ДЕТИ ПОСАДА ПОД ЗАЩИТОЙ ООН

02 декабря 2009 2491

На днях исполнилось двадцать лет с того дня, как Организация Объединенных Наций взяла под защиту детей планеты. Изданная в 1989 году Конвенция по правам ребенка — документ глобальный. О том, кого, как и от кого защищают на районном уровне, рассказала ответственный секретарь районной комиссии по делам несовершеннолетних Елена Баканова.

ДЕТИ ПОСАДА ПОД ЗАЩИТОЙ ООН

День, когда была принята Конвенция, отныне считается Днем защиты прав ребенка. Но проблема в том, что ни дети, ни те, кто призван стоять на их защите в нашей стране, не всегда в курсе деталей этого обстоятельства.

Несмотря на то, что документу ООН уже пошел третий десяток, для многих российских защитников прав детей он по-прежнему в диковинку. К тому же для того, чтобы оперировать понятиями из Конвенции на практике, говорит Елена Баканова, требуются серьезные навыки юриста, и, как правило, к документам такого порядка обращаются в том случае, когда исчерпаны все возможности местного законодательства.

Тем не менее документ говорит о вещах, которые понятны всем, даже неспециалистам (кстати, существует официальный "перевод" этого серьезного документа на язык, понятный детям). Например, с первых же глав Конвенция определяет: интересы ребенка важнее интересов общества, и некоторые ее положения вполне могут служить руководством к действию для чиновников любого уровня. Вот так это было в нашем районе.

Алкоголь

День защиты прав ребенка отметили специальной горячей линией с сотрудниками комиссии. Парадокс: при очевидных проблемах в сфере прав ребенка не только в районе, но и по всей стране, вопросов было на удивление мало.

В комиссии вспоминают один такой звонок. Это была мама одного несовершеннолетнего сергиевопосадца. Тот уже крепко пристрастился к спиртному, но срочно вызволить его из беды, как ни странно, никто не брался. В местных центрах психологической поддержки ссылались на очереди и систему предварительной записи. В наркологическом диспансере он не подошел по годам — не дорос еще до пациента. С другой стороны, закон защищает любого человека, и отправить его лечиться насильно никто не может. Выходит, в ситуации, когда родители бессильны сами проконтролировать поведение ребенка, они остаются одни. В комиссии был телефон московского благотворительного фонда, который занимается как раз такими случаями, — так решилась и эта проблема.

Продажа

Алкоголь по-прежнему создает море сложностей, отмечают в комиссии. О том, что "коктейли" (а вернее, смесь спирта, вытяжек и ароматизаторов) приводят в реанимацию, они узнают непосредственно от самих пострадавших. Но это уже после того, как их откачают врачи. Самыми же первыми подростков без сознания находят случайные прохожие. Как показывает практика, товарищи предпочитают просто разбежаться, если их другу после глотка пойла из алюминиевой баночки вдруг становится худо.

Иногда благоразумие покидает и вроде бы более ответственных людей. Две девушки-студентки на вокзале ждали свою электричку до Сергиева Посада. Каким образом они разговорились с двумя незнакомыми парнями и что заставило их выпить за знакомство шампанского, а также что было в этом шампанском, комиссии неизвестно. Но известно продолжение: девушки в замутненном состоянии вышли из электрички где-то на полпути и стали вламываться в чужие дома в незнакомом поселке. И этот случай выглядел бы нелепой страшилкой, не будь он зафиксирован в документах районной комиссии. По счастью, обе остались живы и невредимы.

С другой стороны, некоторые магазины сами не прочь продать выпивку — и им неважно, сколько лет покупателю. В большинстве такие случаи становятся известными после того, как выпившего подростка отловят на улице. Далее включается простой алгоритм: в магазине, на который указал ребенок, проводится контрольная закупка. И если информация подтвердится, продавца штрафуют на две тысячи рублей. Как правило, не имеет значения, окажется ли за прилавком тот же человек, что продал спиртное юному "информатору", — практика показывает, что в большинстве случаев если в таких магазинах продали раз, то продадут и другой.

Родительский долг

Представим ситуацию — родители не оплачивают коммунальные платежи несколько месяцев и, естественно, накапливают долг. Их ребенок живет относительно благополучной жизнью и ничего не подозревает. Но наступает момент, когда самому младшему члену семьи надо получить справку, например, о составе семьи или для оформления пособия. Неожиданно выясняется: детям должников такие справки не дают.

"Это нарушение прав ребенка в чистом виде", — говорит Елена Баканова. Комиссия отслеживает все подобные случаи самоуправства в районе, и тут у ущемленных семей дорога одна — в прокуратуру.

Вот еще пример. Родители решают расторгнуть брак, и один из них должен в этом случае покинуть квартиру. Очевидно, что им окажется тот, кому принадлежит меньшая доля жилплощади. В некоторых случаях ребенка тоже относят к бывшим членам семьи, и при выписке из квартиры он теряет право на жилье. Подобные случаи были зафиксированы и в нашем районе.

Школа

"Уязвимы как неблагополучные дети, так и дети из нормальных семей", — утверждает ответственный секретарь комиссии. Сами дети идут за защитой редко, а если все же это случается, то эти обращения связаны с проблемами в школе.

Часть их вызвана тем, что ребенок в таком возрасте не может адекватно анализировать происхождение конфликта. При том, что для многих детей школа — в действительности не самое комфортное в психологическом плане место, в некоторых случаях в корне неурядиц лежит реакция самого ребенка на его неуспехи в учебе.

Можно ли воспринимать принудительные субботники и уборку в классе как нарушение прав ребенка? Елена Баканова дает четкий ответ — учебное заведение должно своими (а никак не детскими) силами обеспечить решение хозяйственных вопросов. Ее собственная дочь только что перешла в среднюю школу, и небольшая уборка класса для нее пока что скорее просто увлекательное занятие. Но честно ли эксплуатировать интерес учеников для того, чтобы их руками (и бесплатно) таскать тяжелые стулья и собирать бутылки и шприцы?

Жестокость

Случаи жестокого обращения с детьми становятся известными комиссии только после того, как ей поступит сигнал от соседей, родственников или случайных свидетелей. В свое время нашумела история о воспитательнице детского сада, заклеивавшей скотчем рот ребенку. Тогда это происшествие получило резонанс на уровне страны. Елена Баканова затрудняется назвать, сколько случаев жестокого обращения остаются незамеченными, но подозревает, что с большей степенью вероятности это происходит в сельской местности. Иногда ребенок растет в такой семье, где грубость — это норма. И то, что обычному ребенку покажется несправедливым, для такого будет естественным фоном. Самое удивительное то, что при этом он не хочет расставаться с родителями-тиранами и плачет, если его отправляют в приют.

Хэппи-энд

Вопрос о том, были ли в практике комиссии случаи со счастливым концом, заставляет напрячь память уже всего коллектива комиссии.

Условно счастливой можно считать историю семейной пары, вместе бросившей пить ради благополучия собственного ребенка. Первыми тревогу забили учителя — девочка не высыпалась, стала хуже учиться. Взять себя в руки убеждали родителей и комиссия, и родственники. После этого ребенка отправили на год в приют, и только разлука с дочерью заставила взрослых одуматься. Родители все это время не теряли надежды увидеть ее снова, а после возвращения в семью ребенок долгое время по-прежнему находился под присмотром приюта.

ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ

18 декабря с 14 до 16 часов Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с управлениями образования, здравоохранения, социальной защиты и УВД проводит горячую линию по вопросам, связанным с защитой прав и законных интересов несовершеннолетних.

Всех, кто располагает информацией о фактах употребления детьми и подростками спиртного и напитков, наркотических и токсических веществ, вовлечения их в совершение преступлений, а также о детях, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации, проживающих в неблагополучных семьях, просим звонить по телефону 540-45-51.

Принимаются анонимные звонки.

ИЗ ИСТОРИИ

Конвенция о правах ребенка принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года. Это первый документ в истории человечества, обозначивший права детей на международном уровне. Некоторые из этих принципов впервые были зафиксированы именно в Конвенции. По инициативе Франции день 20 ноября ежегодно отмечается в мире как День прав ребенка.

Конвенция с первых статей определяет приоритет детских интересов над прочими интересами общества. Среди принципов: право на жизнь, имя, гражданство, право знать своих родителей, право на заботу родителей и на неразлучение, права и обязанности родителей по отношению к детям, право на выражение взглядов и свободу мысли. Конвенция устанавливает ответственность государства в защите прав детей от эксплуатации, от незаконного употребления наркотиков, похищения и торговли детьми, определяет права ребенка, попавшего в места заключения, а также права детей на охрану во время вооруженных конфликтов и войн.

Конвенция признана 193 странами и определяет права детей на образование, пользование достижениями культуры, право на отдых и досуг и создание государствами-членами ООН прочих возможностей для развития молодого поколения.

Конвенция состоит из 54 статей, каждая из которых разъясняет индивидуальные права юных граждан в возрасте от рождения до 18 лет в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений.

Конвенция о правах ребенка ратифицирована всеми странами-членами ООН, кроме США и Сомали. Дата ратификации Верховным Советом СССР — 13 июня 1990 года. С момента ратификации Конвенция приобретает на территории страны статус закона, контроль за соблюдением которого осуществляет комитет в составе десяти экспертов.

Владимир КРЮЧЕВ

Газета "Вперед"