"ДРУЖНЫЙ ДВОР" УХОДИТ В НЕБО

08 октября 2008 2383

«ДРУЖНЫЙ ДВОР» УХОДИТ В НЕБОУверен, что абсолютному большинству из читающих эти строки не удавалось в один уик-энд покататься на новом канадском квадроцикле и полетать на самолете Ан-2, нашем легендарном "кукурузнике". Удачное сочетание истории и современности, движения в воздухе и на земле, теплой погоды, синего неба, золота листьев и хорошей компании вообще встречается нечасто.

Вожатым, летом занимавшимся с детьми в рамках программы "Дружный двор", в этом смысле повезло. В субботу глава района организовал для них экскурсию на аэродром "Вихрево" (неподалеку от Хотькова), где базируется клуб "Пересвет-аэро". И это было по-настоящему увлекательно.

Приехали

"Значит, так. Первое, о чем хочу вас попросить, — не разбегайтесь по полю, как тараканы. Будьте вместе, не заходите куда не надо и не трогайте ничего лишнего. Особо хочу отметить — ни в коем случае не хватайтесь руками за винт самолета! У всех, неизвестно почему, обычно возникает желание взяться за него и покрутить. Запомните: это очень опасно! Даже если самолет стоит тихо и двигатель выключен — от поворота может возникнуть искра, он заработает и ничего хорошего уже не будет".

Слегка напугав нас такими словами, инструктор аэроклуба обвел толпу слушающих внимательным взглядом (прониклись ли важностью услышанного) и во главе колонны бодро зашагал на поле, где стояли самолеты, вертолеты и планеры.

Вслед за ним двинулись почти пятьдесят человек, которых можно называть волонтерами, аниматорами или, по старинке, просто вожатыми — суть от этого не меняется. В июле и августе они взвалили на свои плечи тяжкое бремя: работать во дворах с детьми, оставшимися в городе и не уехавшими на отдых в деревню к бабушке, в лагерь или на курорт. Объединить в одну команду ребят в возрасте, например, от пяти до пятнадцати, найти для них общее занятие, игры, развлечения, работу — задача совсем не из легких. Волонтеры справились, причем успешно. Положительных отзывов от ребят и их родителей по окончании сезона было хоть отбавляй.

В качестве "бонуса", дополнительного поощрения, глава района Анатолий Упырев организовал для них поездку в аэроклуб, найдя для этого средства вне бюджета. И сам принял активное участие во встрече. Не в качестве пилота самолета, как некоторые, может быть, подумали. В течение нескольких часов он с удовольствием катал ребят по полям и кочкам на квадроцикле. Однако обо всем по порядку.

На поле

«ДРУЖНЫЙ ДВОР» УХОДИТ В НЕБО"Вот смотрите. Это Ан-2. Самый большой в мире одномоторный биплан, то есть самолет со сдвоенными крыльями", — говорил инструктор аэроклуба. "Кукурузник?" — со знанием дела интересовались девушки. "Да, — подтверждал инструктор. — Народное название — "кукурузник". Самолет исключительно удачной конструкции был и остается популярным во многих странах. Клуб поклонников Ан-2 есть даже в Америке, а в Китае его до сих пор производят".

В это время возле стоящего на травке самолета возились техники, готовя его к заправке. Вскоре туда подъехал огромный бензовоз.

"Впервые Ан-2 поднялся в воздух в 1947 году", — тем временем продолжал свой спокойный рассказ инструктор, однако, заметив беспокойство на лицах, поспешил уточнить, что имеется в виду не этот конкретный экземпляр. Еще он сказал, что отличительная особенность Ан-2 — надежность и неприхотливость, а также возможность взлетать с короткой взлетно-посадочной полосы. Использовали и используют его во многих ипостасях: был и военный, и пассажирский, и сельскохозяйственный вариант.

Всего на поле нашлось четырнадцать образцов авиационной техники: несколько легких самолетов "Вильга" производства братской Польши, миниатюрный отечественный "Овод", неопознанный зеленый моноплан с надписью "Зеленый партизан" на боку (по виду этот "дедушка" летал как минимум во время Великой Отечественной), парочка вертолетов Ми-2 и планеров.

Особый интерес вызвал небольших габаритов самолет с флагом Кубы на хвосте. Нам объяснили, что это "Грифон-100М", отечественная разработка, которая сейчас "доводится до ума" и в скором времени действительно отправится на Кубу. Может быть, к самому Фиделю Кастро и брату его Раулю, как знать!

По кочкам и ухабам

«ДРУЖНЫЙ ДВОР» УХОДИТ В НЕБОЛетать нам предстояло на Ан-2. Пока его готовили ("простоял недельку без дела, надо прогреть"), ребятам предложили покататься на квадроциклах. Квадроцикл — это небольшой, но мощный мотовездеход на четырех колесах, незаменимая вещь для езды по бездорожью. Один из них оседлал глава района, несколько других — ребята из числа вожатых, умеющих обращаться с этим чудом техники.

Девчонок и мальчишек, а также примкнувших к ним корреспондентов газет и телевидения катали по очереди. Ощущение это поистине незабываемое: небольшой, похожий на жука вездеход способен развивать на бездорожье приличную скорость. Ветер в лицо, вверх-вниз по ухабам и вправо-влево при объезде особенно коварных кочек — только держись, чтобы не упасть. Очень здорово, поверьте, особенно если ты сам за рулем (желающим давали такую возможность). Управлять вездеходом в сущности не так уж сложно: рычаг газа на руле да педаль тормоза под ногой, главное не переусердствовать в наборе скорости. Руль довольно тяжелый, что неудивительно: все-таки почти маленький автомобильчик, а никаких гидроусилителей нет и в помине.

В воздухе

«ДРУЖНЫЙ ДВОР» УХОДИТ В НЕБОТем временем Ан-2 прогревался, выпуская из себя огромные клубы дыма, — так, что мы поначалу даже опасались, не загорелся ли он ненароком. Потом дым закончился, и самолет отправился в пробный полет. Поднявшись в небо и сбросив парашютистов, он вернулся на землю и нам объявили: пора.

Для полетов отобрали несколько групп, в нашей оказалось 11 человек. Двенадцатым был инструктор (тот самый, что водил нас по полю). Обстановка внутри самолета весьма спартанская: никаких вам кресел и ковровых дорожек, лишь жесткие сиденья вдоль бортов. Все вокруг очень железное. Мы расселись, дверь закрылась, и биплан начал разбег.

Миг, когда колеса отрываются от земли, очень чувствуется: только что, подрагивая, мчались по взлетной полосе — и вот уже плавно скользим по воздуху. Полет продолжался всего пятнадцать минут, но впечатлений хватало. Осенний лес с высоты птичьего полета очень красив — золото и багрянец. Зеленые поля. Дороги с крошечными машинками и совсем уж миниатюрными людьми. Вскоре подлетели к Сергиеву Посаду, и настало время угадывать, над каким районом города мы сейчас находимся. Вот показалась Лавра, купола храмов, потом снова дома-дороги-люди-машины — и опять леса и поля.

Несколько раз пилоты проделывали для нас "фирменный трюк", давая почувствовать невесомость. Самолет делал внезапный "нырок" вниз, а мы, будучи легче него, в свободном падении взлетали над сиденьями и даже упирались головой в потолок. Девушки, понятное дело, не молчали и громко визжали — правда, оставаясь при этом довольными.

После окончания полетов для вожатых устроили пикник. Готов спорить, что этот день они запомнят надолго.

Александр ГИРЛИН

Фото автора

Газета "Вперёд"