ХИМИЧЕСКАЯ МИНА ПОД СВАТКОВО?

30 июля 2007 4237

ХИМИЧЕСКАЯ МИНА ПОД СВАТКОВО? У семи нянек дитя, как известно, без глаза. Сколько ни говорили у нас в стране про “властную вертикаль”, а случись беда — и концов не найдешь. Беда или не беда, а крупная неприятность случилась в Сваткове. И “концы” нужно искать незамедлительно, чтобы для жителей она не превратилась в катастрофу.

В поселке Сватково в трехстах метрах от жилых домов располагается “Загорская птицефабрика”, на которой многие местные жители проработали большую часть жизни. Точнее, ее остов. С 2002 года фабрика была обанкрочена (в поселке уверены, что искусственно). Тысяча человек по этой причине потеряла работу, ведь фабрика — градообразующее предприятие. Без него поселок хиреет.

А 19 июня 2007 года в поселке произошла чрезвычайная ситуация — выброс аммиака на “Загорской птицефабрике”! По неофициальным данным, причина была проста, как кудахтанье: воришки полезли за металлом. Ну, и свинтили чего-то не то...

В Сватково приезжали милиция, ГО и ЧС, скорая помощь. Для локализации ядовитого выброса спасатели с помощью гидрантов устанавливали “водяную завесу”. Но, насколько известно, уголовное дело по статье “Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов” (где говорится как раз-таки о “... хранении химических веществ с нарушением установленных правил, если эти деяния создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде”) никто возбуждать не стал.

Однако жители опасаются, что беда может повториться, и в гораздо более худшем варианте. Уж работники-то бывшие прекрасно знают, что у них там было складировано.

— Например, там на складе за многие годы накопилась масса ламп дневного света, отживших свой срок. А такие лампы — это ртуть. Раньше их утилизацию откладывали до “лучших времен”, но времена-то пришли не лучшие, а худшие. И теперь никто и не подумает платить за их обезвреживание, — рассказывает бывший председатель профкома фабрики Татьяна Петруш.

А главное, на фабрике хранится большой объем ядохимикатов, уже запрещенных в России к использованию. Что произойдет, если они по безалаберности вдруг в концентрированном виде попадут в окружающую среду? Будут отравлены почва и подземные воды, начнется массовая гибель растений и животных, а уж про людей я просто писать боюсь...

Жители Сваткова жалуются, что охрана ядовитых запасов должным образом не организована. На фабрике есть конкурсный управляющий, Николай Орешкин. Что он думает по данному поводу? Что это — более не его забота:

— Несколько лет назад имущество птицефабрики было реализовано в конкурсной массе. Его покупателем стала столичная фирма, у зданий есть хозяин, вот с него и спрашивайте. Телефон? Нет, я с ними давно не общался, не знаю. Меня прокуратура тоже об этом спрашивала, но я им ничего подсказать не мог, — заявил он газете “Вперед”.

Между тем, сватковские активисты, пытаясь выяснить, кто же так “замечательно” охраняет обретший хозяина объект, получили информацию, о которой не знают, что и думать. Просто-таки “Очевидное-невероятное”. Татьяна Петруш на днях обратилась в УВД Сергиево-Посадского района с просьбой выяснить: правда ли, договор на охрану фабрики заключался... с предприятием “Птицефабрика “Мирная” из Люберецкого района! И по этим договорам банкрот выплатил шесть миллионов целковых!? И нет ли здесь состава преступления?

Так и вижу замечательную картинку: побег из курятника. Люберецкие птичницы после работы переодеваются в камуфляж, берут помповые ружья и едут в Сватково в ночной дозор, так сказать. Но позвольте, ведь охранные услуги без лицензии осуществлять вроде бы запрещено? Откуда у птичника лицензия? И где на птицефабрике (а тем более на “Мирной”, а не военизированной) хранить оружие и спецсредства для охранников, а также дубинки и прочее? А главное — зачем? Или речь просто шла о банальном отмывании денег?

В ответе на коллективное письмо жителей Сваткова (три десятка подписей) в администрацию Сергиево-Посадского района, подписанном заместителем главы Юрием Антоновым, сказано: “Администрацией принято решение произвести утилизацию аммиака из холодильной установки птицефабрики. Заключено предварительное соглашение с ГУ “Мособлспас” на проведение данного вида работ. Ответственность за случившееся возложена на владельцев птицефабрики, которых в настоящее время разыскивает Сергиево-Посадская городская прокуратура”.

Разыщет ли их прокуратура до нового ЧП? Администрация района все-таки не сыскное агентство, тут должны сказать свое слово правоохранительные органы. Пусть, пока не поздно, разберутся в этой мутной истории. Газета же, со своей стороны, намерена следить за ходом расследования.

Алексей Василивецкий

Газета "Вперед"