НЕ ДОЕХАЛ ДО МЕЧТЫ

28 октября 2009 2362

Границы становятся все прозрачней, общество все более открытым, а возникающие в результате этого ситуации — все более непредсказуемыми. Оттого неудивительно, что сфера турбизнеса в последние годы превратилась в арену, на которой разгорались скандалы один другого хлеще. Все больше и больше родителей готовы отправить своего ребенка подучить иностранный язык за границей. Но далеко не каждый представляет, с какими опасностями это может быть связано.

В редакцию обратилась семья сергиевопосадцев, которая не только не смогла отправить сына на учебу в Англию, но и потеряла при этом весьма и весьма ощутимую сумму.

Ни педагог, организовывавший поездку, ни сама семья не готовы признать свою вину за срыв путешествия, однако пострадавшими себя в итоге чувствуют обе стороны. Ущерб выражается не только в гигантской неустойке, которую выплатили родители несостоявшегося туриста, но и в потраченных нервах, и в разрыве отношений с педагогом, которому семья поначалу полностью доверяла.

Больше ста тысяч рублей отдала семья сергиевопосадцев за обучение сына за рубежом. Итог — ни поездки, ни полного возврата денег.

Маловато будет

Эту историю нам рассказала мама сергиевопосадского школьника, который этим летом оказался буквально в одном шаге от мечты. Если бы она только знала, во что превратится та мечта.

Поначалу беспокоиться было просто не о чем, вспоминает Татьяна: ее Иван занимался английским у одного из лучших педагогов в городе, делал успехи и в отличие от многих сверстников ему по-настоящему нравилось ходить на курсы вне школьной программы. Когда преподаватель предложила отправить ребенка в составе группы на трехнедельные курсы в Англию, это показалось абсолютно логичным продолжением начатого и не навевало никаких дурных мыслей. Сильного педагога, специалиста с хорошей репутацией Татьяне посоветовали друзья.

НЕ ДОЕХАЛ ДО МЕЧТЫ

Разумеется, с самого начала было понятно — дешевым удовольствие это быть не может. Начальная сумма, которую, по словам женщины, назвал преподаватель, — 70 тысяч рублей, однако через какое-то время цена подросла на пару десятков тысяч, а потом еще... И в итоге остановилась на 120 тысячах.

"Оформляйте паспорт", — наконец получили рекомендацию родители. Их насторожило — все переговоры с учителем велись по телефону. "Казалось бы, — задавались они вопросом, — это такое ответственное дело, почему нас не соберут всех вместе?" Этого так и не случилось. Информацию приходилось вытягивать, как они это называют, клещами, и до самого последнего момента родители даже не знали, в каком городе дети будут находиться все это время. Выяснилось это только через московскую турфирму, с которой работала преподаватель.

Чем стремительнее росла цена трех недель в Англии, тем очевиднее становилось родителям Ильи — без кредита не обойтись. И все же после долгого взвешивания всех "за" и "против" решение было принято в пользу поездки.

Настроился и сам парень. Программа обещала много интересного — почти месяц в волшебном мире. Пусть и не в самом Лондоне, а, как стало известно, в городе в четырех часах езды от него. Но зато вторая половина каждого дня пребывания была отдана той или иной экскурсии с настоящим гидом-англичанином! "Напряжемся и отправим!" — вздохнули родители.

"Пусть ко мне больше не приходит!"

Тут выяснилась еще одна деталь, которая в планы уже порядком утомленной поисками средств семьи никак не входила. Новый звонок: мол, знаете, 120 тысяч — это хорошо, но сверх этого вы будете должны мне некую сумму. И называется новая сумма. Не такая большая, как прежде, но уже в... фунтах, а потом и в евро. За что? За работу и за специальное питание, на котором настаивают врачи.

У родителей возникла путаница с документами и нужными фотографиями. Татьяна убеждена — если бы им один раз четко объяснили, как надо поступать, то проблем и бумажной волокиты было бы намного меньше. С горем пополам собрали документы и собрались было с ними в посольство, но в нужный день оба родителя так и не смогли вырваться в Москву из-за работы. Тогда группу разделили на две части, и каждой половине назначили свою дату собеседования.

В самый тяжелый для семьи момент преподавательница сжалилась. Сообщила, что понимает, как нелегко им приходится, понимает, что у этих людей нет частного бизнеса. Оттого ту самую добавочную сумму, исчисляемую то фунтами, то евро, она от них не требует. Тем не менее, она попросила всех детей посетить несколько специальных уроков перед поездкой — как сообщалось, для знакомства с городом и страной.

В день рождения сына семья получает новую весть от учителя. Начиная с поздравления, она переходит к вопросам денежного свойства. Оказывается, вдобавок к уже внесенным на тот момент деньгам им все-таки надо заплатить эту, казалось бы, небольшую сумму. В итоге накручиваются бешеные деньги — еще немного, и можно покупать машину, возмущается Татьяна.

Отказ вызвал бурю эмоций на том конце провода. Мама ученика вспоминает, что в разговоре промелькнула фраза "в таком случае денег от турфирмы вы не получите". Закончилось все тем, что учительница бросила в сердцах: мол, пусть едет, но чтобы после Англии он на моих занятиях не появлялся!

Расписка за расписку

На тот момент нервы Татьяны и без того были взвинчены сообщениями о свином гриппе. Газеты пестрели угрожающими заголовками о волне вируса, захлестнувшей Великобританию, телевидение показывало сюжеты о детях, вернувшихся в Россию уже заболевшими. Дома уже лежали заготовленные в дорогу пачки лекарств и марлевых повязок.

Брошенная фраза сидела в родителях, по их собственному выражению, иглой. Самое обидное в ней было то, что Татьяна не знала, как объяснить сыну, что после поездки дорога на курсы для него закрыта. Собирать вещи надо было уже наутро, поэтому в итоге ему все рассказали прямым текстом в тот же вечер.

Перед самым отъездом они покупали кое-что недостающее из одежды. В этот момент из посольства сообщили, что им не открыли визу. Турфирма предложила подождать неделю, прикрепить к другой группе, потом уже в Англии передать Ивана своему педагогу... В общем, никто никуда так и не поехал.

Татьяна рассказала, что она не подписала никаких бумаг. Ни документов, ни чеков, ни подтверждения страховки она не получала. По ее словам, все договоры с турфирмой вела педагог лично. "Мы постеснялись, — признается она, — мы просто не думали, что с нами так могут поступить". Сейчас она поняла, что в этом заключалась ее главная ошибка. Самое интересное, что Татьяна уверяет — разным семьям педагог называла разные суммы.

Дальше начались долгие переговоры с турфирмой. Семья хотела забрать свои деньги, фирма убеждала их этого не делать. После просьбы прислать документ, где были бы расписаны суммы неустойки и прочее, выяснилось, что по условиям контракта семья Татьяны теряет треть от внесенных 120 тысяч. Этот документ фирма на руки не дала, поэтому муж Татьяны смог лишь в офисе убедиться — договор кабальный.

Какое-никакое, но все же утешение: вернувшись домой, педагог согласилась вернуть деньги за специальные занятия, которые она организовывала для отъезжающих. При этом с родителей тут же потребовали расписку в получении денег. После встречной просьбы о расписке на 120 тысяч рублей разговор почему-то зашел об ужасах, творившихся в поездке, о плохом питании, о потерявшихся детях. Родители поняли, что, может, оно все было и к лучшему.

НЕ ДОЕХАЛ ДО МЕЧТЫ

Мама так и не доехавшего до Англии Вани до последнего момента не верила, что с учителя надо брать расписки. У нее самой педагогическое образование, и то, что такие отношения возможны, не укладывалось в ее голове.

"Доверились и пострадали", — резюмирует Татьяна, которая и не подозревала, в какой водоворот утянет их всех эта история. И теперь каждому родителю, оказавшемуся на ее месте, она первым делом посоветует набраться смелости и попросить преподавателя заключить договор.

А в оставшееся до школы время ее ребенок успел устроиться на работу. Причем сделал все сам, без родительской помощи. Купил себе что-то из одежды к учебному году. И главное, интереса к английскому не потерял. Одна беда — изучать его теперь придется где-то в другом месте.

С другой стороны

Мы специально изменили имена действующих лиц этой истории. Нет уже смысла называть и имя учительницы, ведь как показала практика, когда речь заходит о таких серьезных вещах, есть смысл перестраховаться. Пусть даже вы на двести процентов доверяете вашему любимому преподавателю.

Нашла возможность объяснить свое видение конфликта и учитель английского. Она действительно не проводила общего собрания перед поездкой, но вместо этого выдала памятку с четким порядком действий и перечнем документов, которые необходимо собрать.

Указала на то, что вместо отведенных на эту процедуру двух месяцев семья Ивана не смогла сделать это за четыре.

"Дозвониться маме совершенно невозможно, — эмоционально говорит педагог, — англичане без предоплаты не принимают никого, понимаете! Рентабельная группа — десять человек, а нас осталось шесть. Эта семья сдала деньги последними, после чего мама уехала за границу, не оставив ни кода, ни номера!"

Никакого объявления о росте цен не было, утверждает она, стоимость поездки с самого начала была зафиксирована на уровне 120 тысяч рублей. Но при этом действительно существовали пять отдельных страноведческих уроков, которые педагог учредила перед поездкой. Каждый из них стоил две тысячи рублей и был построен на переводе пяти фильмов — все ради того, чтобы дети могли понять речь преподавателя-англичанина на лекциях.

Поездку сопровождающего лица в этом случае в равных долях оплачивали принимающая сторона и турфирма. Однако, как говорит учитель, по медицинским показателям ей действительно требуется специальное питание. Она решила, что взять на себя расходы должны именно семьи, отправляющие детей. Таким было условие, выдвинутое с самого начала, — немного непривычно, трудно с этим не согласиться.

Многое в этой истории было непривычно для Татьяны, и, видимо, настолько непривычно, что даже последовавшее после всех сказанных в сердцах резких слов предложение вернуться в школу так и осталось без ответа.

Если вы хотите отправить ребенка на учебу:

— подкрепляйте все денежные отношения с преподавателем документами. Даже если педагог вам искренне симпатичен, отнеситесь к этой процедуре как необходимой формальности

— попытайтесь узнать, что можно самостоятельно приобрести за эту же сумму. Возможно, курсы той же продолжительности и с индивидуальным преподавателем будут стоить почти столько же, сколько с вас запросят в группе

— решившись на поездку, попытайтесь обеспечить как можно больше каналов связи с ребенком. Подойдет все — смс, телефон, Интернет

— имейте в виду, что три недели — максимальный срок для первого путешествия

— запишитесь на консультацию к психологу в том случае, если ваш ребенок замкнут, а поездка предстоит длительная

Владимир КРЮЧЕВ

Газета "Вперед"