Главные новости
Невозможно в точности подсчитать, сколько памятников русской истории вернул к жизни Владимир Десятников. Без его вмешательства картина прошлого была бы другой, не такой полной. В пятницу Сергиев Посад встретился с человеком, стоявшим у истоков создания Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Площадкой для разговора стал зал киноколледжа.
Хранитель “старины глубокой” в свои 76 лет выглядит удивительно молодо. Ждали, что он привезет на встречу свои картины (живописью он увлекся уже в “солидном” возрасте). Но не сложилось, и пришлось ограничиться видеофильмом и рассказами автора.
Отправной точкой своей искусствоведческой деятельности Владимир Десятников называет март 1963 года. Той весной он провел запись ростовских колокольных звонов. Пластинка вышла на “Мелодии” и стала событием далеко за пределами Союза. Совершить такое в атеистическом обществе удалось благодаря случаю — киностудии им. М. Горького потребовался звуковой материал для исторического фильма. Десятилетиями молчали колокола Ростова Великого. А когда зазвонили, звук потревожил воробьев и голубей, живших на колокольне. От их гвалта избавиться так и не удалось, и он слышен на записи.
Почему именно ростовские колокола? Владимир Десятников рассказывает об их славе: насладиться звоном в Ростов специально приезжал Шаляпин. Этот звук восхищал Гектора Берлиоза. И, говорят, ростовские колокола вдохновили ни много ни мало, а самого Бетховена. “Аппассионату” он сочинил по мотивам нотной записи, которую прислал ему австрийский посол в России.
Необычна и судьба самого Десятникова. Бывший кадровый военный, выпускник училища, дослужившийся до капитана, увольняется и поступает в Ленинградскую академию художеств. Позже — работа в Министерстве культуры, поездки по стране. Изучал, фотографировал, разрабатывал маршруты “культурного туризма”. Читатели “Вперед” постарше наверняка помнят заметки Владимира Десятникова — сотрудничал он и с нашей газетой, и с загорским радио.
Публиковался Десятников в центральной печати. Еще в доперестроечные времена в “Советской России” он публично возмущался: ценнейшие реликвии банально и валом сдаются в утиль. Конторы вторсырья принимают уникальные церковные полы как простой металлолом. Редкие книги сдаются в макулатуру. Краеведы и любители антиквариата на базах вторсырья делали потрясающие находки: монеты XV века, оловянную посуду петровских времен, древние самовары и чернильницы...
Нет покоя Десятникову и сегодня. Богатый искусствоведческий опыт дает пищу для новых книг, новых картин и новых встреч. А работа найдется — гость Сергиева Посада по-прежнему знает, что и как надо спасать.
Владимир КРЮЧЕВ
Фото автора
Газета "Вперед"
опрос
Какой социальной сетью Вы чаще всего подьзуетесь?