"ВИЛКА" ДЛЯ ИЗБИРКОМА

25 августа 2006 2177

«ВИЛКА» ДЛЯ ИЗБИРКОМА Корреспондент "Вперед", два дня подряд присутствовавший на судебном заседании по иску Кирилла Апостолова о признании недействительными итогов выборов в горсовет Сергиева Посада по избирательному округу № 3, вышел из здания суда с мыслью, что все это время наблюдал увлекательнейшую клоунаду. Правда, к какому именно жанру клоунского искусства - "антре" или "буфф" - отнести выступления "артистов", автор этих строк определить все же затруднился. Мне доводилось бывать на огромном количестве судебных разбирательств, но такого яркого шоу не видел, честное слово, никогда и нигде.

Вообще, для того, чтобы просто попытаться проследить ход мыслей председателя избиркома Геннадия Гришина и непризнанного секретаря того же органа Юрия Ермилова, нужно запастись немалой выдержкой и титаническим терпением. Означенные граждане за два дня не смогли выполнить простейшее поручение суда - доставить в зал заседания избирательные бюллетени злополучного округа номер три. За это три раза каждый из них был оштрафован на тысячу рублей. Пополнив в общей сложности федеральный бюджет на шесть тысяч, твердолобые избиркомовцы, судя по всему, собирались стоять на своем и дальше, отнюдь не намереваясь предоставлять в суд затребованные документы. Но тут в дело вмешался его величество закон. По словам судьи Маурицы, если на очередном заседании 28 августа Геннадий Гришин и Юрий Ермилов так и не выполнят возложенные на них обязательства, она сочтет, что избирком не смог доказать свою позицию, и признает правоту истца Кирилла Апостолова. Тогда, сами понимаете, выборы все же будут признаны несостоявшимися. Таким образом, избирком загнал сам себя в тупик: с одной стороны, он не может допустить пересчета бюллетеней, с другой - не может смириться с поражением в суде. Такая позиция в шахматах называется "вилкой". В нашем случае, похоже, под удар судебной "вилки" попали как минимум ферзь и король - и то только потому, что двух королей в шахматах не бывает.

ИСТОРИЯ КОНФЛИКТА

"Вперед" уже неоднократно писала о поводе этого судебного процесса. Но все же напомним: один из кандидатов в депутаты горсовета Кирилл Апостолов посчитал, что итоги выборов по округу № 3, где он баллотировался, оказались сфальсифицированными. Такой вывод был сделан на основании элементарного сравнения суммарных данных, поступивших от участковых избирательных комиссий, с конечным итогом, обнародованным горизбиркомом. По первому варианту выходило, что участие в выборах приняло около 18% избирателей, что автоматом делало волеизъявление несостоявшимся. Но горизбирком посчитал, что порог в 20% был все же преодолен. По мнению Кирилла Апостолова, налицо фальсификация результатов выборов - дело, между прочим, уголовно наказуемое. Карается, как минимум, тремя статьями Уголовного кодекса: 141, 142 и 327.

Сразу же после того, как господин Апостолов обратился в суд, в горизбиркоме начались странные пертурбации. От должности секретаря отстранили Елену Савенкову, причем сделали это, не поставив в известность не только ее, но и многих членов комиссии. Секретарем комиссии (по мнению многих - незаконно) стал редактор газеты "Зеркало" Юрий Ермилов - человек заведомо небеспристрастный и необъективный. От Елены Савенковой (в обязанности секретаря входит в том числе и хранение документации избиркома) долго и безуспешно требовали ключи от комнаты, где лежат бюллетени. Мотивацию всей этой цепочки поступков предположить нетрудно: если коробки с документами, поступившие из округа № 3, вскрыть и пересчитать (сейчас они опечатаны участковой избирательной комиссией. - Прим. авт.), то выявить фальсификацию не составит никакого труда. Стало быть, кто контролирует бюллетени - тот и контролирует ситуацию. Автор этих строк свято чтит презумпцию невиновности и никоим образом не обвиняет членов горизбиркома в намерениях сокрыть улики, но какое-то шестое чувство подсказывает мне: получи Юрий Ермилов доступ к бюллетеням - вероятность их внезапной порчи или утраты стремительно бы возросла.

Видимо, такие мысли посещают не только вашего корреспондента. Учитывая важность сохранности избирательных документов, в районной администрации приняли решение на время, пока тянется судебное разбирательство, опечатать комнату с бюллетенями и выставить охрану. Это вполне законно и логично: никакого вмешательства в дела избиркома районные власти не производили (целостность упаковки и печатей участковой избирательной комиссии не вызывает сомнения даже у Геннадия Гришина, но об этом чуть позже), а вот отстаивать интересы жителей, входящих в округ № 3, администрация не то что вправе - обязана. Впрочем, членов избиркома никто права доступа в помещение не лишал. Просто каждое вскрытие комнаты оформлялось документально, чтобы в случае ЧП сразу стало понятно, благодаря кому именно оно случилось. Согласитесь, ход вполне здравый и разумный - персонифицировать ответственность, чтобы было с кого спросить. Однако Геннадию Гришину и Юрию Ермилову такие предосторожности не понравились. Странно даже, почему. Ведь на словах они единодушно заботятся о максимальной сохранности ценных документов.

В ЗАЛЕ СУДА

Теперь к хронике судебного разбирательства. По закону ответственность за хранение использованных бюллетеней несут председатель и секретарь избиркома. Поэтому было вполне логичным, что судья обязала доставить бюллетени для пересчета в суд именно господ Гришина и Ермилова. Причем обязала три раза подряд - два раза 21 августа и один раз 22. Ни одно (!!!) из определений суда выполнено не было. Избиркомовцы постоянно ссылались на то, что районная администрация якобы препятствует их входу в помещение и не дает забрать бюллетени. Хотя на самом деле для того, чтобы получить доступ в комнату с документами, членам избиркома достаточно было подойти в комнату охраны и получить ключи. Но этого они так и не сделали - журналисты телеканала "Радонежье" специально организовали дежурство у кабинета, где хранятся бюллетени, чтобы снять момент ее "торжественного вскрытия". Увы, ни Геннадий Гришин, ни Юрий Ермилов к помещению так ни разу и не подошли. Отметим, одним из условий, выдвинутых властью, было обязательное сопровождение запечатанных коробок в суд под милицейской охраной - чтобы в дороге с ними ничего не случилось. Может быть, именно это и смутило избиркомовцев? Как бы то ни было, выполнять определение суда они отказывались три раза подряд. И все три раза судья штрафовала их за это на тысячу рублей каждого.

Впрочем, один раз бюллетени в горсуд все же приехали. Зампредседателя избиркома Александра Усова под охраной привезла их в зал заседаний. Геннадий Гришин, осмотрев печати, прилюдно заявил: целостность упаковки не нарушена, он готов признать бюллетени "своими". Но тут "на дыбы" встал Юрий Ермилов. По непонятным причинам он категорически отказался согласиться с тем, что зампредседателя доставила документы именно в рамках поручения, возложенного судом на Гришина и Ермилова. Столь иезуитскую логику понять трудно: коробки - вот они, председатель комиссии готов согласиться на немедленный пересчет, а секретарь (с сомнительным, правда, статусом) почему-то на этот шаг идти не собирается. Так и пришлось увезти бюллетени обратно - под охраной и по акту сдать их на ответственное хранение.

КОМУ ВЫГОДНО?

Очевидно, господа Гришин и Ермилов рассчитывали на то, что смогут затягивать процесс до бесконечности - пусть даже ценой больших штрафов. Кстати, сам факт столь легкого расставания с деньгами - тоже, согласитесь, показатель. Для главного редактора газеты три тысячи рублей, может, сумма и небольшая, а вот для пенсионера Гришина - точно приличная прореха в бюджете. Однако на вопрос, не собирается ли он обжаловать штраф как слишком большой, председатель избиркома ответил корреспонденту "Вперед" в том смысле, что ни в коем случае не собирается и, наоборот, "благодарен судье за уроки дисциплинированности".

Но, несмотря на эти заявления господина Гришина, можно, в общем-то, сделать вывод, что опасаться ему нечего - коль он не возражал против пересчета уже привезенных в суд бюллетеней (хотя и доставленных не им), видимо, ничего противозаконного председатель комиссии не совершал. А вот анализ поведения Юрия Ермилова дает основания предположить, что за этим-то гражданином числятся некие грешки, которые он бы очень хотел скрыть.

Начнем с очевидного - с факта, признанного самим Ермиловым на страницах "Зеркала": против него уже возбуждено уголовное дело. Факт, конечно, неоднозначный (виновным, как известно, человека может назвать только суд), но красноречивый. Особенно в контексте последних публикаций "Зеркала", содержащих, по мнению правозащитников, признаки разжигания межнациональной розни. А это, если кто не знает, может стать поводом для возбуждения еще одного уголовного дела в отношении Юрия Александровича - уже по статье 282 УК РФ.

Впрочем, вернемся к бюллетеням. Возникает простой и конкретный вопрос: отчего Юрий Ермилов возражает против пересчета бюллетеней, целостность упаковки коробки с которыми признал председатель избирательной комиссии? Уж не потому ли, что он заведомо знает, что там лежит, поскольку сам принимал непосредственное участие в фальсификации? Тогда, конечно, все становится на свои места. Естественно, штатный юрист горсовета, за которым уже тянется шлейф уголовного преследования (интересно, кстати, как такое терпит председатель городского парламента Михаил Григорьев), не может не понимать, что еще три статьи УК могут стать для него перебором и на условный срок рассчитывать уже не придется. Остальные члены избиркома, судя по их поведению, ни в чем таком не замешаны - оттого и причин препятствовать пересчету у них нет. Думается, эти выводы должны бы заинтересовать правоохранительные органы.

Но, к печали Юрия Ермилова, затянуть дело ему не удастся. По словам судьи, либо на очередное заседание 28 августа избирком предоставит бюллетени для пересчета, либо суд сочтет, что комиссия не в состоянии доказать свою правоту. И тогда, соответственно, велика вероятность того, что иск Кирилла Апостолова будет удовлетворен, что называется, автоматически. "Вилка", господа. Вот только, конечно же, хотелось бы, чтобы бюллетени в суд все-таки доставили. Ведь в их пересчете в первую очередь заинтересованы рядовые избиратели, которые имеют полное право знать, обманули их или нет, и если обманули, то кто конкретно понесет за это ответственность.

Арсений МИРОНОВ

Фото Алексея СЕВАСТЬЯНОВА

P. S. По информации "Вперед", Кирилл Апостолов всерьез опасается за свою жизнь и здоровье. О том, где он будет находиться до 28 августа, знает только ближайший круг его единомышленников, которым истец полностью доверяет.

Газета "Вперед"