Видели, видят, хотели бы видеть

24 августа 2011 2984

В залах местного отделения Союза художников на улице Шлякова открылась выставка "Наш город": сергиевопосадские художники показали город таким, каким они его видят. Или когда-то видели. Или хотят видеть.

Видели, видят, хотели бы видеть

Выставка стала ежегодной, и популярность ее растет. Когда-то этот смотр регулярно пытались приурочить ко Дню города, но потом наступило то, что художники называют "чехардой" с проведением праздника, и выставка потеряла формальную привязку.

"Это, скорее, идиллическое представление о том, каким должен быть город", — говорит художник и издатель Валерий Воробьев, курирующий выставку. Задача не всегда решается "в лоб": помимо узнаваемых пейзажей, которые говорят сами за себя, на выставке собраны также и книги местных искусствоведов, и проекты памятников (например, Пришвину), и даже стенды со снимками фотокорреспондентов районных газет, включая и "Вперёд".

Видели, видят, хотели бы видеть

Большинство работ выполнены в традиционной манере, так уютно чувствующей себя в посадских залах. Но есть и исключения — как в технике, так и в исторической подоплеке.

Вот, например, неутомимый пропагандист старины Виктор Багров делает практически программное заявление, изображая столкновение древнего, еле живого домика и нового (предположительно торгового) центра в районе Валовой улицы. Об этой противоречивой стройке писала местная пресса, а теперь история "перескочила" и на полотна.

Видели, видят, хотели бы видеть

Этот же художник представил также полотно внушительных размеров, изображающее вид на Лавру и Блинную гору с нынешней смотровой площадки. Картину, составленную по нескольким старинным фотографиям, что автор не скрывает, можно изучать как увлекательную книгу: проезжая часть еще узка, насыпи вдоль дороги пока что нет, а башни Лавры не белые, как сейчас, а еще розовые. А вот люди застыли в неуклюжих позах — они же списаны с фотографии, сделанной в те времена, когда от модели требовалось замереть и не шевелиться довольно продолжительное время.

Отличный от принятого взгляд рискнул представить дизайнер Вячеслав Павлюк, не часто, но эффектно заявляющий о себе на выставках. Его картине, на которой город изображен весьма условно и оттеняется яркими разноцветными шарами, долго не могли найти места и в итоге разместили над дверью.

Разговоры о том, что старый Посад уходит, а на новое без слез не взглянешь, слышны уже не первый год. И как любая трезвая мысль, повторяемая без устали по кругу, она превращается в нечто хоть и правильное, но банальное и оттого неинтересное.

Есть ли практические шаги, которые художники готовы предложить? Согласны ли они смириться с тем, что происходит вокруг? Будут ли художники следующего поколения вдохновляться тем, что строится сейчас?

Конкретных ответов услышать не удалось. Не претендует на обладание истиной в последней инстанции на энциклопедичность и сама выставка. "Гостям города по этим работам будет трудно представить облик Сергиева Посада во всей его полноте", — убеждена сергиевопосадский искусствовед и преподаватель Ирина Полунина, считающая, что в большей степени картины вызовут отклик у местных жителей. Но разве не будет интересно и тем и другим увидеть границу между Посадом реальным и воображаемым?

Владимир КРЮЧЕВ, газета "Вперед"