"КОПЕЙКУ" ЖДЕТ СУДЬБА "ТРАНСВААЛЯ"?

05 июня 2006 2312

«КОПЕЙКУ» ЖДЕТ СУДЬБА «ТРАНСВААЛЯ»? Сергиев Посад не избалован вниманием крупных столичных торговых сетей. Московских сетевиков, работающих в районе, можно пересчитать по пальцам одной руки. "Эльдорадо", "Связной", "Евросеть", "Альт-Телеком" и "Копейка" - вот, пожалуй, и все крупные игроки рынка, удостоившие своим вниманием Сергиев Посад. Нетрудно заметить, что четыре из названных пяти компаний специализируются на сложной бытовой технике и телефонии, а ниша продуктовых супер- и гипермаркетов, увы, так и остается незанятой. Незанятой - потому что назвать открывшуюся в здании гостиницы "Загорск" "Копейку" универсамом или супермаркетом не поворачивается язык. Надеемся, пока.

Посетив "Копейку" впервые, автор этих строк, мягко говоря, удивился качеству тамошнего обслуживания. Копеечное в первоначальном значении слова, то бишь дешевое до неприличия. Ассортимент стирального порошка, к примеру, был представлен только пятикилограммовыми упаковками "Ласки" - иных брендов и расфасовок ваш корреспондент на полках не углядел, как ни старался. Три вида пельменей, два сорта вареников, две зубные щетки на весь магазин - перечислять "копеечную" скудость товара можно очень и очень долго.

Это, если кто не знает, сетевой универсам с мировым именем, занявший пятую строчку в рейтинге франшиз SellBrand.Ru. У нас что здесь, другая реальность, люди попроще? Не согласен! Картина, открывшаяся взору в свежеотремонтированном зале, конечно, не напоминала заштатное сельпо советских времен, но как по ассортименту, так и по уровню вежливости обслуживающего персонала заставляла вспомнить о недавнем прошлом. "Берите, что есть, а то и это разберут", - я думал, никогда эту фразу в своей жизни больше не услышу. Ан нет.

Вообще, для крупных сетевиков даже подумать о подобном - дикость и моветон. Представьте, что вы поехали отдыхать за границу в отель категории "пять звезд", где портье обкладывает жильцов матом, по комнатам бегают клопы, а в супе плавают тараканы. Картина невероятная, не правда ли? "Этого не может быть, потому что не может быть никогда!" - поразился собеседник нашей газеты - сотрудник сети "Патэрсон", по понятным причинам пожелавший остаться в газете неназванным.

Репутация для сетевиков - превыше всего. Они скорее удавятся, чем допустят сокращение ассортимента. И скидки на то, что магазин, дескать, только открылся и потому в него чего-то не успели завезти, в этом бизнесе тоже не делаются. Открылся - значит, у тебя должно быть все. Чего-то не хватает - переноси открытие.

Кстати, насчет открытия. Его в случае с "Копейкой" не могло быть в принципе. По словам председателя комитета потребительского рынка Сергиева Посада Иды Оя, разрешения на право торговли у "Копейки" нет. "Мы уже направили в УВД предписание, что магазин работает незаконно, - пояснила корреспонденту нашей газеты Ида Микхелевна. - Теперь милиция будет разбираться с бизнесменами по поводу их деятельности". В разрешении предпринимателям было отказано по очень простой причине: они до сих пор не имеют заключения Роспотребнадзора о том, что их деятельность не угрожает здоровью и жизни людей.

Что помешало владельцам "Копейки" оформить нужные бумаги, еще не ясно. Но Роспотребнадзор - не единственная структура, у которой есть претензии к "копеечным" сетевикам. Бизнесмены перепланировали помещение под магазин (раньше в нем размещался ресторан гостиницы "Загорск") без санкции районной администрации. "Разрешения на проектные работы и реконструкцию глава района не подписывал", - подтвердила нашей газете главный архитектор района Любовь Ширяева. По информации из источника в строительных кругах, в бывшем ресторане попросту снесли все опорные колонны, поддерживавшие потолок, и теперь никто не застрахован от того, что сергиевопосадская "Копейка" не станет вторым Трансвааль-парком.

Словом, начиная свой бизнес в районе, владельцы магазина нарушили едва ли не все, что можно нарушить. Корпоративные стандарты сетевой торговли, как видно, супермаркет тоже не соблюдает. По словам начальника районного отдела по защите прав потребителей Ирины Улитиной, на "Копейку" постоянно поступают жалобы: продавцы часто пишут на ценниках заниженные суммы, и покупатель, соблазненный дешевизной товара, узнает его реальную стоимость только на кассе в момент расчета. Удивление не из приятных.

Как такое стало возможным, объяснить корреспонденту нашей газеты так никто и не сумел или, скорее, не захотел. В том числе и в дирекции столичной сети: ее пресс-секретарь Мария Маркова общаться с журналистом категорически отказалась. Запросы по электронной почте тоже не принесли никаких результатов - дирекция не удосужилась ответить ни на один из них. Местные органы власти свою задачу выполнили - передали в правоохранительные органы сведения о незаконном предпринимательстве, и теперь с владельцами магазина будет разбираться милиция.

Нет никаких сомнений - крупные универсамы и супермаркеты Сергиеву Посаду нужны. Приход на рынок столичных сетевиков, как правило, стимулирует конкуренцию и сбрасывает розничные цены, что горожанам только на руку. Но не таким же, позвольте, хамским и беспардонным способом вламываться в город, нарушая все мыслимые и немыслимые законы - как государственные, так и корпоративные! К цивилизованной торговле такое поведение никакого отношения не имеет. Деятельность сетевиков в данном случае скорее можно охарактеризовать термином из лексикона рейдеров - захватчиков крупных промышленных предприятий. На город (область, район, село) и его жителей можно посматривать свысока - это, мол, не мое.

Так не годится, товарищи торговцы.

Арсений МИРОНОВ
Фото Алексея Севастьянова

В 2002 году решением Высшего арбитражного суда России одно из подразделений торгового дома "Копейка" - супермаркет на Хабаровской улице Москвы - было выселено из занимаемого помещения. Суд установил, что в 2000 году компания приобрела это помещение стоимостью полтора миллиона долларов в собственность с нарушением закона. Дирекция торговой сети шесть раз обжаловала решения судов в апелляционном порядке, пока не дошла до Высшего арбитражного суда, который и поставил точку в двухлетнем споре.

Первый магазин "Копейка" был открыт в 1998 году по стандартам таких западных сетей экономкласса, как Aldi и Lidl, и стал первым российским дискаунтером (магазином низких цен). Сегодня ОАО "Торговый Дом "Копейка" является одной из самых быстрорастущих национальных сетей формата "дискаунтер" в России. Выручка компании по итогам 2005 года составила 574.8 миллиона долларов. Под брендом "Копейка" сегодня работают 210 универсамов в Москве, Московской, Нижегородской, Самарской, Тверской, Тульской, Калужской, Рязанской, Владимирской, Воронежской и Ярославской областях.

Торговый дом "Копейка" работает по двум схемам: либо магазины в регионах открываются за счет собственных средств компании, либо местным предпринимателям предоставляется право работать под брендом фирмы (франшиза). Стандартный контракт франчайзинга для Москвы и Московской области стоит 50 тысяч долларов в год. Универсам в Сергиевом Посаде принадлежит торговому дому "Копейка", договор франчайзинга в этом случае не заключался.

Газета "Вперед"