Без хэппи-энда нет “Бартрама”

11 сентября 2006 2371

БЕЗ ХЭППИ-ЭНДА НЕТ “БАРТРАМА” Своим пятым спектаклем сергиевопосадский кукольный театр “Бартрам”, что базируется в Музее игрушки, рискует навлечь на себя гнев феминисток.

Единственная девочка в нем — Белочка — не самый положительный персонаж. Она не выучила уроки и свалила всю вину на ребят — шустрого Зайца и меланхоличного Ежика. Незамысловатое начало предвещает лихой детектив, и разрешить его сможет только мудрый филин.

Можно подумать, какой пример Белка подает детям? Но “Бартрам” не был бы “Бартрамом” без хэппи-энда.

“Мы купили новые материалы... строительные”, — после паузы неожиданно добавляет актриса Наталья Костина. И рассказывает, что эти замечательные зеленые кочки сделаны из монтажной пены. А эти березы — из утеплителя для труб. Для выравнивания неровностей пены на кочки накладывали папье-маше. Ушло десять рулонов туалетной бумаги. И таких придумок у театра — миллион.

Музыку к каждому спектаклю пишет известный сергиевопосадский джазовый пианист Александр Миронов. На этот раз, говорят, саундтрэк получился как никогда замысловатый. Так что обитавший прежде в “дошкольной” нише театр заинтересует зрителей и постарше.

А еще “Бартрам” — это сотни часов репетиций, сотни квадратных метров разных тканей. Сценарий — тоже “собственного производства”. Нет, конечно, актрисы часто вдохновляются известными сказками. Они это и не скрывают. Но обязательно, по их же собственному выражению, “отметают все авторские причуды” и серьезно ужимают сценарий. Более сорока минут спектакль не длится. Если через плотную черную ширму доносится характерный стук ног о пол — его ни с чем не перепутать — значит, зрители устали.

Простота — одно из главных слов в “Бартраме”. Та простота, за которой — годы учебы, изматывающие репетиции, споры и мучительный поиск. Да и просто сыграть три спектакля подряд, причем каждую неделю, — это в буквальном смысле физическое испытание. Попробуйте постоять два часа с поднятой рукой!

Прибыли театр не приносит — актрисы говорят об этом прямым текстом. Что говорить о кукольных, если даже в репертуарных театрах простые актеры не всегда могут похвастаться баснословными гонорарами.

“Бартрам” перестал быть для них хобби, но так и не стал работой. Зарегистрирован как коммерческое предприятие, но требует постоянных финансовых вложений. Одна из последних статей расходов театра — переводчик для англоязычной версии сайта. Что касается билета, то его цена — 100 рублей. Вход для детей-сирот и инвалидов в кукольный театр “Бартрам” остается бесплатным.

Владимир КРЮЧЕВ

Фото Алексея СЕВАСТЬЯНОВА

Газета "Вперед"