Главные новости
Минувшее столетие для народной игрушки в нашей стране выдалось непростым. Ею пренебрегали в этнографических экспедициях, ее изучением традиционно занимались не искусствоведы, а люди из сферы образования, и даже сокровища нашего знаменитого Музея игрушки долгое время были упрятаны от глаз зрителей в ящиках, которые хранились в одном из конторских зданий по проспекту Красной Армии.
Кандидат искусствоведения, автор книг по русской игрушке, специалист "Культурного центра Хотькова" Галина ДАЙН была одной из первых в стране, кто распечатывал эти ящики и возвращал их содержимое к жизни как в прямом, так и в переносном смысле.
Это при ее непосредственном участии в шестидесятых произошла незаметная, но важная революция — в сознании людей, в науке. С огромным трудом ей удалось защитить в Московском университете первую в стране кандидатскую диссертацию, посвященную игрушке. Именно тогда игрушка впервые стала официально признана видом русского искусства.
Накануне I открытого фестиваля "Игрушка в культуре России" мы поговорили с ней о судьбе современной народной игрушки, о сложностях пути и о плюсах нового времени.
— Галина Львовна, как вы и ваши коллеги чувствуют себя сегодня, когда народная игрушка, казалось бы, ушла в тень?
— Творческая работа всегда держит на высоте, я оптимист. Занимаясь раньше, скажем, технологией тряпичной куклы или папье-маше, я понимала, что с государственной точки зрения это считалось чем-то неперспективным, устаревшим. В то время в стране внедрялись новые материалы, пластмасса, массовая игрушка выходила миллионными тиражами, и все рукотворное в таких условиях считалось неперспективным. А потом и это производство погибло, зато люди скоро поняли, что не хотят «питаться» исключительно импортной штампованной игрушкой, которая заполонила магазины.
— Что же происходит в этой сфере сейчас?
— Ручной творческий труд — это настоящая магия, он воспитывает и притягивает народных мастеров. Они работают по всей России, кто по одиночке, кто-то объединяется. Их труд сегодня абсолютно востребован. Правда, приобрести их изделия, к сожалению, можно только через Интернет или на выставках. Продвинутые молодые родители, преимущественно из больших городов, стремятся покупать своим детям рукодельную национальную игрушку, пусть и дорогую. Жизнь не стоит на месте. Выходят новые книги. Могла ли я тогда представить, что выпущу и издам книгу о тряпичной игрушке и по всей стране по этой книге будут шить куклы и мячики? Только сейчас это возможно. Кто мог подумать, что именно в XXI веке станут так востребованы и популярны мои труды по русской игрушке? Сейчас мы издаем серию книг "Игрушка в культуре России", в которую войдут 15 томов. Мой муж Борис Григорьевич иногда шутит: "Галя! Ты сработала как целый научный институт". Я очень рада, что название серии по русской игрушке переросло в имя нашего нового фестиваля. Кстати, фестивали народного творчества уже существуют во Владимире, в Ясной Поляне, в Липецке, Кирове, в Вельске, в поселении Богородское...
— Как фестивали помогали игрушке возвращаться к жизни?
— Это можно сравнить с часами: если их завели, то они дадут импульс продолжению начатого. Возьмем, к примеру, городок Шенкурск, о котором раньше вообще никто не знал. Это в Архангельской области, добраться туда можно только на понтоне через Вагу, но сейчас это настоящий центр возрождения национальных традиций. Все началось с того, что местный музей пригласил выставиться известного московского коллекционера Татьяну Басову. Специально за ее коллекцией в Москву послали какой-то маленький страшненький "пазик", и завертелось... Народ загорелся, кукол там начали делать, причем очень успешно.
— Какие ошибки важно не допустить, начиная фестиваль, подобный тому, что планируется?
— Важно, чтобы работа была системной. Пройдет несколько лет, прежде чем мы увидим результат, зато к городу, который смог сохранить свой фестиваль и правильно определить свои координаты на карте культурных ценностей Родины, начинают относиться серьезно и с уважением. Меняются времена, меняются люди, но игрушка остается, и сейчас, когда многое уже потеряно безвозвратно, нужно попытаться вернуть Сергиеву Посаду былую славу столицы русской игрушки.
— Вы видели, как это бывает в других городах. Расскажите!
— Часто подобные фестивали проходят на улицах, под открытым небом. Помню, как на площади в Вельске под Архангельском даже делали большие деревянные скульптуры. Лил дождь, но люди не расходились, им было интересно. Также обычно для гостей по улицам проводят экскурсии. Музеи, как правило, всегда принимают в этом участие, открывают фонды, показывают редкие экспонаты. Подключаются предприниматели. Фестивалей немало, но все они разные. И цель их — объединить людей вокруг хорошей идеи, способствовать развитию народного творчества, национальных традиций, туризма.
— Похоже, еще ни один город не делал игрушку брендом...
— Конечно. А кто еще кроме нашего района может по праву это сделать? И удивительно, почему это началось так поздно. Кстати, сами мастера замечают, что родители часто не понимают народную игрушку, для них это что-то такое несерьезное, пустяк. Я думаю, что в некотором смысле они просто потерянное поколение. А дети-то все чувствуют, они просят купить. Вот у кого, у ребенка надо учиться!
И напоследок пример. В прошлом году Галина Львовна со своим верным помощником супругом Борисом Григорьевичем, выпустив красочный содержательный двухтомник "Сергиев Посад — столица русской игрушки", решили взять паузу и отдохнуть. Скрыться от любимой темы совсем, например, на теплоходе. Вдвоем отправились в путешествие по старинным городам: Костроме, Ярославлю, Мышкину... "Хоть там отдохну от игрушки!" — подумала Галина Львовна. И как же она ошибалась. Сначала заметили на палубе стенд с куклами, а потом было еще интереснее — выяснилось, что на корабле для пассажиров, в том числе и иностранных, открыта студия тряпичной игрушки, а занятия проходят по одной из книг Галины Дайн!
Владимир КРЮЧЕВ
Газета "Вперед"
Глас народа
Чем обрадовать друзей? Какую игрушку-сувенир из Сергиева Посада вы бы подарили друзьям? С таким вопросом мы обратились к жителям города, и, как выяснилось, у нас есть из чего выбрать. Ирина Трофимовна: — У нас обычно дарят матрешки, простые. Я так далека от этих игрушек... Но если очень хорошим друзьям — то, может, платок красивый. Сергей: — Сувенир из Посада? Надо подумать. Наверное, что-то из того, что делалось у нас в Институте игрушки. Куклы, может, такие, в народных костюмах. У меня тоже есть одна. Встретил ее случайно по работе, понравилось, купил себе такую же. Елена и Полина: — Есть такие петушки и курочки, которые клюют зерно в круге. Подставка крутится, а они клюют. Мы уже покупали их в подарок маленькому ребенку. Ему очень понравилось! Евгений Григорьевич: — Я бы подарил шкатулку с хорошим пейзажем. Есть очень удачные работы, например, замечательные шкатулки местного мастера Аллы Петелиной. Она делала образцы, которые пускались в массовое производство. Это интересное сочетание резьбы, живописи и выжиги. |
опрос
Какой социальной сетью Вы чаще всего подьзуетесь?