Чего нет в Японии?

27 октября 2010 5182

Недавно в пассажирскую автоколонну №1791 приезжали по обмену опытом частные перевозчики… из Страны восходящего солнца. Вежливые и очень любознательные гости смотрели, как налажено дело в ремонтных мастерских, которые готовят к пассажирским маршрутам сотни автобусов. Вникали, как обслуживают государственные перевозчики маршруты общей протяженностью в полтысячи километров. Оценили фирменную автодиагностику по мировым стандартам и огромный парк автобусов от «маршруток» до «гармошек» в превосходном состоянии. Гости дружно сказали: «О!» при виде бансай-сквериков у каждого производственного цеха и стильного промышленного дизайна.

Чего нет в Японии?

В фитнес-центре предприятия японцы то и дело спрашивали через переводчика: «Неужели все это бесплатно? И постиранная спецодежда, и баня с бассейном, тренажерные залы и музыкальные душевые кабины, тренировки в спортзалах в любое время дня, визит к врачу?» Получив утвердительный ответ, гости вежливо поклонились и сознались: «У нас такого нет…»

Накануне Дня работников автомобильного транспорта, который отмечается в последнее воскресенье октября, предлагаем нашим читателям репортаж о том, что так восхитило японских частных перевозчиков. О том, чего нет в стране победившей модернизации, но зато есть у каждого жителя нашего района, и чем может воспользоваться каждый автослесарь, водитель автобуса пассажирского автозавода. Это гарантированное государственное пассажирское обслуживание района и полный социальный пакет для коллектива. По итогам прошлого года профсоюзная организация особого предприятия признана победителем отраслевого профессионального конкурса.

Заслуженный автобус

Этой идеей директор пассажирской автоколонны №1791 Сергей Дроздов поделился с «Вперёд» еще год назад. Сказал, что было бы справедливо увековечить память самого заслуженного автобуса отечественного автопрома — старенького ЛиАЗа-677. Недавно задумку осуществили, и место для необычного памятника нашли подходящее. Знаменитость узнаваемого цвета спелой нивы возвышается над внутренним двором автоколонны, по которому снуют автобусы и «маршрутки». Все вместе — старина и современность — создают колоритную картинку. Одним штрихом авторы памятника рассказали, какую масштабную модернизацию осуществило предприятие за два минувших десятилетия.

Чего нет в Японии?

Этот автобус водители и пассажиры в сердцах называли «скотовозом», а чаще по-деревенски ласково звали «скотинкой». И все понимали, что этот трудяга, выработавший по два-три ресурса, вывез на себе в перестройку пассажирский транспорт. Судьба отрасли была в 90-х годах под большим вопросом, в том числе, и в нашем районе. Мы ругали старые автобусы за неказистый вид и вечные технические неполадки, но были несказанно рады, когда он подъезжал к остановке.

О необыкновенной живучести и вместительности ЛиАЗа до сих пор ходят легенды.

Водитель Николай Игнатьев сегодня управляет современной, комфортабельной машиной, но не может скрыть ностальгии при виде старого автобуса на «конечной остановке» посреди автоколонны. Он вспоминает, что все детство колесил на таком ЛиАЗе из Абрамцева в Хотьково в школу и обратно домой. Говорит, что всегда хотел управлять пассажирским автобусом. Старый желтый фургон казался мальчишке пределом мечтаний. Когда он после армии и водительских курсов в пассажирской автоколонне оказался в кабине ЛиАЗа, никто в семье даже не удивился. Профессия сына у них была уже давно делом решенным.

— Однажды я был со своим «тяжеловозом» на подхвате в дневную смену, — рассказывает Николай. — Это был 94-й год, парк старый, машины часто ломались в рейсах. Приходит команда подобрать на Новостройке пассажиров — машина встала на полпути. Приезжаю, а там на обочине длинная «гармошка» и огромная толпа людей, которым надо быстрей добраться до места. Ну, думаю, пропал мой автобус, по швам расползется. И что вы думаете — вся «гармошка» в старый автобус поместилась!

Как часто бывает, у хорошего дела обязательно находится продолжение. Памятник автобусу в автоколонне решено сделать музеем. На предприятии объявлен сбор старых производственных фотографий и автобусных реликвий: билетных касс и знаменитых «пятачков», которые в них опускали за проезд. Может быть, найдутся старые билеты и проездные, абонементы и компостеры, амуниция кондукторов и контролеров. Все это собрание объединят в первую экспозицию пассажирского музея. Николай Игнатьев уже несколько дней по всему дому ведет поиски старой фотографии. Семнадцать лет назад стажера сфотографировали рядом с первым в его водительской биографии автобусом. Ему очень хочется, чтобы этот «пахарь» с синей полосой на желтом фоне обязательно попал в музей автобуса.

Чего нет в Японии?

Модернизация по автобусному расписанию

Николай Игнатьев и другие водители рассказывали, как еще полтора десятка лет назад приходилось ремонтировать автобусы прямо в рейсе или вместе с напарником оставаться в гараже до полуночи, чтобы назавтра было на чем выходить на маршрут. Теперь эти истории можно сдавать в музей, в автоколонне уже совсем другая эпоха. Водитель после рейса сдает машину ночной бригаде автослесарей, и можно не сомневаться, что автобус к первому утреннему рейсу будет в полном порядке.

Ночным автозаводом руководит Виктор Анохин, который в автоколонне уже двадцать лет. В ремонтных мастерских технологическая революция произошла несколько лет назад. Теперь горячая пора в этом цехе наступает, когда автобусы возвращаются в парк и город засыпает. Автослесари в это время разворачивают схемы и инструкции на языках всех автомобильных держав. Район давно пересел на пассажирские иномарки. Даже усовершенствованные отечественные ЛиАЗы собирают теперь подмосковные автомобилестроители в содружестве с американскими коллегами. Ночной автозавод умеет дать вторую жизнь старому «Мерседесу» и обеспечить гарантийное обслуживание его современному собрату.

Днем ремонтная служба не так заметна, но ее на предприятии по праву считают коренным производственным звеном. Председатель профсоюза пассажирской автоколонны Белла Скалунова первым делом ведет нас в ремонтные мастерские, чтобы представить тех, от кого зависит, чтобы автобусы на маршрутах работали безотказно. Под началом у Виктора Анохина карбюраторщик Сергей Тарасов, автослесари Александр Исаев и Дмитрий Карташов, молодой токарь Алексей Чурилов и еще полсотни мастеров, для которых нет невыполнимых задач.

Рядом сервисный центр по обслуживанию новейших приобретений пассажирского автопарка. В воздухе как флажки висят подготовленные на техосмотр многоместные автобусы и «маршрутки» повышенной комфортности и вместимости. От начальника цеха Салеха Искакова узнаем, что участок готовят к плановой модернизации, автоколонна вкладывает в него порядка миллиона рублей из собственных средств.

Чего нет в Японии?

— Да ведь сервисному центру всего несколько лет, — удивляемся мы, — что же тут обновлять?

— Сегодня технологии меняются настолько быстро, — отвечают нам, — что успеть можно, только опережая события на несколько шагов. До сих пор обходились отечественными стационарными подъемниками, но теперь требуется универсальное оборудование. Надо быть готовыми к любой неожиданности с рынка автомобилестроения. До Нового года автоколонна получит три десятка новых автобусов марки «МАНН», а это уже другой автобус. Предприятие не так давно приобрело по лизингу 35 микроавтобусов «Мерседес-Спринт» и уже ждет новую партию в 25 городских усовершенствованных «маршруток». Другие автобусы — новые требования к ее обслуживанию. Вы посмотрите на наш автобусный парк, а ведь это произошло всего за несколько лет…

Дамский резерв

Когда в автоколонне появился первый женский экипаж, мы спрашивали у Сергея Дроздова, тогда еще профсоюзного лидера предприятия, какие перспективы у такой стратегии? Он отвечал, что дамский кадровый резерв рассматривается всерьез. Водителей тогда привлекала высокая московская зарплата. Даже несмотря на то, что для них открыты двери тренажерных залов, гарантировано медицинское обслуживание, обеспечен культурный семейный досуг. Именно от этого набора пришли в такой восторг гостившие в автоколонне частные перевозчики из Японии.

Женская бригада со временем прижилась, благо теперь за штурвалом автобуса можно работать в офисном костюме. На маршрутах уже шесть водительниц, есть даже сестры-близнецы. Но до тотальной феминизации профессии, к счастью, не дошло. Мужские кадры остепенились и в Москву больше не рвутся. Нет текучести в автоколонне, говорят, на предприятие потянулись частные перевозчики.

— А зачем нам работа в Москве, когда у нас здесь столичная зарплата, — говорили нам водители. — И уж совершенно точно, такого семейного отношения к коллективу мы нигде не найдем. От добра добра не ищут.

Светлана АНИКИЕНКО, Газета "Вперед"