ФУКУ или ХИРО сима?

17 марта 2011 3400

После землетрясений и цунами, принесших Японии многочисленные жертвы и разрушения, наибольшую опасность стали представлять атомные электростанции. Весь мир с тревогой следит за ситуацией на АЭС «Фукусима-1», где возникли серьезные проблемы с охлаждением на трех реакторах.

ФУКУ или ХИРО сима?

В субботу, 12 марта, произошел взрыв на первом энергоблоке. А в понедельник утром аналогичный взрыв зафиксирован уже на третьем энергоблоке. Выход из строя охлаждающей системы на втором блоке привел еще к одному взрыву, который случился рано утром во вторник. На «Фукусима-1» возникла угроза полного расплавления ядерного топлива. Повреждена оболочка реактора, откуда произошел выброс радиации. Возник пожар на четвертом энергоблоке.

До последнего времени в правительстве Японии утверждали, что опасность на «Фукусима-1» не сравнима с катастрофой на Чернобыльской АЭС, а международные эксперты, в том числе и специалисты Росатома, оценивали ситуацию как стабильную, не представляющую большой опасности. Тем не менее политические деятели в разных странах высказали свое мнение о дальнейшем развитии ядерной энергетики. Так, канцлер Германии Ангела Меркель сообщила, что в правительстве обсудят и, возможно, пересмотрят стандарты безопасности. А независимый американский сенатор, глава комитета по безопасности Джозеф Либерман заявил, что он был большим сторонником ядерной энергетики, но происшедшие в Стране восходящего солнца события показывают, что «мы должны приостановить наши планы до тех пор, пока не проанализируем то, что случилось в Японии». Россия же, по словам премьер-министра РФ Владимира Путина, не намерена отказываться от использования атомной энергии.

На российском Дальнем Востоке, несмотря на уверения властей в безопасном радиационном фоне, население активно скупает приборы для измерения радиации, а в регионе усилены меры радиационного контроля.

На ГУП МосНПО «Радон», куда мы обратились с просьбой прокомментировать ситуацию на японской АЭС, от комментариев благоразумно и вежливо воздерживаются, ссылаясь на то, что у предприятия другая специфика и другой технологический профиль.

— Это все равно что просить разобрать причины аварии пассажирского авиалайнера пилота, всю жизнь летавшего только на вертолете, — сказали в пресс-службе «Радона». — Конечно, функции летательных аппаратов похожи, но конструкции-то принципиально разные. Соответственно, специфика работы МосНПО «Радон» ни в коей мере не соотносится с работой атомной электростанции. Следует особенно подчеркнуть, что «Радон» не имеет дела с ядерными материалами и отходами. Соответственно, на его территории не может произойти ни атомного взрыва, ни пароциркониевой реакции. А потому жителям Подмосковья беспокоиться не о чем.

Дополнительно нам сообщили, что функционирующая в МосНПО «Радон» система автоматизированного контроля радиационной обстановки, охватывающая территорию Москвы и Сергиево-Посадского района, как до, так и после аварии на АЭС «Фукусима», стабильно сообщает данные, подтверждающие безопасность текущей ситуации с радиационно-экологической точки зрения.

В неофициальной же беседе с некоторыми специалистами, работа которых была связана с АЭС, прозвучало, что выбросы в атмосферу, которые произошли в районе «Фукусима-1», не приведут к серьезным последствиям для человеческого организма; что ядерная энергетика по-прежнему «остается чистым видом производства электрической энергии». Честно говоря, такие рассуждения сегодня кажутся более чем сомнительными.

Владимир ПИМОНОВ

Газета "Вперед"