Пять жемчужин Шукшина

03 сентября 2011 3149

В минувшие выходные в театре-студии «Театральный ковчег» прошел предпремьерный показ спектакля «Верую» по рассказам Василия Шукшина.

Пять жемчужин Шукшина

Сразу скажу, что будучи сугубо городским человеком, я никогда не испытывал увлечение деревенской прозой. Ностальгия почвенника по земле, скотине, утренней росе всегда казалась мне надуманной потребностью. Но ковчеговцы открыли для меня Шукшина. И я не преувеличиваю. Молодые в основном актеры под руководством такого же молодого режиссера нарисовали выпуклые, живые и щемящие образы.

Московский режиссер Юрий Попов родился в глухом селе в республике Коми. Поэтому шукшинские мотивы ему знакомы и близки. В 17 лет будущий режиссер попал в любительский театр. Потом актер познакомился с режиссером Олегом Нагорничных, который тесно сотрудничает с «Театральным ковчегом» и преподает в ЯГТИ — Ярославском государственном театральном институте. Юрий Попов поступает на актерский факультет института и заканчивает его в 2003 году. Потом играет в Москве, и через два года поступает на режиссерский курс Михаила Борисова в Щукинском училище.

Спектакль, который прогнали для прессы и своих в «Театральном ковчеге», — четвертая работа Юрия Попова. Он составлен из пяти рассказов Шукшина — «Игнаха приехал», «Сапожки», «Жена мужа в Париж провожала», «Верую» и «Степка». «Главной сложностью постановки, — говорит режиссер – было найти форму существования в шукшинском материале, потому что это была не пьеса, написанная для театра, а проза». К тому же почти невозможно сыграть публицистику, которой буквально нашпигованы рассказы Шукшина.

Успех показанной постановки связан в первую очередь с тем, что режиссеру удалось нащупать точки соприкосновения образов с личным опытом самих актеров. Иначе невозможно, потому что Шукшин не терпит фальши. Здесь нельзя ограничиться стандартным набором ужимок. Ковчеговцам удалось прожить судьбы своих героев и таким образом вовлечь зрителей в происходящее на сцене. Зрители словно становятся гостями или соседями шукшинских персонажей. Отсюда сопереживание и внутреннее очищение. Даже в неоднозначном для христианина рассказе «Верую» в спектакле «Театрального ковчега» звучит чисто шукшинская любовь к человеку и вера в человека.

Подбор и порядок следования рассказов глубоко продуманы. Первый рассказ «Игнаха приехал» — абсолютно атмосферный. Зрители просто влюбляются в героев и в место действия. Зал словно чувствует деревенской дух, в котором свобода сочетается с борьбой за выживание. После первого рассказа у зрителей возникает желание смотреть спектакль дальше. Второй рассказ «Сапожки» — любимый в народе жанр лирической комедии. Здесь зрителей «берут» чисто театральными приемами. За третьим рассказом «Жена мужа в Париж провожала» с веселым началом и трагическим финалом следует антракт, на который зрители уходят в грустной задумчивости. Завершается спектакль «Степкой», который у Юрия Попова превращается в гимн свободе, причем не абстрактной, а здесь и сейчас.

Звездой спектакля несомненно можно назвать Павла Зверева. «Да, — соглашается режиссер. — Сегодня он был в ударе. Хотя у Паши нет актерского образования, активное участие в играх КВН привило ему добротные театральные навыки».

Официальная премьера спектакля «Верую» состоится в середине октября.

Сергей Шиляев, газета "Ярмарка. Сергиев Посад"