ВИКИНГИ И СЛАВЯНЕ БИЛИСЬ ПОД ХОТЬКОВОМ

22 августа 2007 4284

ВИКИНГИ И СЛАВЯНЕ БИЛИСЬ ПОД ХОТЬКОВОМДесятый век жил своей жизнью в десяти километрах от Хотькова. Вокруг шумели машины и поезда, сновали дачники, а в это время на двенадцати гектарах у деревни Морозово бурлили средневековые страсти, а на полях сражений решались судьбы народов. Во второй раз в Сергиево-Посадском районе прошел исторический фестиваль “Городецкое гульбище”.

Когда рингтон — моветон

Только в эти два дня любой автомобиль, следующий до фестивальной площадки, превращался в машину времени: уезжаешь из двадцать первого века, едешь и приезжаешь примерно в десятый. Точность на фестивале “Городецкое гульбище” относительная — IX -XII век, именуемые также “эпохой викингов”.

Забегая вперед, скажем: “Гульбище” не пошло по общепринятому академическому сценарию и завершило главную битву славян и викингов дружеским братанием обеих сторон. Воины в доспехах на пару десятков кило после ожесточенной серии набегов подошли друг к другу, быстренько оживили “убитых” и отправились по своим средневековым делам.

Недостатка в увеселениях, квасе и медовухе не было. Последняя присутствовала в разных сортах: сергиевопосадская (делает предприятие “Росъ”) и суздальская. По свидетельству ценителей, первая не такая сладкая как вторая.

Открытыми для публики сделали два последних дня. Сами же участники начали обживать поле с начала недели. Разбили шатры, огородили место сражений, воздвигли сцену. Развесили стильные указатели: слово “аттракционы”, выведенное древнерусскими литерами на деревянной доске, смотрелось любопытно.

Почти полсотни исторических объединений более чем из 20 городов России привезли на “Гульбище” все лучшее, на что способны. Признаков современности — почти ноль. Цивилизация заканчивалась на слове “Pepsi”, украсившего крышу павильона, да и то стоявшего за пределами лагеря.

Организаторы настоятельно рекомендовали участникам не выводить на всеобщее обозрение такие узнаваемые вещи как, например, рюкзаки. Внешние швы на одеждах обязательно должны быть ручными. Ткани — домоткаными. Даже кожа пойдет не любая: реконструкторы ищут только такую, которая была обработана в соответствии с канонами тысячелетней давности. Трель мобильника в таких условиях — страшный моветон.

На зрителей это, разумеется, не распространялось. Впрочем, наступали моменты, когда вживание в глубины средневековой древности было столь явственным, что привычная современная одежда гостей начинала казаться чем-то диковатым на фоне таких удобных и милых домотканых рубах.

Клинки — тупые, но звонкие

Повсюду гуляли скучающие милиционеры. Они пили морс и явно были почти без работы. В воздухе кроме запаха дыма витала умиротворенность. Нарушалась она по расписанию — несколько раз в день всеобщее внимание приковывали сражения.

“Футбольные фанаты есть?” — рычал угрожающего вида дядька с дубинкой в сторону трибун, чтобы те подбадривали воинов еще громче. Азартный рев зашкаливал. Не очень приличным жестам, которыми перед боем обменивались стороны, дядька с дубиной давал свой комментарий: “Вот уроды, а ведь почти все с высшим образованием!” Действительно, в средневековые наряды облачились и юристы, и учителя, и экономисты, не говоря уже об историках.

“Техника викингов незатейлива: набежать, напасть и умереть очень быстро”, — комментировал бой ведущий. Да, варягам было уготовано поражение. Король не пал смертью храбрых, а попал в плен. Это было настоящее фиаско. Исправить ситуацию северные соседи попытались вечером — и, как мы знаем, компромисс был найден.

Мечи не острые, перерубить ими ничего нельзя – разве только ушибить. Но и это может быть опасным. Не случайно битва долго не начиналась — зрителей уговаривали отойти подальше от ограды.

Не одними боями жило “Гульбище”. Почти каждый уголок поля таил в себе приключение. Можно было заглянуть в настоящую землянку — очаровательное жилище, украшенное лошадиным черепом. В землянке приятная прохлада, и обитать тут можно хоть круглый год. Смотритель объясняет: летом здесь свежо, а зимой тепло. Дерн на крыше со временем прорастает и покрепче цемента схватывает конструкцию. Жили люди в землянках чуть ли не до XVIII века. Только отапливалась она по-черному, и с годами это подтачивало здоровье подземных жителей. “Вырыли ее за полдня, а навес делали три”, — говорит хозяин.

Древнерусская прибыль

На входе в землянку небольшое блюдце с мелочью — “на починку”. Реконструкторы обладают множеством достоинств, но альтруистами их назвать нельзя. Сфотографироваться в костюмах — готовь монеты. Даже умереть бесплатно не получится. Да-да — на то есть специально обученный палач. Свою компакт-гильотину на дороге он рекламирует так: “Какие хорошие жертвы идут!” “Убиться” и сфотографироваться у него стоит 50 рублей. Прохожие делают это с удовольствием, и не по одному разу.

Тут же многообразие средневековой бижутерии, которая, как заверяют продавцы, есть точная копия настоящих предметов, найденных на раскопках. Цены на дубликаты предметов роскоши доступны даже студентам. Создание таких украшений — небольшая, но уверенная индустрия. По всей стране есть мастера, которые творят вещи, пользующиеся спросом даже у самых привередливых жителей нашего времени. Рядом с украшениями продавались мечи. Их цена уже намного выше, до десяти тысяч рублей.

По “образу и подобию” сделана и кухня. Над углублением в земле кипят котлы. Жарится мясо. Рядом желтыми пятнами выделяются лимоны. Повар сообщает, что питаться так могли только очень богатые люди. “А откуда же лимоны на Руси?” — спрашиваем. Оказывается, от них же, от викингов. А викинги, в свою очередь, могли принести их из жарких стран. “Так и кочевал этот лимон по свету”, — смеется публика. Неподалеку работает харчевня, где можно попробовать блюда очень древнерусской кухни.

Да и само “Гульбище” имеет далеко идущие планы. Со времен организаторы планируют выстроить здесь настоящий город-музей, действующий круглый год. Он мог бы стать отличным туристическим объектом, рассчитанным и на соотечественников, и на гостей из других стран. Реконструкция — дорогое хобби, и долгое время увлекаться им бескорыстно трудно. Кому-то может показаться обидным, что посадскую туриндустрию “раскачают” с другого, столичного конца. И это-то после такого обилия разговоров и планов! Планов было на века вперед, только осуществиться им пока не удалось.

Тем временем столица устраивает у нас красивейшие праздники российского масштаба, разрабатывает туристические тропы по районным достопримечательностям. Стоял бы лагерь, подобный этому, где-нибудь поближе к центру города, может, под стенами Лавры, мечты о потоках туристов в Посад хотя бы на неделю осуществились. И это были бы совсем не паломники. Три-четыре подобных проекта — и лето в городе зазвучало бы совсем по-другому.

Звуки из глубины

“Musica Radicum” — знаковое имя для любителей народной и средневековой музыки. На их выступления приезжают из других городов. Основа коллектива — профессиональные музыканты и факиры, исколесившие всю Европу, включая Шпицберген. Они одинаково популярны и в средневековых замках, и в клубах. В их репертуаре — средневековая музыка народов Европы, расцвеченная яркими огнями. Мастерство факиров увидели не все — темнело слишком поздно, и к этому моменту часть зрителей уже покинула поле.

Среди прочих слышались и кельтские мотивы. Звуки старины переплетались с реальностью: почитатели древней Ирландии, участники московского клуба “Бран” посвящали желающих в тайны Изумрудного острова. Оказывается, быт кельтов напоминал быт славян. “Но не потому что кельты и русские братья навек. Просто это настолько логично, что появлялось в разных местах одновременно”, — говорят они. Только вот с костюмом не все просто: там, где у славян короткая рубаха и длинные, скажем так, брюки — у ирландцев все наоборот. Столичные “кельты” в рубахах до пят увлеченно рассказывают об отличиях в диалектах “гэлика”, коренного языка Ирландии. И это получается так интересно!

За пару лет историкам-реконструкторам удалось сдвинуть огромный пласт: сделать древнюю историю интересной, зрелищной и в хорошем смысле коммерчески успешной. И не менее важно — найти свою публику среди самых обычных людей.

Владимир КРЮЧЕВ

Фото Алексея СЕВАСТЬЯНОВА

Газета "Вперед"