Легенды и мифы уличной торговли

09 апреля 2012 4538

Каждый год администрация Сергиева Посада объявляет операцию по борьбе с незаконной торговлей, уличными барахолками, развалами с изделиями домашнего производства, самовольными мини-рынками огородников и садоводов. Об этом, как всегда, извещают прессу и даже проводят рейды совместно с правоохранительными органами. Поначалу и наша газета откликалась на призыв осветить праведную борьбу города с пиратской торговлей. Помня, как в свое время за год победили ларьки, мы надеялись, что и в этот раз город честно попытается покончить с неприглядным торжищем на асфальте. Но за несколько последних лет окончательно разуверились в упомянутой борьбе. Уличные развалы не уступили и пяди “своей земли”.

Легенды и мифы уличной торговли

В этом году, узнав об очередной операции против незаконной торговли, мы решили разобраться в этом деле и взглянуть на проблему с иной точки зрения. Возможно, некоторые виды мелкой торговли кустарным товаром вообще не следует запрещать? Многие считают, что ее полезнее разрешить, но предварительно хорошо продумать и организовать эту сферу мелкого предпринимательства.

Легенда о бабкиных семечках

Отсчитав неделю после начала открытия “сезона охоты” на уличную торговлю, вместе с фотокором отправляемся по знакомым местам. Ни минуты не сомневаясь, что увидим годами примелькавшийся пейзаж. Так и есть. Через дорогу от привокзального рынка, на тротуаре как ни в чем не бывало торгует продуктовый развал. Среди куч грязного снега пополам с мусором, в облаках выхлопных газов от сплошного потока транспорта на фанерных ящиках разложена на продажу разнообразная продукция неясного происхождения.

Условия работы за этим “прилавком” спартанские. Одни торговцы примостились на чугунной ограде автовокзала, другие топчутся на ледяных кочках. А сколько можно выручить за штучную торговлю чесноком, соленьями-вареньями и кое-какой овощью, спрашиваю у бабули. Она оглядывает свой не шибко изобильный прилавок и прикидывает, что рублей на 200 сегодня, наверное, наторгует. За месяц, если повезет, набежит тысяча рублей. Нелегкий получается приработок к пенсии. Но местные кумушки борются за свою копеечку стойко.

Говорят, недавно развал хотели обложить данью. “Добрые” люди согласны были тянуть хоть по десятке с бабулек. Но бабки оказались с ресурсом: обратились по инстанции, и “доброхоты” оставили развал в покое. Долгожители рынка на тротуаре говорят, что несколько лет тому назад городские чиновники разрешили местным пенсионерам приторговывать у автобусной остановки семечками и всякой всячиной домашнего производства. С тех пор и существует развал, а всем проверяющим рассказывают легенду о давнем устном соглашении. Некоторые даже чувствуют себя ветеранами этой “торговой точки” и настаивают, чтобы им официально выдали что-то вроде значка с разрешением на торговлю.

Миф о бесплатных “вакансиях” на рынках

Оставим эмоции и посмотрим на ситуацию трезво. К чему в итоге привела безразличная позиция городских чиновников? “Пенсионерский развал”, естественно, становится приманкой уже для мелкооптовой подвижной торговли. Кумушки с Рыбной улицы рассказывали, что в иной день им здесь и приткнуться негде, потому что весь тротуар у вокзальной остановки занят мини-грузовиками с различной пищевой продукцией.

Та же картина у подземного перехода напротив Дворца культуры со стороны почты. И здесь местные пенсионерки ссылаются на устное разрешение, которое им, якобы, когда-то дали в городской администрации. Но по соседству нередко разворачивается целая ярмарка с ивановским трикотажем. Если на торговую самодеятельность одних горожан власти смотрят сквозь пальцы, можно не сомневаться, что рядом появится бродячая ярмарка.

Легенды и мифы уличной торговли

Этой зимой на вокзальном развале появился торговец рыбой. Смастерил трехэтажный прилавок, торговал с размахом, пока полиция на днях этот пиратский магазин не прикрыла. Неделя рейдов все же увенчалась задержанием нарушителя. В отделе потребительского рынка не раз заявляли, что по существующим договоренностям на каждом рынке в городе зарезервированы бесплатные места для мелких торговцев домашними продуктами. Почему бы, в таком случае, не разместиться уличным торговцам на официальных основаниях в более приспособленном месте?

Бабушки говорят, что поинтересовались, какие места им отвели на привокзальном рынке. Сходили, посмотрели, оценили “подарок”. По общему мнению, на таких задворках бесполезно и торговать, покупатель там не ходит.

Миф о полезной домашней еде

Увы, придется его развенчать к неудовольствию уличных торговцев. Кто сам выращивал на огороде морковь, сразу распознает на уличном прилавке товар с оптовой базы. Такую крупную и ровную морковь и свеклу выращивают в специализированных овощеводческих фирмах с пятикратной подкормкой плантаций в течение агросезона. Овощь может оказаться и генномодифицированным: ни одного усика врозь, корнеплоды ровненькие, как по линейке. Знакомые рассказывали, что покупали с рук у бабушки на развале “квашеную капусту”, которую явно только утром нарезали и наскоро залили уксусом. Никто и никогда в глаза не видел бочонок, в котором солили огурчики с развала.

Большие сомнения и по поводу молочного товара, разложенного у обочины дороги. Это еще один миф о ценном домашнем продукте. Хотелось бы увидеть смельчака, который отважится отведать такого молочка, купленного у случайного продавца на грязном стихийном рынке. Где гарантия, что молоко не от больной коровы, что его не разбавили водой из-под крана, что не сварили, как супчик, из сухого молока. Кто поручится за соблюдение элементарной санитарии?

Знатоки вопроса с уверенностью говорили, что в радиусе 20 километров от Сергиева Посада коровы уже не найти. И на всю Селковскую округу осталось всего около полусотни коров на частных подворьях. За настоящим продуктом для детского питания здравомыслящие люди стучатся в калитку к знакомым фермерам, которые могут поручиться за качество своей продукции.

Легенда о Блинной горе и Поварской улице

Не так давно, в XIX веке, в наших краях умели так кошеварить и угощать гостей, что до сих пор улицы носят аппетитные названия. Сохранились сведения, что село Клементьевское (ныне это городской микрорайон) было самым богатым на всю центральную Россию. Возрождение домашних пищевых ремесел произошло во время расцвета кооперативного движения еще в бывшем Союзе. Первые предприниматели с большим успехом занимались сбором продуктовых излишков в деревнях. Магазины потребкооперации ломились от солений-варений, фруктов-овощей, консервов домашнего приготовления.

Но, как поется в песне, сегодня осталось только имя. Некогда благополучная отрасль потребительской кооперации превратилась в ту же самую сетевую торговлю. Зайдите в магазины, куда прежде рекой текли эксклюзивные сельские харчи. Найдете тот же набор, что и в других супермаркетах. Если присмотреться, то и наша уличная торговля — это седьмая вода на киселе все той же сетевой реализации. Купили на складах, помыли, разложили пучками — вот и все предложение. Есть редкие попытки магазинов шаговой доступности завязаться напрямую с фермерами. Но сегодня это скорее исключение.

Все понимают, что в селе есть продукция на продажу. Но для того, чтобы это добро достигло города, надо организовать фермерский прилавок. И не на фанерном ящике, а официально и с учетом современных требований к торговле.

От легенд и мифов к малому бизнесу

Сегодня спрос на семена, скоро будет востребована огородная рассада, есть товар, который пользуется спросом на Пасху. Потом накатит волна первой зелени, придут сезоны огурцов, яблок, грибов, картофеля. А значит, городу явно необходим некий мобильный ярмарочный ресурс, чтобы оперативно реагировать на предложение сезонного товара. Ничего невозможного здесь нет. Ведь научились торговать пивом в передвижных легких кафе. Неужели нельзя определить площадки и оперативно открывать мини-ярмарки в сезон распродажи овощей, фруктов и даров лесов. Сюда принесут излишки со своих огородов городские пенсионерки и будут торговать в комфортных условиях.

И значков не надо за рисковую уличную торговлю — достаточно отрывного билетика за малую плату на дневную торговлю в павильоне. Закрепленный санитарный врач будет контролировать качество товара. Городу доход, сельчанам занятость, горожанам натуральные домашние продукты. Городские власти хотят избавиться от пиратской торговли — вот реальная возможность достичь трехстороннего взаимовыгодного партнерства.

Между прочим, тут немалые возможности для районного бизнесинкубатора, который пока что не поразил земляков напором предпринимательских идей. А проект мог бы получиться весьма аппетитный.

 

Светлана АНИКИЕНКО, газета "Вперед"