Иностранцы в России: мифы и реальность

24 июня 2011 4022

Мигранты — больная тема для многих городов Подмосковья. Поэтому мы решили задать несколько вопросов по этому поводу специалисту — Юрию Московскому, директору проектов Фонда развития международных связей "Добрососедство", ответственному секретарю Общественно-консультативного совета при УФМС г. Москвы.

Иностранцы в России: мифы и реальность

— Юрий Викторович, насколько я знаю, Сергиев Посад — это город, с которым у вас лично связано много воспоминаний?

— Да, это верно. В конце восьмидесятых годов в числе, как бы сейчас сказали, волонтеров, я неоднократно приезжал сюда, чтобы поработать в Загорском детском доме для слепоглухонемых детей. И еще впоследствии, когда я писал серию статей о философе Розанове, я не мог не приехать сюда, чтобы взглянуть на дом, где он жил и творил, почувствовать атмосферу этого удивительного города.

— Сейчас в нашем районе многие озабочены присутствием мигрантов из СНГ. (Например, на ул. Осипенко ученицы училища боятся ходить по-вечерам из-за большого количества мигрантов, которые приезжают сюда строить дома некоторых известных фирм. — прим. ред.)

— Многих волнуют эти вопросы, не только у вас, но по всей стране. Давайте попытаемся для начала разобраться, сколько иностранцев сейчас находится в Москве и в области. Слухов вокруг этого ходит много. И в их распространении, к сожалению, негативную роль играют некоторые СМИ, пользующиеся информацией "экспертов", желающих приобрести популярность на жареных фактах. И появляются бредовые утверждения о двух миллионах постоянно находящихся на территории области иностранцах. Или же о таком же количестве приезжих из Средней Азии в Первопрестольной.

В нашей столице, согласно последней переписи населения, проживает около 11,5 миллиона человек. Из них, по данным ФМС, имеют постоянную регистрацию чуть более 9 миллионов граждан России, временную регистрацию 1,1 миллиона, от 600 тысяч до 1 миллиона наших сограждан, в основном из Центрального федерального округа живут и работают в Москве безо всякой регистрации. В дополнение к ним в Москве постоянно находится 300-400 тысяч иностранцев (включая туристов, транзитников, студентов и школьников, коих около 45 тысяч).

Давайте "включим мозги". В Подмосковье живет чуть более 7 миллионов человек. Из них не более 2 миллионов трудоспособных мужчин. Следовательно, если довериться этим "специалистам по миграции", утверждающим о миллионах иностранцах, да еще и нелегальных, получится, что практически все мужчины, живущие в Московской области, — иностранцы. Чушь конечно.

Реально в Московской области может постоянно находиться менее 250 тысяч иностранцев. Что, на самом деле, достаточно много, получается, что каждый девятый взрослый мужчина в области — иммигрант из "ближнего зарубежья". Но ведь не все из них из Средней Азии и Закавказья. По оценкам экспертов, да и по данным ФМС более половины приезжих — из Украины, Белоруссии и Молдавии. К тому же многие из приехавших из Средней Азии — это славяне, пока еще в силу разных причин не получившие российские паспорта.

Конечно же, есть "нелегалы", но таких, вопреки легендам, относительно немного, ведь силовые структуры так поставили работу, что, во всяком случае в столичном регионе, ходить приезжему по улице без документов, все равно что на машине без прав ездить. Поэтому большинство иностранцев конечно же живут вполне легально, а вот работают часто без соответствующего оформления. Как, впрочем, и многие граждане России.

— Между тем, много опасений вызвал новый порядок временной регистрации приезжих — по интернету. Пошли уже страшилки о том, будто теперь мигрант может заселиться в любой квартире без ведома хозяев, а потом чуть ли не заставить работников МЧС открыть дверь этой квартиры в отсутствие хозяев…

— Да чушь это все. Система эта точно такая же, как оформлением загранпаспорта по Интернету. То есть заявку на паспорт высылаешь электронную, но все равно приносишь подлинные документы с реальными подписями и печатями и лично получаешь паспорт.

Здесь тот же самый принцип, состоящий в том, что никакая временная регистрация не-возможна без подтверждения от хозяина жилища. Просто у нас люди привыкли не вполне доверять властям, даже когда они предлагают нечто для них полезное. Особенно в сфере удаленного доступа, в сфере Интернета. Здесь работает тот же самый стереотип.

— Одна из депутатов Госдумы недавно жаловалась, будто в ее доме в Ленобласти кто-то зарегистрировал массу гастарбайтеров в тайне от нее…

— С каждым подобным случаем надо разбираться конкретно. Возможно, проблема была с правом собственности на дом. Ведь без представленных документов от собственника никто никого зарегистрировать не может. Видимо, приобретенная собственность была "не чистой".

— Но ведь нужны России дополнительные рабочие руки? Ведь рождаемость падает? Значит, от мигрантов все равно никуда не денешься?

— Мне не нравится появившийся откуда-то термин "мигранты". Давайте говорить об иммигрантах или об иностранных рабочих, как это было всегда принято.

Люди из-за рубежа, конечно же, будут приезжать к нам работать. Как, впрочем, и из России едут в другие страны. Но я не стал бы преувеличивать роль иностранной рабочей силы для развития российской экономики. Тем более не говорил о том, что народы Центральной Азии или Закавказья могут принять значительное участие в улучшении демографическую ситуацию в России. Да, за 20 лет в Российскую Федерацию переехали около

8 миллионов человек, но ехали к нам в основном люди "русской культуры" — русские, украинцы, белорусы, словом, русскоязычные советские люди. И когда говорят о миллионах приехавших к нам после распада СССР, почему-то об этом забывают.

Граждан России более 140 миллионов, и несколько миллионов иностранцев не смогут решающим образом повлиять на демографию в стране.

Ситуация с приездом иностранцев возникла не из-за нехватки рабочих рук в России. Ведь у нас колоссальная безработица. Но и при этом весьма низкая внутренняя миграция, которая, по сравнению с 1990 годом снизилась вдвое, что объяснимо. Жилье дорогое, а зарплата примерно одинаковая. Поэтому, например, руководители управляющей компании, не заморачиваясь, принимают дворников из Центральной Азии, готовых вроде бы работать за более низкую зарплату, чем наши. А когда кто-то из граждан России пытается устроиться — место уже занято.

Можно без иностранных рабочих обходиться? Можно. И примеры этому есть. СССР обходился. Но уже в 80-х на работу к нам из-за нехватки рабочих на заводах по межправительственному соглашению поехали десятки тысяч вьетнамцев. Именно они или их дети в основном сейчас и живут в России. Кстати, пример Хотькова тоже это показал. Там по требованию жителей дворников из Средней Азии заменили местными жителями. Интересно, как долго эта ситуация сохранится?

Могу задать встречный вопрос: можно ли жить без фаланги мизинца на руке? Можно. А вот… зачем? Так вот и с иностранной рабочей силой в России. В некоторых местностях рабочих рук не хватает по определенным специальностям. На них нанимают иммигрантов. Ну, и зачем по этому поводу паниковать? Если наши граждане не хотят работать на низкоквалифицированных, нетворческих работах, а находят другие области приложения своих талантов, что в этом плохого? Другое дело, если люди готовы работать, а места уже заняты. Ведь работу, которую может выполнять россиянин, должен делать россиянин.

Однако в любом случае иностранный гражданин не должен иметь преимущества перед российским. А сейчас по факту получается, что он такие преимущества имеет. Хотя бы потому, что за него работодатель не платит в Фонд социального страхования. Эту ситуацию, мне кажется, нужно менять. Развивать, например, патентную систему (которая частично в отношении иностранной рабочей силы у нас в государстве уже работает). Причем наличие патента не должно освобождать от уплаты остальных налогов. И медицинскую страховку мигранты должны приобретать обязательную, а не добровольную, как сейчас. На этом они пытаются экономить, а потом все равно едут, в случае проблем со здоровьем, в обычную российскую больницу. А кто его оплачивать должен? Та же самая ситуация со школами и детскими садами. Детей надо учить. Но и их родители должны платить налоги.

Русские никогда не требовали преимуществ, они всегда хотели всего лишь равно-правия. 

 

Алексей Василивецкий, газета "Ярмарка. Сергиев Посад"


В Подмосковье построят спецприемник для мигрантов

В Подмосковье будет построен спецприемник для содержания мигрантов, подлежащих депортации, его строительство оценивается в 250–300 млн рублей, сообщил на совещании первый замначальника управления региональной безопасности Московской области Василий Афанасьев.

Прокурор области Александр Аникин на совещании напомнил, что в Подмосковье сейчас нет спецучреждений для временного содержания мигрантов.

Как сообщил Афанасьев, здание, где можно было бы разместить спецучреждение для мигрантов, начали искать еще в 2006 году.

«Работа в этом направлении продолжается. Однако губернатор Московской области, понимая, что решать проблему трудно, поручил строительство нового спецучрежедния. Из расчета вместимости 200 человек по ценам сегодняшнего стоимость строительства составит около 250–300 млн рублей», — сказал Афанасьев.

Он посетовал на то, что «на федеральном уровне отсутствует законодательная база».


Каждое восьмое преступление в Подмосковье – на счету приезжих

Каждое восьмое преступление в Подмосковье в этом году совершено приезжими. Часто подобные деяния связаны с попытками нелегалов узаконить свое пребывание в России. Об этом на вневедомственном совещании заявил прокурор Подмосковья Александр Аникин.

По его словам, всего в Московской области за пять месяцев зарегистрировано более 40 тысяч преступлений, к 5 тысячам из них причастны иностранцы. Так, в связи с изготовлением и использованием поддельных карт, разрешений на работу и других документов было возбуждено 246 уголовных дел, что на 24,2% больше аналогичного прошлогоднего показателя, передает «Интерфакс».

Сотрудники прокуратуры отмечают с начала года рост преступлений, совершенных мигрантами: на 11,7% – по особо тяжким преступлениям, на 6,1% – по тяжким преступлениям, а также на 14,4% – по преступлениям средней тяжести и на 18,7% – по таким преступлениям, как мошенничество.