"ЛЮБО!"

25 ноября 2009 2879

Вместо привычного "браво!" этот казачий, выражающий высшую степень одобрения возглас звучал в минувшее воскресенье в зале ДК им. Гагарина на концерте Кубанского казачьего хора.

Государственный академический Кубанский казачий хор — правопреемник Кубанского войскового певческого хора, основанного в 1810 году. Когда в 1920-м, после приезда в Екатеринодар Троцкого, началось расказачивание, хор ушел в изгнание: 27 хористов отправились вместе с тысячами кубанских казаков в Сербию; там же был штаб Кубанского казачьего войска, куда увезли регалии и знамена хора. Восстановлен хор был только в 1936 году, уже как принципиально фольклорный.

«ЛЮБО!»

Многие песни из репертуара Кубанского казачьего хора записаны и обработаны Григорием Концевичем — регентом хора дореволюционного и его первым художественным руководителем после возрождения в 1936 году (он погиб во время сталинских репрессий). Родом из казачьей семьи, он успешно окончил регентские курсы при Петербургской капелле. Оттуда утонченная столичная вокальная школа у Кубанского войскового певческого хора, из которого и вырос современный Государственный академический ордена Дружбы народов Кубанский казачий хор. Григорий Митрофанович искал по станицам певческие кадры, обучал их музыкальной грамоте и вокальной технике, был заядлым собирателем фольклора.

Сегодня уникальный творческий коллектив состоит из трех блоков — хорового, оркестрового и танцевального; всего 120 артистов. С 1974 года возглавляет хор народный артист РФ, лауреат Госпремии России, профессор Виктор Захарченко. Родился он в станице Дядьковской. Не одна известная песня, которая звучала в зале ДК Гагарина, записана именно там. Видимо, поэтому хорошо известные и любимые нами песни слегка непривычно звучали, напрягая "уходом" в украинизированное произношение вполне русских слов. Были среди зрителей и те, кого это отступление от традиции в их понимании, напрягало.

Песенная и танцевальная культура кубанских казаков является самобытной ветвью славянской культуры (русской и украинской), которая во взаимодействии с экзотической культурой кавказских народов обрела неповторимые черты. Песни казаков при этом героизированы, наполнены активной ритмикой, приспособлены к условиям пешего и конного марша. В них слышны как дух бесшабашной казачьей вольницы, так и славянская тоска. И то и другое находит отклик в сердцах россиян.

Ритмы исторического марша запорожцев сменялись трогательной мелодией молитвы, а в народной кубанской песне слышались и удаль казака, и его глубокая печаль. А танец с саблями не оставил в зале ни одного равнодушного — это было действительно самобытно, на высоком уровне исполнения, трогающее за душу. Казаки восприняли не только черкесский костюм (папаха, бурка, сабля), но и их ритмы, "гарцующий" ход мужчин на пальцах и полупальцах, разлет рук.

Более спорным увиделся "эксперимент", где инородные танцевальные па вписали в женский танец. "Казачья плясовая" удивила тех, кто трепетно чтит традиции русской (и казачьей) пляски, подсмотренные на русских деревенских гуляньях. Выход дамского состава танца в костюмах казачек, но при этом классической танцевальной походкой то ли черкесских, то ли осетинских девушек — мелко-мелко перебирая на носочках, и при этом держащих в руках бутафорские гармошки — это было "сильно"! Хореограф-постановщик — артист Кабардино-Балкарии — попытался соединить вещи несоединимые: либо удаль казачек, либо уж пугливая застенчивость осетинок. Не скажу за других, но лично у меня было странное ощущение оскорбленного эстетического чувства. Конечно, может, я и не права. Но на своем сайте Кубанский хор позиционирует себя как "представителя культуры выраженной традиции" и при этом в качестве примера казачьей военной песни приводит песню "Черный ворон". К сожалению, на концерте она не прозвучала, зато добрая половина песен — красивый, но украинский репертуар. Рядом сидел выходец с Кубани и грустно ждал кубанских песен и плясок.

Скоро у хора юбилей — ему исполнится 200 лет. Хор много гастролирует, в том числе за рубежом. Знакомит мир с русской и украинской культурой. Есть легенда, что на саммите Большой восьмерки президент Буш пританцовывал под "Калинку" в исполнении кубанцев, а Клинтон выронил вилку, когда грянул мощный казачий хор. Сергиевопосадская публика, надо сказать, тоже уже во второй раз принимает хор с восторгом, тепло, аплодисменты в зале почти не смолкают даже во время исполнения номеров.

Галина СЕРОВА

Газета "Вперед"