БАЛЕТ БЕЗ БИЛЕТА

30 июля 2007 3698

БАЛЕТ БЕЗ БИЛЕТА Благотворительный концерт Московского государственного областного театра “Русский балет” с участием артистов из Мексики и США прошел в Сергиевом Посаде в среду. Большой зал Дворца культуры был переполнен: люди разместились не только на балконе и приставных сиденьях, но даже стояли вдоль стен. Основатель театра и его главный балетмейстер, народный артист СССР и депутат Мособлдумы Вячеслав Гордеев в приветственной речи со сцены порадовался этому факту: по его словам, он боялся, что скверная погода оставит половину зрителей дома. Ведь билетов на выступление артистов действительно мирового уровня не было — всех пускали совершенно свободно и бесплатно.

Взгляд дилетанта

Нам повезло: по счастливой случайности мы нашли несколько свободных мест в партере. К стыду своему признаюсь, что “вживую”, воочию балета до этого момента я никогда не видел (предвижу восклицания “о, молодежь!”) и этот вид изящного искусства ассоциировался у меня главным образом с ГКЧП, развалом Союза и “Лебединым озером” на всех экранах страны. Однако мастерство выступавших было столь высоко, что “проняло” даже ужасных дилетантов вроде меня — удовольствие от увиденного я получил вполне искреннее и явное. Тем более что значительная часть звучавшей музыки оказалась вполне узнаваемой.

В течение полутора часов зрители могли видеть сцены из балетов “Лебединое озеро”, “Вальпургиева ночь”, “Спящая красавица”, “Щелкунчик”; звучала музыка Чайковского, Шостаковича, Гуно, Шопена, Штрауса. Артисты выступали как сольно, так и труппой. Всех встречали такими аплодисментами, что казалось, зрители набьют на ладонях мозоли.

Большую часть номеров исполняли артисты театра “Русский балет”, однако время от времени перед публикой появлялись гости из Мексики и (один раз) из США.

Интересно отметить некоторую разницу в подготовке (наши были явно “классом выше”) и даже телосложении отечественных и зарубежных артистов. Наши балерины, все как одна, тоненькие, воздушные, изящные, одного роста и комплекции. С их лиц не сходили профессиональные улыбки. Мексиканки показались кряжистыми и серьезными, разного роста.

Самую короткую сольную программу за весь концерт исполнила американская балерина. При этом раскланивалась и ждала аплодисментов она, казалось, дольше всех.

Наибольший восторг и понимание публики вызывали те сцены из балетов, где сюжет был понятен всем и каждому, без всякой подготовки. В качестве примера можно привести “Барышню и хулигана” Дмитрия Шостаковича, где фабула замечательно проста: хулиган знакомится с барышней, попутно в нее влюбляясь (в зале — овации, восторг и улюлюканье). Почти столь же сильные эмоции вызвал “Театр Карабаса” Иоганна Штрауса (постановка — Вячеслава Гордеева). Карабас с длиннейшей, заправленной за пояс бородой, Пьеро и прочие куклы знакомы всем с детства, что не замедлило отразиться на силе аплодисментов. Музыка из “Розового вальса” балета “Щелкунчик” тоже известна почти каждому человеку. При этом танец завораживал такой красотой и слаженностью движений множества артистов, что зал просто взорвался овацией.

Следующий спектакль — осенью!

По окончании концерта в одной из комнат Дворца культуры прошла пресс-конференция с участием Вячеслава Гордеева, художественного руководителя театра “Русский балет” Юрия Бурлаки, руководителя мексиканской труппы Сергея Соколова, мэра Сергиева Посада Сергея Персианова и его заместителя Александра Павленко. Из интересных вопросов хотелось бы отметить следующие:

— о возможном языковом барьере при совместной репетиции артистов из разных стран (Вячеслав Гордеев ответил, что большинство балетных движений имеют общие названия на французском языке, поэтому сложностей не возникает);

— о дальнейших планах артистов в Сергиевом Посаде (планы большие — только в течение нынешней осени они собираются показать нашей публике два полнометражных балета, вероятнее всего, “Лебединое озеро” и “Щелкунчик”);

— об отношениях “Русского балета” с Большим театром и Мариинкой (отношения прекрасные);

— о возможной организации в Сергиевом Посаде детской балетной школы, где будут преподавать педагоги из “Русского балета” (вопрос прорабатывается, шансы на то, что это свершится, очень хорошие; школу планируется разместить в ДК им. Ю. Гагарина, где для этого нужно сначала создать соответствующие условия).

“Творческая жизнь артиста балета сравнительно коротка: двадцать лет, из них активных лишь пятнадцать. Это можно сравнить со спортом: если ты в 24 года стал олимпийским чемпионом — достал до бога. Артисты балета каждый день выходят на сцену и совершают такие олимпийские рекорды. Балет — это олимпиада, которая продолжается всю жизнь”, — сказал народный артист СССР, главный балетмейстер театра “Русский балет”, депутат Московской областной думы Вячеслав Гордеевn

Александр ГИРЛИН

Фото Александра СТРУНИНА

Справка

Московский государственный областной театр “Русский балет” располагает одной из лучших балетных трупп не только в России, но и за рубежом. В отличие от других балетных коллективов, формирующихся по принципу разовых антреприз, “Русский балет” существует на постоянной основе уже более двадцати лет, имеет стационарную сценическую площадку в Москве (что не помешало ему объездить с гастролями весь мир). Концепция театра, как указано на его официальном сайте, состоит в бережной сохранности шедевров русского и западноевропейского балета и ознакомлении широкой публики с лучшими образцами хореографического искусства.

“Русский балет” имеет звание “Лучший балетный коллектив Европы”, награжден призом “За самую замечательную постановку”, в Германии отмечен “Золотым билетом” (более ста тысяч зрителей за один тур). Все это — не считая многочисленных побед в международных конкурсах и прочих заслуг.