Главные новости
29 января в ДК им. Гагарина прошла ставшая уже традиционной «Молодежная балуха», которую организовал фольклорный ансамбль «Скоморошья слобода». Вместе с сергиевопосадской молодежью зажигали ребята из Москвы.
Дворец им. Гагарина не то чтобы содрогался от притоптываний и прихлопываний — казалось, он сам приплясывает, напевая озорные ернические частушки под балалайку и гармонь:
— Дед с печки слетел
Прямо на бабусю.
А бабуся родила
Девочку Марусю.
…Смех, девчоночьи визги, пузырятся сарафаны, каблуки сапог и туфель впечатывают в пол робость и неуверенность — идет настоящая русская плясовая! Все плясуны — молоды. По периметру фойе, вдоль стены, как в избе, сидят на лавках в основном пенсионеры и люди пожилого возраста, хотя изредка встречаются представители, так сказать, молодого поколения.
Вот к девушке у стеночки подходит статная женщина в русском сарафане зеленого цвета; явно, она здесь старшая. Спрашивает:
— Что скучаешь ты, вся такая одинокая? Где же твой кавалер?
— Нет у меня пары, — смущенно улыбается девушка, — никто ко мне не подходит, не приглашает.
— А ты начинай частушки петь, причем громко, — советует собеседница. — Кавалеров голосом приманивать нужно.
В кругу пляшущих небольшая пауза, идет объяснение, как двигаться в следующем танце.
— Фигура первая, — поясняет молоденький танцмейстер, — парень подходит к девушке, берет ее за руку — вот так. И закручивает девушку три раза. Все поняли?
Поняли-не поняли, а уже гармонист рвет меха, уже балалаечница виртуозничает на трех струнах; и пары, некоторые пока неумело, с опаской отдавить друг другу ноги, втягиваются в танец.
Нет, определенно, эта балуха мне нравится! Но нужно найти организатора действа, руководительницу фольклорного ансамбля «Скоморошья слобода» Татьяну Смирнову. Как и ожидалось, ею, Татьяной свет Юрьевной, оказалась именно та женщина в зеленом сарафане, которая наставляла уму-разуму девушку.
— Татьяна, что это за мероприятие такое — «балуха»? Откуда название такое чудное?
— То, что вы сейчас видите, — это «Молодежная балуха». И происходит это действо не впервые. Уже два с лишним года мы даем понять молодежи, что ей тоже есть место в фольклоре, в наших русских традициях. Еще лет 10-15 назад нам как-то вдруг сразу стал навязываться американский образ жизни — решили, что место молодым там; а в русской культуре только бабушки-старушки да детки малые. И это совершенно ведь неверно. Посмотрите, у нас здесь в основном молодежь. Значит, мы делаем правильное дело!
А слово «балуха» — это сибирское словечко, местечковое. Тамошние бабушки, когда они были молодыми, собирались на эти самые балухи, или, как еще говорят, на вечоры или беседы. Почему взяли сибирское словечко? Но тут уж мои личные привязанности взяли свое: я-то родилась в Иркутске.
— Коллектив «Скоморошья слобода» давно существует?
— Нашему фольклорному ансамблю — девять лет. Здесь во Дворце им. Гагарина мы уже семь лет.
— У нынешнего мероприятия есть какой-то план или сюжет?
— Сюжета никакого нет. Это традиционное времяпровождение, в котором чередуются танцы и игры. Каждое наше мероприятие привязано календарно. Сегодня это просто зимняя молодежная балуха. Но, к примеру, есть рождественская балуха, на которой мы колядуем, где есть такое действо, как вождение козы; есть масляничная — на ней предусмотрены свои игры… И люди, которые постоянно участвуют в наших мероприятиях, которые постоянно с нами, — они включаются в этот календарный цикл. Для них Рождество, Масленица, Пасха, Троица, «Похороны комаря» — это дни, которые имеют свой аромат, свое звучание, свои, непохожие на другие, забавы.
— Откуда берете материал — песенный, плясовой?
— Каждое лето мы ездим в фольклорные экспедиции. Были в Вологодском крае — в районе Тарноги и Великого Устюга. Ездили в Белоруссию, в деревню Столбун Гомельской области — там очень хорошо сохранились народные традиции. В Столбуне местные бабушки нам показали совершенно удивительный обряд «Похороны стрелы».
— А здесь, в Сергиево-Посадском районе, что-нибудь подобное сохранилось?
— К сожалению, нет, не сохранилось. Сказывается близость к Москве. Все большие города, в общем-то, оторвались от корней. Русский фольклор, как я уже говорила, связан с календарем. Это земледельческие традиции, в которых имеют большое значение наши церковные праздники. А мегаполис отрывает людей от земли, от своих корней. Но, тем не менее, на генном ли, на подкорковом уровне память сохранилась. Потому и молодежь тянется к исконной русской традиции.
— Где берете реквизит — наряды, костюмы?
— Мы сами шьем, поскольку увлекаемся этнографическими костюмами. При этом много работаем со специальной литературой.
— Сотрудничаете ли с коллективами из других регионов?
— Конечно! Один в поле не воин. В фольклорном молодежном движении мы не единственные — и слава Богу! Сегодня к нам приехали москвичи — молодежная инициатива «Гуляй, нога!». До этого у нас в гостях были ребята из школы традиционной народной культуры из Вологды.
— Татьяна, у вас лично откуда этот интерес к фольклору?
— Наверное, это увлеченность с детства. Началось все с любви к сказочному. Затем, когда училась в музыкальном училище в Пушкине, у нас был предмет «Народное творчество». Учебник по этому предмету был таким интересным — я читала его как сказку какую-то. Но при этом я не видела ничего живого, думала, что это дела минувших дней. Но потом мне довелось встретиться с удивительным педагогом и подвижником Анатолием Сергеевичем Кабановым, от которого пошла целая плеяда учеников, ныне продвигающих и популяризирующих фольклор в нашей стране. Вообще-то по образованию я дирижер. Но после того как съездила с Кабановым на бакшеевскую масленицу, где мы с ним попели просто для души, я поняла, что фольклор отвечает всем запросам человека. При всей моей любви к классической музыке я считаю, что это все-таки индивидуальное воздействие на личность, а фольклор — он объединяет людей. Он более, что ли, жизненный. В нем есть место и радости, и плачу, и раздумьям. Слава Богу, что у нас есть фольклор!
— Что поете, танцуете? Большой вообще репертуар у «Скоморошьей слободы»?
— В репертуаре у нас более 300 песен. Это обрядовые песни на все календарные праздники, частушки, страдания, лирика. Кстати, петь лирику мы начали сравнительно недавно, поскольку это одно из самых трудных направлений и тут с места в карьер нельзя. Исполняем также былины, исторические песни. А среди танцев — кадрили, хороводы, пляски.
— Расскажите о ваших сподвижниках, о тех, кто вас поддерживает.
— Сподвижники у меня замечательные. Прежде всего это моя семья. В ансамбле поют моя дочка Анастасия, муж Николай и моя мама Любовь Андреевна. Это такое мощное ядро, которое ничем не разобьешь.
Ребята в ансамбле — совершенно удивительные. Среди них есть педагоги, студенты, старшеклассники, психологи, иконописцы, пенсионеры — в общем, народ всякий-разный.
— Татьяна, если к вам на занятие или на мероприятие придет, ну, скажем, таджик или негр — примете?
— Это было бы прекрасно. Конечно, пусть приходит. У нас, кстати, на балухах бывают иностранцы. К примеру, летом был итальянец. Он приезжал погостить к друзьям, а друзья взяли его на балуху. Он плясал со всеми, пытался подпевать – остался очень доволен. А еще был случай в сочельник 17 января. Мы, нарядившись ряжеными, пошли к центру городу, так сказать, «похулиганить». Проходили мимо Макдоналдса. Там какой-то таджик убирал снег. Увидев нас, он так обрадовался, бросил свой инвентарь, стал с нами пританцовывать. И все это было естественно и весело.
О многом мы еще говорили с руководительницей фольклорного ансамбля «Скоморошья слобода» Татьяной Смирновой: о том, что нужна поддержка фольклорному движению со стороны администрации, о народном православии, о воздействии фольклора на молодежь. А потом Татьяна стала подталкивать и меня в круг танцующих.
— Вы сами попробуйте. Фольклор ведь нужно телом почувствовать.
Но я не решился — постеснялся, оробел.
— Ну-ну, — сказала на это Татьяна Смирнова — копите смелость до следующего раза.
Владимир ПИМОНОВ
Газета "Вперед"
опрос
Какой социальной сетью Вы чаще всего подьзуетесь?