Крест Дмитрия Донского

31 октября 2005 2507

Крест Дмитрия ДонскогоКак и о большинстве событий древнего периода отечественной истории, о Куликовской битве мы знаем только из письменных источников - прежде всего летописей, созданных на основе устных преданий. При этом даже самые ранние письменные свидетельства отстоят от времени описываемого события и датируются рубежом XIV - XV веков.

Тем ценнее для нас памятники материальной культуры, прямо или косвенно связанные с этим историческим событием. В Сергиево-Посадском музее-заповеднике хранится уникальный серебряный крест-мощевик середины XIV века, который исследователи считают вкладом предводителя русского войска - московского князя Дмитрия Ивановича Донского в Троицкий монастырь.

Археологические раскопки на Куликовом поле ведутся с 20-х годов XIX века. Однако, несмотря на все усилия, находки крайне малочисленны: несколько крестиков-мощевиков и наконечников стрел, часть доспехов татарского воина, фрагмент русской кольчуги. Не найдено ни массовых захоронений ратников, ни значительных остатков оружия. Историки объясняют отсутствие вещевого материала рачительностью наших предков, которые после битвы тщательно собирали все металлические изделия для перековки.

Достаточно большие по размеру, изготовленные из драгоценных металлов, нагрудные кресты-мощевики в эпоху средневековья являлись принадлежностью знатных лиц. Входили они и в состав княжеского убора. Вместе с дорогим поясом, шапкой и бармами княжич получал его в наследство от отца. Носился такой крест на цепи поверх одежды, считался и предметом личного благочестия, и фамильной святыней, и своеобразным оберегом, призванным охранять своего владельца в повседневной жизни и во время опасных путешествий. Особую "защитную силу" крест приобретал благодаря вложению мощей святых и различных христианских реликвий, а также благодаря специфическому подбору изображаемых святых.

Как гласит надпись, сделанная на одном из боковых срезов "нашего" креста, в него были вложены мощи чудотворцев Козьмы и Демьяна, риза митрополита Петра и "иные мощи стары неведомы". Среди изображений, выполненных толстой черневой линией, угадывается традиционный покровитель русских воинов великомученик Георгий и широко почитаемый как защитник земли русской Николай Чудотворец.

О принадлежности креста Дмитрию Донскому свидетельствуют изображения патрональных святых княжеской семьи - Димитрия Солунского (патрон самого князя), Иоанна Златоуста (покровитель Ивана Ивановича Калиты, отца Дмитрия Донского) и Иоанна Предтечи (патрон Ивана Ивановича Красного - деда Дмитрия Донского).

Как и когда этот крест попал в Троице-Сергиев монастырь, вряд ли будет точно установлено, так же как и его прямая связь с Куликовской битвой. Однако "сопутствие" его московскому князю во время великой битвы представляется вполне вероятным.

Обычно такие кресты вкладывались в церкви или монастыри после смерти его владельца или при погребении, но возможно и прижизненное пожертвование. Известно, что Дмитрий Донской не менее трех раз посещал Троицкий монастырь: "... и милостыню даде, и преподобного игумена Сергия корми и всю братью его". Преподобный Сергий Радонежский крестил сыновей Дмитрия Ивановича Донского Петра и Юрия, присутствовал при составлении духовной грамоты, был на погребении князя.

Галина ЧЕРКАШИНА

Газета "Вперед" №122  (01.11.2005)