Коляда, ты кто?

18 января 2010 4317

Что вы делаете, если в ваш дом постучались ряженые, под песни и прибаутки осыпали вас зерном и… попросили за это награды? Достаете пирожки и конфеты или в шоке захлопываете дверь?

Так уж вышло, что наши любимые зимние праздники — Новый год, Рождество, Крещение — неразрывно связаны с вековым славянским обычаем, дошедшим до наших дней: колядками. И если раньше колядующих можно было встретить только в деревне, то теперь и горожанам все чаще напоминают о веселой забаве.

Как к этому относиться? На этот счет есть два мнения. Наши корреспонденты с разных сторон взглянули на старый русский обычай.

Коляда, ты кто?

Щедрик-Петрик, дай вареник!

Как ни странно, о колядках сегодня дети знают больше, чем их родители. Мы выросли на понятиях, внушаемых правящей партией: вначале "Ленин вечно жив", затем "вечно живое" учение марксизма-ленинизма, затем туманная политэкономия, далее везде. Забавный обычай стучаться в рождественские и святочные вечера в чужие дома, исполнять припевки и получать за это в награду угощение — это что-то не из жизни, а, например, из старого фильма по Гоголю "Вечера на хуторе близ Диканьки".

Моим детям повезло больше: в начальных классах им батюшка — кстати, в стенах школы — обяснил, как был создан мир; я версию не опровергала, поскольку была непротив, чтобы они верили в Бога, и боялась поколебать эту веру.

Младшая пришла с вопросом через пару лет, прочитав в популярном изложении версию происхождения вселенной и планет с точки зрения физиков и астрономов. Я опять ничего не стала комментировать, дав карт-бланш священнослужителям. Пусть теперь сами выпутываются из сказки о существовании земли на трех китах и хрустального свода небесного — представьте, это то, что я услышала от дочери.

Она подумала и выбрала как более убедительную версию астро-физическую. При этом веру сохранила (с трудом, потому что получила медицинское образование), в церковь не часто, но ходит, к людям относится нравственно.

Но я рада этому детскому периоду, когда дочка ходила на деревенский Крестный ход, участвовала в красивых православных торжествах — например, рождественских. И спеть колядку для нее, в отличие от меня, дело отнюдь не стремное, а вполне естественное.

Колядки — древний славянский обычай хождения по домам с поздравительными песнями. Смысл колядок сводился к пожеланиям здоровья, обильного урожая, благополучия. Колядки сопровождались просьбой о подаянии. Пелись колядки под Новый год (в прошлом приуроченный к зимнему солнцестоянию), а также под Рождество и Крещение. Обычай дошел до нашего времени.

"Я лечу от Бога,

Радость вам принес,

Что в вертепе бедном

Родился Христос.

Скорей поспешайте,

Младенца встречайте

Новорожденного".

Сегодня на Рождество колядки поют, но соответствующие: прославляют Великое Событие — Рождение Спасителя. Это — чинные колядки, ряженые ходят со звездой, иногда выступают на фоне вертепа — пещеры с фигурками Младенца Иисуса, его родителей, волхвов, иногда вола, осла и пастухов.

Как относится к обычаю Православная церковь? Вполне благожелательно. Так, на официальном сайте Московского патриархата есть подборка новостей из регионов страны с рассказами о фестивалях рождественских колядок, участниками которых выступают как церковные, так и светские коллективы.

Но есть и другие колядки, сохранившие свои древние славянские корни и обряды. Ведь Коляда — праздник, постепенно вытесненный или слившийся с Рождеством и Святками. А в давнюю пору этот древний дохристианский праздник был связан с зимним солнцестоянием 21 декабря. По одной из версий само слово происходит от имени древнеславянского бога Коляды, который, в частности, якобы и оставил людям календарь.

Деревенские народные колядки, дошедшие до нас несмотря на десятилетия официального атеизма и отторжение церковью из-за их языческого вида, сохранили именно старославянскую атрибутику и смысл.

Вот открывается дверь, и с песнями в квартиру входят знакомые соседские девчонки. Наряженные в русские народные костюмы, буквально собранные из выпрошенных у мам цветастых платков и длинных ярких юбок поверх теплых курток. Как в старину, на шеях бусы и монисты. Щеки ярко нарумянены губной помадой, брови начернены, алые губы смеются — все словно матрешки с вернисажа.

Дочке повезло: среди ее подруг есть те, чьи родители выросли в деревне. Поэтому они, ничего не читая в Интернете, знают не только нужные припевки-колядки, но и что надо нарядиться козой, и что хозяев следует щедро обсыпать зерном пшеницы.

Коляда, ты кто?

Коза, потому что так было у славян: верили, что душа нивы есть козообразное существо, скрывающееся в последний несжатый сноп. Для рассыпанного зерна у ряженых и веник есть — за собой они сами заметают пол и, довольные, покидают дом.

Конечно, мы готовы к приходу колядующих в святочные дни. И в их мешок сыпятся фрукты и конфеты, пряники и мелкие деньги, и даже остатки домашнего торта отправляются туда же. Я уже знаю, что по традиции хозяева за пожелания добра и счастья в дом, щедрого года, должны одарить колядующих. Как и то, что после колядок барышни устроят чаепитие и сласти им пригодятся.

В старину ряженых всегда встречали приветливо, ибо, считалось, в их обличье являются духи предков, которые пришли пожелать добра. Да и побаивались "козу", которая, недовольная приемом, могла и пошалить, например, перевернуть ночью во дворе сани.

Сегодня это только забавная традиция. Но я уверена, что именно традиции, переданные бабушками нашим детям (нас они по известным причинам миновали), — это тонкие ниточки связи времен. И почему-то хочу, чтобы наши дети знали не только, что такое Вифлеемская звезда, но и кто-такой Щедрик-Петрик. Мне, к моему стыду, это рассказала подружка дочери.

Галина СЕРОВА

Поколение "пепси" и колядки

Сохранилось немало народных традиций, которые требуют к себе особого отношения и для себя особого времени и места.

Нельзя, например, накинуть в любой праздник на стол кружевную скатерть, которую сотворила рукодельница пра-пра-бабушка. Этот шедевр достают из домашних запасников по очень ответственным поводам. Уникальная вещица может стать декорацией для спектакля народного театра или будет блистать на выставке умельцев, а может послужить поводом для душевной посиделки долгожителей или творческой встречи с юными подмастерьями.

То же и с вековыми обрядами. Их нельзя занашивать, как старые джинсы и стаптывать, как галоши для огорода. Иначе от красивой традиции останется грубоватый кич или, того хуже, появятся совсем небезопасные забавы. На такие мысли навели наблюдения с натуры.

Коляда, ты кто?

Звонок в дверь, беспечно открываю, и тут же понимаю — засада... На пороге передвижная труппа поселковых колядующих. Зрелище жутковатое: подростки нарядились, как на хэллоуин, в мешковины и лохмотья, волосы всклокочены, лица размалеваны, все лихорадочно возбуждены.

Молодежь ничуть не смущается по поводу своего вторжения. Наоборот, ряженые в восторге от прикола: дверь распахнута, и теперь невольному зрителю никуда не деться. Путь к отступлению отрезан, придется наблюдать вакханалию до конца. Я и наблюдаю, а заодно размышляю, что бы было, выйди за дверь человек в больших летах. Какая-нибудь пенсионерка уже бы держалась за сердце. Вторая мысль, чем буду расплачиваться за сюрприз. Тут, похоже, конфетами не отделаешься. Как бы не рассердились шоумены. Сошлись на пирогах и актуальных закусках. Дверь закрыла с огромным облегчением.

Через полчаса снова звонок. Неужели опять колядки? Спасибо, не надо... Теперь уже с опаской щурюсь в дверной глазок. Ну, этому тюзу открыть придется: детвора из небогатых семей сбилась в команду и честно зарабатывает по подъездам новогодний гонорар сладостями. Просматриваю еще один спектакль. Здесь репертуар привычный, дети стараются и конфетам рады. Подумав, набрасываю пальто и иду провожать детский театр. Ведь где-то поблизости конкурирующая фирма, как бы не подкараулили развеселые подростки юных соперников за ближайшим углом.

Думаю, что своим малышам ни за что бы не разрешила давать представления по подъездам. А уж если в доме так любят массовые гулянья и хотят сообща побаловать ребят сладостями, сами взрослые должны организовать новогодние гастроли с колядками и подарками. Без такой страховки старый обычай "заблудится" в спальных микрорайонах и многоэтажках.

По моему мнению, колядкам привычней в дружных деревнях, где все друг друга знают и чтут неписаный кодекс сельского общежития. Где соседскую детвору не обидят и сельскую долгожительницу рэпом пугать не станут. Да и у старой доброй традиции здесь родная среда. Каждой забаве — свое время и место.

Светлана АНИКИЕНКО

Газета "Вперед"