Главные новости
Уверен, что абсолютному большинству из читающих эти строки не удавалось в один уик-энд покататься на новом канадском квадроцикле и полетать на самолете Ан-2, нашем легендарном "кукурузнике". Удачное сочетание истории и современности, движения в воздухе и на земле, теплой погоды, синего неба, золота листьев и хорошей компании вообще встречается нечасто.
Вожатым, летом занимавшимся с детьми в рамках программы "Дружный двор", в этом смысле повезло. В субботу глава района организовал для них экскурсию на аэродром "Вихрево" (неподалеку от Хотькова), где базируется клуб "Пересвет-аэро". И это было по-настоящему увлекательно.
Приехали
"Значит, так. Первое, о чем хочу вас попросить, — не разбегайтесь по полю, как тараканы. Будьте вместе, не заходите куда не надо и не трогайте ничего лишнего. Особо хочу отметить — ни в коем случае не хватайтесь руками за винт самолета! У всех, неизвестно почему, обычно возникает желание взяться за него и покрутить. Запомните: это очень опасно! Даже если самолет стоит тихо и двигатель выключен — от поворота может возникнуть искра, он заработает и ничего хорошего уже не будет".
Слегка напугав нас такими словами, инструктор аэроклуба обвел толпу слушающих внимательным взглядом (прониклись ли важностью услышанного) и во главе колонны бодро зашагал на поле, где стояли самолеты, вертолеты и планеры.
Вслед за ним двинулись почти пятьдесят человек, которых можно называть волонтерами, аниматорами или, по старинке, просто вожатыми — суть от этого не меняется. В июле и августе они взвалили на свои плечи тяжкое бремя: работать во дворах с детьми, оставшимися в городе и не уехавшими на отдых в деревню к бабушке, в лагерь или на курорт. Объединить в одну команду ребят в возрасте, например, от пяти до пятнадцати, найти для них общее занятие, игры, развлечения, работу — задача совсем не из легких. Волонтеры справились, причем успешно. Положительных отзывов от ребят и их родителей по окончании сезона было хоть отбавляй.
В качестве "бонуса", дополнительного поощрения, глава района Анатолий Упырев организовал для них поездку в аэроклуб, найдя для этого средства вне бюджета. И сам принял активное участие во встрече. Не в качестве пилота самолета, как некоторые, может быть, подумали. В течение нескольких часов он с удовольствием катал ребят по полям и кочкам на квадроцикле. Однако обо всем по порядку.
На поле
"Вот смотрите. Это Ан-2. Самый большой в мире одномоторный биплан, то есть самолет со сдвоенными крыльями", — говорил инструктор аэроклуба. "Кукурузник?" — со знанием дела интересовались девушки. "Да, — подтверждал инструктор. — Народное название — "кукурузник". Самолет исключительно удачной конструкции был и остается популярным во многих странах. Клуб поклонников Ан-2 есть даже в Америке, а в Китае его до сих пор производят".
В это время возле стоящего на травке самолета возились техники, готовя его к заправке. Вскоре туда подъехал огромный бензовоз.
"Впервые Ан-2 поднялся в воздух в 1947 году", — тем временем продолжал свой спокойный рассказ инструктор, однако, заметив беспокойство на лицах, поспешил уточнить, что имеется в виду не этот конкретный экземпляр. Еще он сказал, что отличительная особенность Ан-2 — надежность и неприхотливость, а также возможность взлетать с короткой взлетно-посадочной полосы. Использовали и используют его во многих ипостасях: был и военный, и пассажирский, и сельскохозяйственный вариант.
Всего на поле нашлось четырнадцать образцов авиационной техники: несколько легких самолетов "Вильга" производства братской Польши, миниатюрный отечественный "Овод", неопознанный зеленый моноплан с надписью "Зеленый партизан" на боку (по виду этот "дедушка" летал как минимум во время Великой Отечественной), парочка вертолетов Ми-2 и планеров.
Особый интерес вызвал небольших габаритов самолет с флагом Кубы на хвосте. Нам объяснили, что это "Грифон-100М", отечественная разработка, которая сейчас "доводится до ума" и в скором времени действительно отправится на Кубу. Может быть, к самому Фиделю Кастро и брату его Раулю, как знать!
По кочкам и ухабам
Летать нам предстояло на Ан-2. Пока его готовили ("простоял недельку без дела, надо прогреть"), ребятам предложили покататься на квадроциклах. Квадроцикл — это небольшой, но мощный мотовездеход на четырех колесах, незаменимая вещь для езды по бездорожью. Один из них оседлал глава района, несколько других — ребята из числа вожатых, умеющих обращаться с этим чудом техники.
Девчонок и мальчишек, а также примкнувших к ним корреспондентов газет и телевидения катали по очереди. Ощущение это поистине незабываемое: небольшой, похожий на жука вездеход способен развивать на бездорожье приличную скорость. Ветер в лицо, вверх-вниз по ухабам и вправо-влево при объезде особенно коварных кочек — только держись, чтобы не упасть. Очень здорово, поверьте, особенно если ты сам за рулем (желающим давали такую возможность). Управлять вездеходом в сущности не так уж сложно: рычаг газа на руле да педаль тормоза под ногой, главное не переусердствовать в наборе скорости. Руль довольно тяжелый, что неудивительно: все-таки почти маленький автомобильчик, а никаких гидроусилителей нет и в помине.
В воздухе
Тем временем Ан-2 прогревался, выпуская из себя огромные клубы дыма, — так, что мы поначалу даже опасались, не загорелся ли он ненароком. Потом дым закончился, и самолет отправился в пробный полет. Поднявшись в небо и сбросив парашютистов, он вернулся на землю и нам объявили: пора.
Для полетов отобрали несколько групп, в нашей оказалось 11 человек. Двенадцатым был инструктор (тот самый, что водил нас по полю). Обстановка внутри самолета весьма спартанская: никаких вам кресел и ковровых дорожек, лишь жесткие сиденья вдоль бортов. Все вокруг очень железное. Мы расселись, дверь закрылась, и биплан начал разбег.
Миг, когда колеса отрываются от земли, очень чувствуется: только что, подрагивая, мчались по взлетной полосе — и вот уже плавно скользим по воздуху. Полет продолжался всего пятнадцать минут, но впечатлений хватало. Осенний лес с высоты птичьего полета очень красив — золото и багрянец. Зеленые поля. Дороги с крошечными машинками и совсем уж миниатюрными людьми. Вскоре подлетели к Сергиеву Посаду, и настало время угадывать, над каким районом города мы сейчас находимся. Вот показалась Лавра, купола храмов, потом снова дома-дороги-люди-машины — и опять леса и поля.
Несколько раз пилоты проделывали для нас "фирменный трюк", давая почувствовать невесомость. Самолет делал внезапный "нырок" вниз, а мы, будучи легче него, в свободном падении взлетали над сиденьями и даже упирались головой в потолок. Девушки, понятное дело, не молчали и громко визжали — правда, оставаясь при этом довольными.
После окончания полетов для вожатых устроили пикник. Готов спорить, что этот день они запомнят надолго.
Александр ГИРЛИН
Фото автора
Газета "Вперёд"
Популярное
опрос
Какой социальной сетью Вы чаще всего подьзуетесь?