Бомжи с пропиской

23 ноября 2011 2880

Главе района Владимиру Короткову пришло коллективное письмо от жителей одного из подъездов в доме №19 на улице Воробьевской с просьбой помочь проживающим с ними по соседству инвалидам Гореликовым. По стечению обстоятельств эта семья оказалась в бедственном положении. Разбираться в проблеме на место выехал депутат горсовета Александр Двойных.

Бомжи с пропиской

Эта квартира скорее напоминает декорации к романам Достоевского, мастерски рассказывавшего о питерских трущобах. Уже с порога в нос бьет резкий, концентрированный миазмами испарений запах, который режет глаза. Дальше главное — аккуратно продвигаться, не задевая стен и находящихся в комнате предметов: валяющегося на крошащемся линолеуме тряпья, грязных коробок, остатков мебели, уже давно не работающего грязного унитаза и ванной, в которой сиротливо валяется труп мыши, не выжившей в этом аду...

Последний штрих на общем полотне разрухи — старушка, бледная, как тень, босая, в заношенном грязном пальто. Ее безумный взгляд проходит сквозь нас, как сквозь полупрозрачных инопланетян или нечто другое инородное, нежданно проникшее в ее ограниченный стенами квартиры и оторванный от всех благ цивилизации мир.

Оказаться на дне жизни может каждый, не зря говорят: от сумы да от тюрьмы не зарекайся, считает Лидия Григорьевна Порошина, соседка Нины Михайловны Гореликовой, гостями которой мы оказались. Лидия Григорьевна одна из немногих людей, которые не просто сочувствуют, но и помогают оказавшейся в беде женщине продуктами или вещами. Она же рассказала нам душещипательную историю семьи Гореликовых.

— Наши дети были ровесниками, мы дружили семьями, вместе ездили в театр, ходили на прогулки, — переживает Лидия Григорьевна. — А теперь она совсем одна — больная и безумная, как я могу ее бросить?!

А ведь когда-то все было иначе. Оказывается, в Загорск Нина Михайловна приехала из Жуковского. Краснодипломницу Бауманского университета пригласили сюда на работу инженером на ЗЭМЗ в отдел, занимающийся микросхемами, где женщина дослужилась до звания “Ветеран труда”. Первый удар жизни Нина Михайловна получила со смертью мужа. Тогда молодая женщина осталась одна с двумя детьми на руках, причем младший сын Дмитрий был еще совсем малышом. Старший, Анатолий, постоянно болел, а после того как его однажды напугала собака, стал заикаться и “чудить”. Специалисты не раз направляли молодого человека в психиатрический диспансер в Абрамцево, но лечение давало лишь временное улучшение, уже через несколько лет заболевание стало прогрессировать.

На этом испытания для Нины Михайловны не закончились. Единственный внук связался с наркоманами, сам подсел на иглу.

— Квартира превратилась в притон, куда мы только не обращались, — продолжает Лидия Григорьевна. — Потом его посадили за продажу наркотиков на два года, к тому времени он уже успел вынести и продать из квартиры бабушки все ценное. Хорошо, что она хоть догадалась его у себя не прописывать, а то бы в момент на старости лет оказалась на улице среди бомжей.

Однако сейчас условия, в которых живет Гореликова, трудно отличить от бомжовых. По состоянию здоровья женщина не может следить ни за собой, ни за квартирой. Кругом сплошная антисанитария, навален хлам, отключены за неуплату (да и в целях безопасности) газ и вода. Находиться в такой квартире не просто неприятно, а опасно для жизни! Старшего сына хозяйки квартиры Анатолия Гореликова благодаря ходатайству Александра Двойных не так давно обследовали, признали недееспособным и направили в Московскую областную больницу №5 в Абрамцево. В ближайшее время его должны определить в специализированный интернат. Младший сын Дмитрий работает в Москве и мать навещает редко, а соседи не в силах взвалить на себя ношу по уходу за старушкой.

— Конечно, для всех было бы хорошо, чтобы Нину Михайловну определили в соответствующее заведение, где ей окажут должный уход, — сетует Порошина.

Но сама Гореликова, сколько ни предлагали, в Дом престарелых ехать отказывается, считает, что ей и здесь хорошо.

— Первое, что нужно сделать, — это восстановить документы и провести медицинское обследование. В случае признания Гореликовой недееспособной ею будут заниматься соответствующие специалисты, а не органы соцзащиты, — считает Александр Двойных. — В свою очередь, я готов встретиться с сыном Нины Михайловны, чтобы помочь ему решить необходимые вопросы.

В тот же день состоялось оперативное совещание главы района Владимира Короткова с заместителем начальника районного управления здравоохранения Дмитрием Голубевым, заместителем директора по социальной работе комплексного центра обслуживания населения Сергиево-Посадского отделения соцзащиты Ларисой Гришенковой и заведующей отделом организации социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов того же управления Татьяной Сорокиной.

Бомжи с пропиской

Как констатировал Владимир Коротков, случай с Гореликовой не единичный в нашем районе, а значит решение нужно принимать не только по конкретной ситуации, а готовить программу мер поддержки социально незащищенных граждан.

— Нам нельзя допускать, чтобы заслуженные люди, всю жизнь добросовестно проработавшие на производстве на благо нашей страны, попадали в такие сложные жизненные ситуации, — подытожил глава.

По словам Татьяны Сорокиной, начать необходимо хотя бы с того, чтобы закрепить за управлением здравоохранения несколько коек в стационаре, чтобы в случае необходимости произвести медосмотр, который подобные люди самостоятельно пройти просто не в состоянии, а после, в случае необходимости, оформлять документы в соответствующие лечебницы и интернаты.

Глава района дал поручение всем службам разработать конкретные предложения по мерам поддержки социально незащищенных категорий граждан, а ситуацию с Гореликовой взять на особый контроль. Результаты обследования и решение по дальнейшим действиям Владимиру Короткову должны доложить в течение двух недель. Если врачи признают Гореликову недееспособной, ей назначат опекуна и определят в специализированный интернат, где женщине будут обеспечены необходимое лечение и уход.

Оксана ПЕРЕВОЗНИКОВА,
газета "Вперед"