ГРОТЕСК ПОД СЕНЬЮ ЛЬВА

10 октября 2005 2667

ГРОТЕСК ПОД СЕНЬЮ ЛЬВА“Графика Сергея Алимова. Гоголь, Салтыков-Щедрин, Булгаков...” в музее-заповеднике “Абрамцево” (Поленовская дача)

Сообщение о картине Сергея Алимова, похищенной на Франкфуртской книжной ярмарке в октябре 2003 года, пронеслось в те дни по выпускам новостей с пометкой “срочно”. Еще бы — это была одна из самых известных иллюстраций гоголевской повести “Нос”. Картину, к счастью, вскоре нашли. А в ближайшие недели ее можно будет видеть на выставке в музее-заповеднике “Абрамцево”. Не только в литературе, но и в жизни волею судеб перемещающийся “Нос”, а также еще несколько десятков работ художника с мировой известностью экспонируются до ноября в Поленовской даче музея.

Спустя два года франкфуртское происшествие превратилось отчасти в предмет шутки. На открытии выставки в “Абрамцеве” так и говорили: то было высокое признание, когда из всего многообразия великолепных экспонатов сперли именно алимовскую картину.

ГРОТЕСК ПОД СЕНЬЮ ЛЬВАНеакадемическое “сперли” в академической среде звучало вполне нормально. Среди приглашенных на открытие большинство давние друзья Сергея Александровича. Среди них — журналист и фотограф Юрий Рост, взявший на себя роль ведущего, художник-график Алексей Шмаринов, отметивший свое семидесятилетие выставкой в Третьяковке, и многие другие персоны художественного и артистического бомонда. Компания у союзмультфильмовца со стажем и лауреата Государственной премии собралась теплая, то и дело звучали предложения “продолжить открытие на террасе”, где раскинулся дружеский мини-банкет.

Сам художник известен практически каждому жителю нашей страны. По крайней мере, тем из них, кто помнит мультфильм “Каникулы Бонифация”, — Алимов нарисовал того самого льва в тельняшке, который ехал к своей бабушке в Африку. Как художник-постановщик Сергей Александрович создал и другие мультфильмы, среди них известный “Премудрый пескарь”. Прославился в области книжной графики. Иллюстрации к книге “Фантастический мир русской повести”, к сказке Гофмана “Маленький Цахес, по прозванию Циннобер”, к книгам Салтыкова-Щедрина, Чуковского и многим другим произведениям — все это работы Сергея Алимова.

ГРОТЕСК ПОД СЕНЬЮ ЛЬВАДля Абрамцевского заповедника особо важен “гоголевский” цикл — серия листов на темы поэмы “Мертвые души” в технике литографии. Эта тема позволяет в полной мере продемонстрировать художественные приемы автора — гротеск, экспрессию, временами на грани абсурда. В эстетическом плане от циркового льва с сачком уже довольно далеко, но все же это Алимов.

Мультфильмами могли стать и другие эскизы: “Смерть Тарелкина”, “Концерт бесов” и даже “Мастер и Маргарита”. Воплотиться в полноценные анимационные произведения им не удалось. Однако со временем их стали воспринимать как самостоятельные работы.

Часть представленного на выставке создавалась в Абрамцеве. Дело в том, что художник живет здесь вот уже двадцать лет. Вернее сказать, у него, как и у многих его коллег, неподалеку дача. Как признался сам Сергей Алимов, выставляться здесь, с одной стороны, счастье, с другой — великая ответственность. Он упомянул абрамцевские сокровища: “Ведь здесь — удивительные подлинники, здесь в музее современного искусства собрана фантастическая коллекция”. К тому же прославленная атмосфера усадьбы по-прежнему помогает художникам.

Ценители изящных искусств того и гляди нарекут Алимова великим. Студенты же величают его “великим и ужасным”. Он преподает во ВГИКе и в Академии живописи Натальи Нестеровой. Похоже, мастер несколько разочарован нынешним состоянием книжной графики: “Требуется выхолощенное изображение”. Не особо оптимистичен в отношении мультипликации: “Не могу сказать, что и мультипликация получает у нас второе дыхание — может быть, только в рекламе”. Но в своих студентов верит искренне и так же искренне надеется на то, что со временем они обязательно придумают новые краски российской анимации.

Владимир КРЮЧЕВ
Фото А. СЕВАСТЬЯНОВА
Газета "Вперед" №112 (08.10.2005)