ПОЭТ СУРОВОЙ ПРОЗЫ

11 марта 2008 3095

ПОЭТ СУРОВОЙ ПРОЗЫНедавно в издательстве "Город рекламы" вышел альбом репродукций картин заслуженного художника России, жителя Сергиева посада Евгения Григорьевича Захарова "Живопись". Его произведения близки и дороги мне.

Тема картин Евгения Захарова - городские пейзажи ставшего ему родным Сергиева Посада. Однако в отличие от большинства художников, пишущих Посад, на переднем плане его произведений не величественные соборы Лавры, а деревянные дома постройки конца XIX - начала XX веков, живые свидетели патриархального быта многих поколений игрушечников, ремесленников, мещан, торговцев. Эти картины - взволнованные рассказы об окраинных улицах и переулках одноэтажного Сергиева Посада, того, коренного, откуда впоследствии возник большой город с современными заводами, жилыми районами, дворцами. Эти дома-ветераны несут на себе все приметы прошлого, но еще служат людям. Занесенные глубокими снегами, они берегут в себе тепло человеческого жилья.

И хотя картины Захарова безлюдны, в них почти зримо ощущается окрестное население. На холстах натруженная земля несет на себе груз человеческих забот, а нависшее над землей тревожное небо смотрит вниз, участвуя в человеческих делах. Обе эти стихии связаны между собой тихим предзакатным светом. Все в картинах - и натруженная земля, и тревожное небо, и свет - составляет неразрывное единство, их невозможно воспринимать по отдельности и вне присутствия здесь человека.

Конечно, колокольня и купола соборов видны с любой точки в городе, они и присутствуют в большинстве картин, но не в качестве торжественной доминанты, а скорее как городская достопримечательность. Сергиевопосадцы узнают свой город и по другим приметам: берегу Келарского пруда, Машинской горке, знакомым улицам. Вместе с тем изображенное мастером настолько типично для городов Центральной России, что обладает некой универсальностью и являет собой обобщенный образ российской провинции.

ПОЭТ СУРОВОЙ ПРОЗЫВ картинах Захарова нет яркого лета с залитыми солнцем просторами, нет изумрудной зелени и голубых снегов. Это не его тематика и не его мировосприятие. В его работах, по преимуществу, межсезонье и, как правило, закат дня. В это время, на стыке дня и ночи, как никогда, велико драматически напряженное столкновение света и темноты. Контрастная тональность - одна из характерных особенностей картин Захарова. Она создает опоэтизированный образ суровой прозы действительности.

У каждого художника свой предпочтительный цвет и цветосочетания. Критики часто отмечают много густых темных пятен в картинах Захарова, и это действительно так. Стоит взглянуть на захаровскую палитру, и становится ясно, что картина будет темного колорита. Однако здесь есть не одно "но". Во-первых, то, что первоначально воспринималось как черное, при внимательном рассмотрении оказывается прописанным многими оттенками самых разных цветов, тонко уловленных в натуре. Во-вторых, общая темная тональность всего полотна несет важную функцию - она ярче выявляет нежные жемчужно-серебристые пятна, которыми светятся облака. Эти облака, иногда тепловатые, иногда холодноватые, рефлексируя на сугробах, стенах и кровлях домов, отражаясь в воде, перекликаются между собой, создавая динамичную ритмику картины. Они же, эти светящиеся изнутри небеса, не только главный источник света, но и мощный положительный эмоциональный фактор. Освещенная скупым солнцем стена старенького дома излучает такое тепло и уют, что хочется около нее погреться.

Картины Захарова не назовешь многокрасочными. Их неотразимая привлекательность - в раскрытии своеобразной красоты природы предзимья и весеннего пробуждения. В них скрыта сказочная таинственность долгих студеных сумерек и в них же - сила туго напряженной пружины. Они заряжены такой эмоциональной энергией, что притягивают к себе самых разных зрителей, не оставляя никого равнодушным. Картины такой проникновенности не дано написать случайному в этих местах художнику. Захаров впитал в себя мотивы своих будущих картин с самого детства, которое прошло в одном из старых домов на окраине города, в эти образы надо вживаться.

Встречая Евгения Григорьевича за мольбертом в каком-нибудь переулке старого города, в видавших виды телогрейке и шапке, когда земля еще не освободилась от снега, но уже местами проступает прошлогодняя трава и стихийные свалки, невольно вспоминаешь стихи Анны Ахматовой, "из какого сора растут стихи...".

При сравнении захаровских картин с натурой возникает двойственное впечатление: с одной стороны, все очень похоже и узнаваемо, с другой стороны, ощущается, что натура только вдохновила автора, дав ему первоначальный импульс, а все остальное в картине - плод его душевных терзаний и поисков гармонии.

Захаров так говорит о себе: "Я вижу мир плотным, насыщенным страстями, борьбой противоречий и драматизмом. Я хочу, чтобы от моих работ у зрителя щемила душа, - это то, что я испытываю от окружающей действительности". Эта самооценка вполне укладывается в гражданскую позицию Захарова. Во времена социалистического реализма, с его резко выраженной антирелигиозной направленностью и требованием к художникам отражать достижения советской власти, Захаров писал задворки с покосившимися сараями, в упор не видя дворцов и новостроек. После того, как маятник общественного сознания резко качнулся в другую сторону и в моду вошла религиозная тематика, Захаров, оставаясь верующим человеком, продолжает писать обжитые улочки, не делая акцента на церковной архитектуре. Не соблазняют Захарова и вошедшие в моду гламурные красивости. Он остался верен своему мировосприятию и художническому кредо.

Творчество профессора живописи Евгения Захарова высоко оценено широкой зрительской аудиторией и профессиональной критикой. Достаточно сказать, что его работы вошли в фундаментальный труд о русском пейзаже на протяжении последних трех веков. Он - участник многих всероссийских и межрегиональных выставок (одна из которых проходит в эти дни в Москве в Центральном доме художника). Многие десятки учеников Захарова преподают живопись в различных учебных заведениях страны. Евгений Захаров был и остается одним из достойнейших хранителей русской реалистической традиции в живописи.

Иван Харченко, председатель сергиевопосадского отделения Союза художников РФ:

- В этом году я и мои коллеги должны были решать непростую проблему. У нас было два кандидата, которых можно было выдвинуть на соискание звания народного художника Российской Федерации. Оба - вполне достойные люди. Но, к сожалению, существует квота - не более одного почетного звания на район в год. Нам пришлось голосовать, и большинством голосов в этот раз сергиевопосадское отделение Союза художников поддержало Евгения Захарова. Я считаю, мы сделали правильный выбор.

Исаак МАРОН

Фото Алексея СЕВАСТЬЯНОВА

Газета "Вперед"