Главные новости
Неделю назад в клубе "Атриум" состоялась конференция, организованная новой общественной организацией — Комитетом по защите прав граждан в сфере ЖКХ. На нее пригласили активных жителей, коммунальщиков и местных политиков.
Значительную часть мероприятия занял анализ деятельности десяти работающих в районе управляющих компаний. Докладчиком был руководитель Комитета предприниматель Наиль Кутупов. Сразу отметим, что бизнес Кутупова никак не связан с жилищно-коммунальным хозяйством: он занимается поставками спортивного оборудования.
Анализ основывался на многих критериях, главные из которых — отчеты самих УК (управляющих компаний), их прозрачность и мнения жильцов.
Верные "Секару"
Начался доклад с ООО "Секар". Самое слабое звено компании — дебиторская задолженность. Жители должны ей около 9 млн рублей. Не внося квартплату, они выражают протест против низкого качества коммунальных услуг. "Высоким качеством услуг мало кто в районе может похвастаться, — утверждает докладчик. — Но не вносить коммунальные платежи жители не имеют права, пока судом не доказано, что услуги предоставляются им некачественно или неполностью". Образовавшаяся дебиторская задолженность не позволяет "Секару" нормально работать.
На примере "тысячника" видно, как по-разному относятся жители к своей управляющей компании. Там один подъезд за "Секар" готов положить голову, другой подъезд наоборот воюет с "Секаром" вплоть до того, что вызывает жилищную инспекцию. С одной стороны, хорошо, что инспекция откликается на сигналы жильцов, но с другой… Один жилец пожаловался на то, что на чердаке дома нашли матрац. Парадоксально, что таким образом потребители услуг наказали сами себя. За этот матрац инспекция оштрафовала "Секар" на
40 тысяч рублей. Фактически эти деньги были отняты у граждан, ведь управляющие компании функционируют за счет собираемых квартплат.
Вместе с тем менять "Секар" жители не хотят. Это старейшая компания на рынке коммунальных услуг. Люди ее хорошо знают и действуют по принципу "Лучше знакомый черт, чем незнакомый ангел".
От кого бегут жильцы
Учредители "Жилгаранта" — два физических лица. Из 24 домов, которые вначале были в управлении компании, на сегодняшний день осталось только 8. "Перебежчики" оказались в ТСЖ "Конкурсный". Экспертиза Комитета по защите прав граждан в сфере ЖКХ показала, что при создании ТСЖ был допущен ряд нарушений, бросающий тень на ее легитимность. Что же касается "Жилгаранта", под его управлением остались маленькие двухэтажные дома, причем это управление оставляет желать лучшего.
На Ферме их целых три
ООО "Контур" работает в микрорайоне Ферма, где управляет 31 домом. 36 осталось в управлении СП ЖКК “Посад-7”, которой раньше руководил Валерий Помигалов. Сегодня в СП ЖКК “Посад-7” введено внешнее управление, и ее внешним управляющим является Юрий Колмогоров. На Ферме появилась и третья управляющая компания СП ЖКХ "Посад-7" (пятая буква — "Х", а не "К"). Ее открыл тот же самый Помигалов, несмотря на то что у компании около 90 млн долга. Однако 11 домов согласились управляться этой новой СП ЖКХ “Посад-7”. Между тем компания до сих пор не заключила договор с “Теплосетью”, но при этом собирает деньги за ее услуги. Война между “Контуром” и СП ЖКХ “Посад-7” будет продолжаться до тех пор, пока сами жители не соберутся и не выберут ту управляющую компанию, которой доверяет большинство.
Общественная экспертиза была проведена в доме 1а по улице Мира. Дом разделился пополам. Одна половина платит “Контуру” и крепко за него держится. А другая половина так же крепко держится за Помигалова. "Мы пришли к выводу, — заключает Кутупов, — что легитимно этим домом может руководить УК “Контур”, потому что она законным образом провела выборы управляющей компании". Конечно, были нарушения в проведении собраний жильцов, но если никто не подал в суд на “Контур”, то его пребывание на рынке услуг ЖКХ можно считать более или менее законным.
Для чего нужны старшие по дому
У другой УК — ООО “НКС” — уставной фонд составляет 500 тысяч рублей. Она управляет 32 домами на Угличе. На сайте этой управляющей компании довольно грамотно и прозрачно расписаны отношения с жильцами. У “НКС” есть все годовые отчеты с 2006 по 2010 годы, причем в них подробно говорится о каждом доме в отдельности: сколько было собрано платежей, сколько идет на текущий ремонт с указанием конкретных работ, окупает себя дом или нет.
Самое главное, что акты выполненных работ подписывают старшие по дому, непосредственно представляющие интересы жильцов. Более того, ни один управдом не получит денег, если старший по дому, кроме акта выполненных работ, не подпишет акт о содержании придомовой территории и акт о санитарном обслуживании дома.
Наш коммунальный тяжеловес
В ведении "Посад Энерго" 476 домов. У этой компании хорошо отлажена работа аварийно-диспетчерской службы, иначе таким огромным хозяйством невозможно управлять. Однако те же размеры "Посад Энерго" делают ее неповоротливой: коммунальщики не могут в полной мере дойти до каждого дома. Именно поэтому даже в процентном отношении больше всего нареканий со стороны жителей именно в адрес "Посад Энерго".
Не красят “Посад Энерго” и так называемые "письма счастья". В этих письмах, полученных жильцами, говорилось о повышении тарифа по статье "Содержание и текущий ремонт" на 7,2%. Однако принимать решение об изменении тарифа имеют право лишь жильцы на общем собрании. У "Посад Энерго" есть свой сайт, и это хороший канал связи с жителями, но кроме общих сумм, указанных в годовых отчетах, жители хотели бы видеть, как тратятся деньги, собранные с их дома.
Управляющая или обслуживающая?
ООО "КРЭП" управляет домами в Туракове и Птицеграде. Там работают еще две компании СП "ЖЭК" и ОАО "КРЭП". С 13 января 2011 года ОАО "КРЭП" является банкротом. Жители могут ждать либо открытого конкурса, который проведет город, либо самим выбирать способ управления и управляющую компанию. Конечно, в ситуации банкротства нормально поставлять услуги компания не может, но в тарифе "Содержание и текущий ремонт" она убрала статью расходов на управление.
В этом отношении "крэповцы" поступили честно.
СП "ЖЭК" позиционирует себя как обслуживающая компания. Она, по мнению Кутупова, начала свою деятельность с обмана. Компания предложила жителям непосредственное управление. Это означает, что жители сами решают с кем заключать договоры — от ресурсоснабжающих организаций до обслуживающей компании. При этом жители экономят на статье "Услуги управления". В Сергиевом Посаде эта статья составляет 1 руб. 74 коп. с кв. м. Некоторые УК берут 10 % и прописывают это в договоре. Обслуживающая компания СП “ЖЭК” в своем договоре прописала 14 % за услугу обслуживания, но это та же самая услуга управления.
"Жителям нужна сильная рука"
МУП "УК СПМР" — муниципальное унитарное предприятие "Управляющая компания Сергиево-Посадского муниципального района". Эта компания была создана 1 марта текущего года постановлением главы района. На Звездочке Комитет по защите прав граждан в сфере ЖКХ выступил в поддержку муниципального предприятия. "Чувствовалось, что жителям нужна сильная рука, то есть управляющая компания, за которой стоит администрация. Мы подготовили документы для МУП "УК СПМР", в частности, договор и приложения. Договор взяли, а приложения — нет, — говорит Наиль Кутупов. — У муниципальной компании пока нет домов, но она уже наняла обслуживающую компанию СП “ЖЭК”. У этого СП “ЖЭК” есть еще МУП “ГАС” и Сергиево-Посадская расчетная палата. У всех в уставе прописано получение прибыли. Выдержат ли жители такой груз?"
Комитет также обследовал управляющие компании, создаваемые в новых домах самими застройщиками. Но обсуждение плюсов и минусов такой практики — тема отдельной статьи.
Наш вечный вопрос: что делать?
Местную власть на конференции представлял председатель Совета депутатов Сергиево-Посадского района Константин Негурица. Он подробно рассказал о том, как преобразовывалось ЖКХ Пересвета в пору его руководства городом, и подчеркнул мысль, неочевидную для большинства наших сограждан: "Частная фирма всегда эффективнее муниципальной или государственной". Вместе с тем Негурица пояснил, что создаваемая муниципальная управляющая компания не будет аналогом советского ЖЭКа, который сам ставил перед собой задачи, сам их выполнял, сам у себя принимал работы и сам себе их оплачивал. Этот порочный круг должны разорвать подрядчики, которых по конкурсу будет нанимать МУП. Работа подрядчика будет оплачиваться лишь в том случае, если она будет выполнена полностью и качественно.
Звучит красиво и правильно, как заповеди Моисея. Только как все сказанное будет воплощаться на практике? С заповедями ведь у нас как-то не получается.
Источник:
Сергей Шиляев, газета "Ярмарка. Сергиев Посад"
На вопрос участников конференции и жителей города ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ? Председатель Комитета ответил: "В целом исправить положение дел в сфере ЖКХ очень сложно, наш жилой фонд с каждым днем только ветшает. Законодательство наделило собственников жилья широкими полномочиями, но жители до сих пор не чувствуют себя хозяевами — ни своего дома, ни своих денег. Им и в голову не приходит, что статус собственника квартиры равнозначен статусу РАБОТОДАТЕЛЯ и этот статус ОБЯЗЫВАЕТ жильца не только утверждать бюджет расходов управляющей организации, но и КОНТРОЛИРОВАТЬ ее деятельность. Требовать от нее отчета: на какие цели и в каких объемах потрачены средства населения. Как можно ждать ответственного отношения к нашим деньгам со стороны коммунальщиков, если мы сами о них не беспокоимся? И главное, чтобы ЖИТЕЛИ САМИ ЗАХОТЕЛИ НАУЧИТЬСЯ СЧИТАТЬ СВОИ КОММУНАЛЬНЫЕ ДЕНЬГИ, не боялись менять способ управления домом и свою управляющую компанию, если она не выполняет требования жителей. Для более активных и инициативных жителей мы предлагаем создавать так называемые "ленивые ТСЖ", что позволяет жителям самим нанимать и контролировать работу управляющей организации, иметь свой расчетный счет и производить оплату выполненных работ только после приема работ, то есть держать управляющую организацию "на коротком поводке".
Представители Комитета готовы содействовать жителям в любой их инициативе. Дело за малым — захотеть решать коммунальные проблемы!
опрос
Какой социальной сетью Вы чаще всего подьзуетесь?