Коммунальная неотложка

30 января 2006 1910

Газета «Вперед» №8 (28.01.2006) Можно и так назвать аварийно-диспетчерскую службу Теплосети, которая все 24 часа в сутки на пульсе трех десятков городских и пригородных котельных, полутора сотен километров магистральных тепловых сетей и многочисленных инженерных узлов. Сами про себя аварийщики говорят: "Случись авария - и мы в ответе за все, что между небом и землей".

В 30-градусные морозы мы попросили разрешения подежурить вместе с аварийной бригадой, чтобы увидеть "изнутри", как переносит наше довольно изношенное городское хозяйство температурные перегрузки. Но встретили вежливый отказ: "Не время. Сейчас, простите, не до прессы. Все внимание к пиковым нагрузкам на сетях и оборудовании". Однако чуть только морозы отступили, мы побывали в аварийно-диспетчерской службе и убедились, что сразу после номера службы спасения вторым по популярности у народа телефон коммунальной неотложки. Особенно в такие дни, как сейчас.

Город даже не заметил

На пульте у инженера-диспетчера службы Валентины Павлик обычная настольная лампа, но иногда она дает сигнал тревоги лучше любого средства связи. В рождественскую полночь лампа "моргнула" - это в Королеве из-за неполадок в сетях сергиевопосадскую линию переключили на резервную схему. В квартирах на ночной "моржок", как называют коммунальщики кратковременное снижение напряжения в сети, никто и внимания не обратил. А вот вся смена аварийщиков Теплосети была моментально приведена в "боевую готовность".

Почти сразу же посыпались сообщения об отключении котельных на Ферме, в поселке ПМК, в Конкурсном и других. В то памятное дежурство бригаде пришлось заново включать восемь теплоэнергетических объектов. По правилам, ни одна котельная не может быть заново "растоплена" без разрешения инженера-диспетчера. Чтобы не получилось, как недавно в Томилине: там отремонтировали трассу после прорыва, а потом сразу дали большую тепловую нагрузку - и сети снова "треснули по швам". У нас водитель аварийной команды Николай Сударев исколесил до утра весь город, доставляя спецбригаду с одной котельной на другую.

Валентина Павлик с благодарностью вспоминает четкие действия начальника котельной Фермы Николая Никитина, который уже через несколько минут после посадки напряжения был на рабочем месте, связывался с аварийщиками Водоканала, делал все, чтобы электрическая пауза не отразилась на теплоснабжении поселка. То, что ночного аврала никто не заметил, - высшая оценка профессионализма теплоэнергетиков.

А самое сильное впечатление у смены в то остросюжетное дежурство оставило включение двух крышных котельных на Новоугличском шоссе. Лифты в 14-этажных домах из-за скачка напряжения отключились - поди-ка доберись до котельной на такой верхотуре, тем более что до котлов взбираться все шестнадцать этажей! Чтобы разыскать ответственных за лифты, а это теперь самостоятельная служба, инженеру-диспетчеру пришлось на ночь стать сыщиком.

Наконец, после массированной телефонной атаки с постелей были сняты и доставлены к 14-этажкам лифтеры, забрались на крышу и аварийщики Водоканала, у которых в эту ночь забот было тоже достаточно. Общими усилиями котельные в двух высотках включили. После большого объезда котельных был еще один круг - по центральным тепловым пунктам. Здесь пришлось "выручать" насосы горячего водоснабжения. Валентина Васильевна и слесарь КИПа Виктор Николаевич Шакин вспоминают, что закончилось "самое замечательное" рождественское дежурство уже после третьих петухов - почти в четыре часа утра.

Вы уволены!

- И за что мне такое везенье, - грустно шутит Валентина Васильевна. - Как дежурство в праздник - так обязательно с испытанием на прочность.

В Крещенье, рассказывали аварийщики, для Теплосети выпали двойные перегрузки - резкое усиление морозов и столь же резкое снижение давления газа в магистралях. Газовый маневр, предпринятый поставщиками в самый неподходящий момент, продолжался целые сутки. Котельная на Угличе работала с четырехкратным дефицитом газа, котельная Рабочего поселка была обделена энергоносителем почти наполовину. Где-нибудь в Германии или Франции автоматическое котельное оборудование при таком газовом голоде попросту бы встало. Наши котельные отработали сутки и в таком экстремальном режиме. Не иначе как с божьей помощью, говорят инженеры аварийной службы, которые лучше, чем кто-либо, знают о состоянии городских тепловых сетей, давно выработавших все амортизационные сроки.

Урезанный на сутки газовый паек, естественно, отразился на температуре в квартирах сергиевопосадцев. На Угличе она упала с 20 до 12 градусов, в некоторых домах в Рабочем поселке - до десяти градусов. За это дежурство аварийщики наслушались в свой адрес немало обидных слов от жильцов остывших квартир.

- В чем только Теплосеть не подозревают, - говорит начальник аварийно-диспетчерской службы Александр Дмитриев. - Например, бытует мнение, что Теплосеть экономит в свою пользу на недогреве жилого сектора. На самом деле предприятие несет прямые убытки от таких эпизодов, как недавнее снижение давления газа. Потому что оплата идет только по факту отпущенного энергоносителя и исключительно за предоставленные услуги.

Кроме того, объяснили в экстренной коммунальной службе, все наши котельные рассчитаны отраслевыми нормами максимально на работу до 28 градусов мороза, а никак не на неделю затяжной стужи до 35 градусов. Но когда в доме холодно, даже самые убедительные аргументы бывают бессильны. В одно из своих дежурств Валентина Васильевна уже, кажется, в тысячный раз объясняла звонившему, что по поводу холодных батарей надо обращаться не в Теплосеть, а в свое домоуправление. И получила в ответ такое резюме: "Считайте, что вы уже уволены!"

Сто в одном

За сутки служба получает до полусотни звонков. По наблюдениям инженера-диспетчера, примерно половина из них к Теплосети отношения не имеет. Но поскольку многие телефонные обращения начинаются со слов: "У вас прорвало...", то аварийщики считают правилом увидеть все собственными глазами. Бывает, что причину протечки устанавливают в лаборатории. Уже в этом году на Клементьевке разбирались с разрывом в сетях группы домов. В одном канале сразу несколько коммунальных трасс - вот и узнай, чья труба виновата. Аварийщиков Теплосети, как всегда, вызвали первыми. Но лабораторный анализ показал, что вода подтекает сырая, а не химически очищенная, с которой работают котельные.

Бывают такие звонки, по которым аварийщики выезжают вместе с коллегами-коммунальщиками из ЖРЭУ. Недавно на улице Шлякова кто-то зло пошутил в разгар трескучих морозов - закрутил вентиль на отопительной трассе. Первыми хватились тепла жители домов на улице Валовой и в Красном переулке. Мастера аварийной службы и коммунального предприятия "Секар" быстро определили причину потери тепла.

Давно не удивляются здесь и курьезным звонкам. Как-то звонили из пригородной деревни и сулили щедрую плату... за машину горячей воды. В другой раз просили исправить телевизионную антенну. Был звонок в аварийную службу - точь-в-точь как в знаменитом романе - от намыленного гражданина, у которого не вовремя иссяк кран (или в ЖРЭУ не предупредили о начале ремонта, или сам жилец просмотрел объявление). Вспомнили аварийщики эпизод, как по телефону консультировали владельца частного коттеджа с "непослушным" газовым котлом.

У Валентины Павлик весь стол устлан бумажками с телефонными номерами. Говорит, не знаешь, какой пригодится за время телефонного общения с любознательными согражданами во время дежурства. У аварийщиков впечатление, что сергиевопосадцы держат номер Теплосети в блокноте на все случаи жизни. С некоторых пор службе приходится консультировать горожан, купивших импортные радиаторы. Совет таков: перед установкой надо убедиться, что заграничная батарея выдержит давление в семь атмосфер (обычно "иностранцы" вдвое нежней). Чтобы не пришлось потом после домашней аварии сушить квартиру. А вот еще юридический совет тем, кто подумывает об утепленных полах с помощью труб с горячей водой. Такой комфорт грозит разрегулировкой всей отопительной системы дома и является прямым воровством тепла у соседей.

Старая гвардия

Слесарь газового оборудования Виталий Борисович Воробьев показывает штуковину размером с колпачок шариковой ручки. Вот из-за такой мелочи в пик морозов случилось микроотключение котельной Рабочего поселка. Микро потому, что мастер, который уже 30 лет вытаскивает из аварий городские котельные, моментально высчитал, что причина остановки в неисправном газовом регуляторе. Таких умельцев по газовому оборудованию в службе всего двое, но передать свой уникальный опыт мастерам некому. Не идет молодежь в Теплосеть, а тем более в круглосуточную аварийную службу, на скромный заработок за столь ответственную работу.

Вот в Водоканале и Электросети заработки совсем другие, там и коллективы быстро молодеют, озабоченно размышляют аварийщики. А в Теплосети кадровая ситуация почти критическая: больше половины работников - ветераны. Если вывести всех пенсионеров за штат, предприятие можно закрывать. Почему же нынешний состав остается на посту, спрашиваем у мастеров.

- Потому что мы старая гвардия со Скобянки и по-другому работать не умеем, - отвечают.

В службе надеются, что заработки за тяжкий труд теплоэнергетиков поднимутся до справедливого уровня, как и обещали недавно районные власти. Тогда на предприятие придет перспективная молодежь. Свежая кровь необходима Теплосети, которой предстоит модернизировать постаревшее теплоэнергетическое хозяйство города.

Светлана АНИКИЕНКО

Фото А. СЕВАСТЬЯНОВА

Газета "Вперед" №8  (28.01.2006)