Требуется ЖКХ без вредных привычек

30 ноября 2011 2603

Уже два коммунальных сезона районная власть, как спасатель, непрерывно разбирается с острыми коммунальными кризисами в поселениях. В некоторых жилых кварталах отопительный сезон начался с опозданием и только после решительного вмешательства районной комиссии по чрезвычайным ситуациям.

Прошлой зимой несколько поселков пострадали от некачественного мазута, приобретенного коммунальщиками. В пик морозов котельные останавливались, от разморозки спасала лишь спешная доставка мобильных котельных МЧС. Летом же властям стоит огромных трудов возобновить подачу горячей воды в дома. Наконец, из-за технологических ошибок в городской частной котельной произошел взрыв.

Городская прокуратура систематически занимается неразберихой с финансовыми платежами на коммунальном рынке. Нынешний беспокойный коммунальный год всех убедил в том, что в нашем жилищно-коммунальном комплексе что-то надо серьезно менять. О том, какие изменения необходимы в проблемной отрасли, мы спрашивали представителей общественных организаций и авторитетных жителей.

Требуется ЖКХ без вредных привычекВадим АРОНОВ, председатель территориального общественного самоуправления Скобяного поселка:

— Идеальная форма управления — это, конечно, ТСЖ. Но определить сегодня всех жильцов в товарищества собственников жилья совершенно нереально. И дело даже не в том, что большинство пока к этому не готово. Можно научить добровольцев, если поставить цель. Хуже то, что мы по менталитету с этой формой управления не совпадаем. Можно заранее предвидеть, что многие попытки закончатся недоверием жителей к инициативной группе.

На примере кооперативных домов мы видим, как велика польза от ответственного управления своим жилым имуществом. У нас есть дом №26 по улице Клубной: здесь давно установили счетчики и привыкли считать каждую копейку. Потому что жители грамотные. А рядом дома, где явно не дозрели до такого уровня. Их путь лежит в управляющую компанию.

На мой взгляд, сама идея УК неплоха, и даже не столь важно, частная это или муниципальная компания. Главное, отобрать у нее функцию сбора всех платежей в общий котел. По указу президента Медведева, опубликованному 11 июня нынешнего года, жители теперь вправе напрямую рассчитываться за услуги с ресурсоснабжающими предприятиями. В УК должны остаться только деньги на текущий ремонт и благоустройство. Это остудит тех, кто с 10 тысячами рублей за душой приходил на коммунальный рынок за большим барышом и часто уже через год покидал зону обслуживания. Появлялась новая фирма и начинала обслуживать жителей с чистого листа.

Мы предложили ЭМЗ "Звезда" напрямую принимать платежи от жителей. Там озаботились: это же надо открыть расчетную службу, подписать договоры с жильцами, разослать квитанции. Да, вложиться придется, но зато расщепление вносит полную ясность с платежами. Завод хочет вернуть себе 20 миллионов долгов за коммунальные услуги? На мой взгляд, указом президента грех не воспользоваться прямо с Нового года.

Требуется ЖКХ без вредных привычекНаталья КРАСАВИНА, старшая по дому квартала "тысячник", председатель территориального общественного самоуправления Северного поселка:

— Если бы нашему дому предложили сегодня вступить в ТСЖ, я бы первая отговаривала соседей от такого шага. В товарищество могут вступать жители добротного жилища. А вы, конечно, знаете коммунальную судьбу "тысячника". Этот квартал — настоящий страдалец: крыши текут, панели износились, коммунальные сети сданы с дефектом. Как можно с таким "капиталом" вступать в ТСЖ? Я вообще сторонник того, чтобы при таком важном шаге совет дома заключал подробный договор именно с муниципалитетом. Город получает из федерального и областного бюджетов средства на ремонт фасадов, кровель, на благоустройство. ТСЖ тоже должно иметь возможность войти в такую программу.

Нас сегодня обслуживает частная управляющая компания ООО "Секар". На мой взгляд, городские власти недостаточно плотно работают с УК. Странно слышать, когда в городской администрации советуют разбираться с коммунальными проблемами один на один с частниками. Я вот старшая по дому, а попробуй-ка получи для ознакомления акт о проведенных работах. Вам его частные коммунальщики не дадут. И отчет представят расплывчатый, на все дома разом. А где план по конкретному дому, где накопительный счет на каждый корпус? Менять компанию? Если честно, сегодня на районном коммунальном рынке выбирать не из кого.

Еще недавно по закону могли работать только частные УК, теперь появляются муниципальные компании. Мы бы рады перейти на обслуживание муниципалов, но и здесь нет прозрачности. Думаю, что ТОСы хотели бы изучить учредительные документы муниципальных управляющих компаний, мы их пока в руках не держали. Есть вопросы к ЗАО "РКЦ" — расчетно-кассовому центру: хотелось бы большей информированности о предприятии, которое собирает платежи населения. А чтобы было кому задавать все эти неудобные вопросы, в каждом доме должен быть совет жильцов. В "тысячнике" такое самоуправление есть.

Требуется ЖКХ без вредных привычекВячеслав ЛЕОНТЬЕВ, ответственный секретарь общественной палаты района:

— Соглашусь с теми, кто считает, что прозрачности и информированности в нашем ЖКХ категорически не хватает. Я как жилец регулярно получаю квитанции на оплату услуг, которые мне не предоставляют. И понимаю, что у меня и соседей нет никаких возможностей повлиять на эту ситуацию, доказать управляющей компании свою правоту. Общественная палата получает много обращений на эту тему, и у нас есть предложение, как поправить дело.

Районная власть периодически привлекает для контроля за управляющими компаниями городскую прокуратуру. Но это все-таки эпизодические меры, а необходим постоянно действующий инструмент информирования общественности об участниках коммунального рынка. Им бы мог стать совместный с муниципалитетом интернет-портал с полной информацией об УК, их планах, подробных отчетах, с электронным почтовым ящиком для общения с жильцами.

На мой взгляд, такая открытость коммунальных компаний должна стать нормой в районе. А те фирмы, которые не расположены к публичности, не хотят осваивать новые, цивилизованные правила поведения, не понимают важности партнерских отношений с жильцами, должны покинуть коммунальный рынок. Общественная палата готова подключиться к такой работе и вместе с муниципалитетом опекать коммунальный информационный портал.

Требуется ЖКХ без вредных привычекГалина ЛИМОВА, активист ветеранской организации поселка Лоза, участница Великой Отечественной войны:

— В прошлом отопительном сезоне нас так плохо обслуживала частная фирма КСК "Регион", что многие жители, конечно, променяли бы такого партнера на муниципальных коммунальщиков. Как ветеран поселка, я не помню случая, чтобы в 25-градусный мороз в поселке останавливалась котельная, как это было прошлой зимой. Уверена, что муниципальная компания ни за что бы не купила абсолютно бракованный мазут, как это сделали частники. Но есть и еще одно соображение в пользу муниципального управления старыми поселками.

У частников не государственный подход, а сугубо коммерческий. Они не стали вникать, что два десятка коттеджей в Лозе — это те же государственные квартиры, которые выделяли, в частности, ветеранам войны. Им нет дела, что сети здесь устроены так, что все зависят друг от друга. Нас с ходу перевели в частный сектор и потребовали, чтобы мы самостоятельно провели подготовку своих сетей к отопительному сезону. Частные коммунальщики предупредили, что в случае неисправности в сетях мы будем ремонтировать их за свой счет. Так работают частные фирмы. И потому, моя бы воля, отдала свой голос за муниципальную компанию. Думаю, что в новых микрорайонах могут работать и частные УК, главное, чтобы те и другие внимательно относились к заботам жителей.

 

Светлана АНИКИЕНКО,
Газета "Вперед"