ПРОЦЕНТЫ МЕТЯТ В СЕРДЦЕ

04 февраля 2009 2532

Еще в январе мы писали о том, как изменились в поселениях тарифы на коммунальные услуги. Не надо было быть большим пророком, чтобы догадаться: их рост населению не понравится. Сперва возмущенные граждане собрались в Богородском. Глава поселения Кузнецов к ним не вышел (видимо, был занят более важными делами), чем подлил масла в огонь... А на прошлой неделе брожение началось в Селковском поселении, где тарифы выросли на 57 процентов — до максимально разрешенного уровня.

ПРОЦЕНТЫ МЕТЯТ В СЕРДЦЕСМЕРТЬ ДЕПУТАТА

В конце января, получив квитанции с новыми ценами за квартплату, селковцы схватились за голову. Куда податься бедному крестьянину? Решили, что ответ должно держать местное начальство (а большинство тарифов, напомним, утверждается теперь на уровне поселения). Пока готовили собрание, произошло еще одно событие, которое выбило из колеи всех земляков. Ушла из жизни депутат поселкового совета Татьяна Владимировна Богдашина.

Утром 26 января она пришла в поселковую администрацию к председателю Совета депутатов. Здесь с ней случился сердечный приступ. Смерть депутата тут же обросла слухами. Говорят, при ней были документы с расчетами по дотациям, которые просил глава поселения в области. Документы эти после смерти обнаружить не удалось, хотя сама папка, в которой они хранились, осталась лежать на столе. Этот факт подтверждает и ее дочь Мария.

Татьяну Владимировну местные жители знали очень хорошо. Пословица "на то и щука в море, чтобы карась не дремал" относится к ее деятельности. Дремать руководству Татьяна Владимировна не позволяла. И человеком, и депутатом она была очень активным. Часто конфликтовала по разным вопросам с руководством поселения и его главой Анатолием Сачковым. Переживала из-за необоснованного повышения цен на ЖКУ.

По поводу работы местной администрации и повышения тарифов у нее были собственные мысли, которые она и собиралась озвучить на собрании. Причем собрание, как она просила у главы поселения, должно быть назначено в выходные или в пятницу вечером, когда люди вернутся с работы. Забегая вперед, скажу, что последняя просьба покойной так и не была выполнена. Собрание состоялось в пятницу в 16.00. Естественно, те, кто работал, на него не успели, поэтому в зале присутствовали в основном женщины, многие пенсионного возраста.

"От людей на деревне не спрятаться…" — как поется в одной песне. Здесь знают все и про всех. Слухи о смерти быстро разнеслись по поселению. Знали, что Татьяна Владимировна болела сахарным диабетом, но сердце у нее было здоровым. Что также вызывало вопросы и пересуды. Поэтому если раньше на такие сходки народу собиралось не больше дюжины, то в этот раз зал был переполнен. Стояли даже в проходах.

ПРОЦЕНТЫ МЕТЯТ В СЕРДЦЕЗА ЧТО ПЛАТИМ, ГРАЖДАНЕ?

Эмоциональное выступление дочери Татьяны Владимировны, с которого собрание и началось, много раз прерывалось аплодисментами и громкими криками с мест. А когда Мария заявила, что ей нечего больше бояться — маму не вернешь — зал словно одновременно выдохнул. Иногда шум стоял как на стадионе во время финального матча по футболу. Основные претензии были к главе поселения Анатолию Сачкову. Припомнили ему все. Зачитала Мария и письмо, которое 14 января Татьяна Владимировна отправила премьер- министру России и губернатору области. Были там и такие слова: "К вам обращаются жители Селковского сельского поселения Сергиево-Посадского района по поводу грабительского повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Условия проживания в наших домах не соответствуют тому, как мы платим. Мы не в состоянии их оплачивать. Мы живем в сельской местности, где не только высокооплачиваемой, а никакой работы не найдешь. Теперь мы должны платить в полтора раза больше, а жить так же, почему? Этих денег не хватит, многие вообще перестанут платить, Что нам в этой ситуации делать?"

После выступления Маши слово взял глава поселения Анатолий Сачков. Ровным монотонным голосом по бумажке он долго зачитывал, с какими показателями Селковское закончило год. Сделано, построено, выполнено. Говорил про коз, овец, пчелосемьи, телят. Выступление было длинным, кто-то кричал с места: "Хватит, давай про тарифы!", кто-то возражал: "Дайте дослушать". Так или иначе, но после его спича главная тема почему-то ушла в тень, и вопросы уже задавались гражданами конкретно про свои проблемы. Спрашивали, почему цветы не посажены, почему полтора года не могут убрать кабель от подъезда, сетовали на то, что около дома по ночам темно и так далее.

ЗАНЯТНАЯ АРИФМЕТИКА

Ребус по тарифам пытался расшифровать заместитель главы поселения Александр Фролов. Он определенно сказал, что местная власть здесь ни при чем. Тарифы устанавливает область, министерство экономики. И вообще когда "МУП ЖКХ "Богородское" прекратило существование, тарифы должны были вырасти немерено, а дотаций по закону поселению никаких не полагалось. В этом случае за квартиру пришлось бы платить около 15 тысяч рублей. За это время были проведены переговоры, направлено сорок писем полпреду президента в ЦФО Полтавченко и губернатору Громову. В результате проценты съехали до 57, но все равно их установили по максимуму. Сегодня ситуация сложная, несмотря на повышение цен, денег на газ и на мазут все равно не хватает.

Дальше собрание пошло уже по колее, «а почему мы должны платить за других?».

Дело в том, что в разных местах поселения обогревают или нефте- продуктами, или газом. Понятно, что газ — самый дешевый. В самом поселке Селково, где и проходило собрание, котельная на газе. Но расходы пропорционально делятся между всеми населенными пунктами. Это заявление подействовало на присутствовавших, как красная тряпка на быка. С места стали кричать, что пора отделиться от Федорцова и Торгашина. Пусть они платят сами за себя. Шума стало столько, что никто ничего уже не слышал, ни ораторов, ни друг друга.

Рядом со мной сидел пожилой мужчина и разглядывал цифры на квиточке по оплате за квартиру. Мы познакомились. Анатолий Федорович Ширяев живет в однокомнатной квартире в панельной пятиэтажке. "Посмотрите, сколько было и сколько стало", — сказал он мне. Я заглянул в бумажку. В декабре только за отопление ему начислили 1050 рублей, в январе — уже 1600 с копейками. Такая вот арифметика.

Люди пошумели и разошлись... Но понятно, что на этом проблемы не закончатся. И руководителям поселений нужно быть готовыми объяснить землякам, что они делают в плане тарифов и по каким причинам. Прозрачность — лучшее средство в таких беседах. Если жители убедятся, что иного выхода действительно нет, им будет проще затянуть пояса.

Алексей ЛОГИНОВ

Фото автора

Газета "Вперёд"