросом мы обратились к ним в первую очередь. Как оказалось, ни к какой дате или событиям, разворачивающимся на территории района, это событие приурочено не было.

Просто подмосковный уполномоченный по правам человека Александр Жаров ввел новую практику — комплексные выезды, которые смогли бы охватить разные города и, что также важно, разные социальные группы. Коломна, Талдом, Луховицы... Пришла очередь и Сергиева Посада.

В любой город, куда бы они ни отправились, правозащитники обычно захватывают увесистую пачку листов формата А4. На них — восемь несложных, но при этом важных вопросов. Один из пунктов, например, предлагает оценить работу объектов социальной инфраструктуры: под обстрел народной критики могут попасть объекты ЖКХ, здравоохранения, образования и так далее вплоть до миграционной службы.

Представители подмосковного омбудсмена таким образом хотят узнать, кто и что мешает простому жителю реализовать свои права. Анонимность анкеты позволяет людям быть максимально честными. Собранное мнение людей отправится в Москву, а потом вернется в Посад, но уже в виде рекомендаций местным органам власти.

В этом и есть главный принцип работы омбудсмена — найти контакт между гражданином и государством. При этом омбудсмены намеренно отдаляют себя от политических процессов. То есть в случае, когда государственные структуры действительно нарушают права гражданина, его партийная принадлежность не будет иметь ровно никакого значения.

Чем-то это похоже на врачебную практику — обратиться к правозащитникам может даже человек без гражданства, и ему не будет отказано в помощи. Единственный принцип — содействие будет только в том случае, когда права нарушают на территории нашей страны.

Чем случилось?

Сергиево-Посадский район традиционно находился на одном из первых мест в области по числу жалоб. Возможно, объясняют правозащитники, это было связано с тем, что предыдущий омбудсмен, Сергей Крыжов — как раз выходец из нашего района — всегда был здесь на виду. Но в целом число жалоб растет по всей области, просто информированных людей с каждым годом все больше.

По статистике прошлых лет, сергиевопосадцы больше всего недовольны тем, что нарушаются их жилищные права, и относительно часто выражают несогласие с решениями суда и приговорами. Для сравнения, в Дмитровском районе жалоб за тот же срок ровно в два раза меньше, и там зафиксированы проблемы в области прав детей, а также регистрации и гражданства.

ПРАВОМАРАФОН

Как решить — насколько честен человек, который пришел на прием? Как удостовериться, что он действительно хочет решить проблему, а не свести счеты с недругом? А может, заявитель вообще обратился не по адресу?

Все жалобы рассматриваются в течение десяти дней, и за это время нужно определить, нарушены ли по сути права человека. В этот срок человек должен получить ответ, принята его заявка или нет. Только после этого запускается сложная юридическая машина.

Но и в этом правиле есть исключение: даже если юристы аппарата понимают, что тот или иной вопрос находится вне их компетенции, они помогут жалобе отправиться в нужное русло. Для этого уже при новом уполномоченном были налажены связи с различными государственными структурами.

Самый сильный прием, который может применить уполномоченный — убеждение с позиций закона. Правозащитник не может оштрафовать или упрятать нарушителя за решетку, но тем не менее иногда его действия заметно ущемляют интересы сильных мира сего. Самые острые жалобы получили огласку в тот же вечер. Правозащитники рассказали об этом исполняющему обязанности главы района Сергею Тостановскому и главе Сергиева Посада Сергею Персианову. Так прошел первый из десяти отведенных на рассмотрение каждой жалобы дней.

Владимир КРЮЧЕВ

Фото Алексея СЕВАСТЬЯНОВА

Газета "Вперёд"