НАТАЛЬЯ ЕФРЕМОВА. ВРЕМЯ НАДЕЖД И ВДОХНОВЕНИЯ

27 июня 2008 3426

НАТАЛЬЯ ЕФРЕМОВА. ВРЕМЯ НАДЕЖД И ВДОХНОВЕНИЯДумаю, давние читатели газеты согласятся, что одним из самых запоминающихся в ее истории стал период конца 50-х — начала 60-х годов. Уходил в прошлое этап диктатуры Сталина, утверждалась “оттепель” Хрущева, менее жесткой стала “руководящая и направляющая роль” компартии. Журналисты восприняли эти годы как время надежд, которое рождало вдохновение. Мне довелось застать самый конец этого периода, но он легко просматривается по сохранившимся публикациям, по воспоминаниям коллег.

Вся страна вдохновлялась началом освоения космоса, развертыванием строительства жилья, возможностью контакта с зарубежными странами. Казалось, все становится доступным, все идет к лучшему. Вот и в районе под Семхозом создавалось Загорское море — перспективная зона отдыха; сооружался новый двухзальный кинотеатр с прекрасной акустикой, с возможностью демонстрации широкоформатных картин; быстрыми темпами развивался Краснозаводск; молодежь готовилась к VI Всемирному фестивалю (например, хоровой коллектив артели "Художественная игрушка" получил право выступать на столичной сцене).

Во всем поощрялась инициатива и самоорганизация людей: при государственных структурах возникали советы из активистов — библиотечные, пенсионеров, садоводов и т. д., а при редакции нашей газеты сформировался читательский актив, сигнализировавший о делах на транспорте, в торговле, в бытовом обслуживании. Быстро набирала силы критика всевозможных недостатков.

Доставалось от журналистов и руководящим лицам, даже такого ранга, как, скажем, начальник городской милиции, дело которого было в ту пору передано в суд. Редактор газеты В. Д. Мусатов отличался смелостью и умел противостоять попыткам горкома партии как-то сдерживать критику. Из месяца в месяц в газете публиковались фельетоны — авторские (чаще их автором был Марс Самсонов) или под псевдонимом "Братья Мазаевы": за неполных три года мы напечатали около 30 острых материалов! Никаких угроз со стороны критикуемых тогда, как правило, не поступало.

НАТАЛЬЯ ЕФРЕМОВА. ВРЕМЯ НАДЕЖД И ВДОХНОВЕНИЯОпасность подстерегала газетчиков совсем с другой стороны: органы госбезопасности (местное КГБ) жаждали заполучить осведомителей из журналистской среды, и приходилось от этого "отбиваться", объясняя, что, по сохранявшемуся у людей опасению репрессий, никто не решится в общении с журналистами говорить какую-либо крамолу.

Еще оставалась тогда традиция — публиковать отклики трудящихся на партийные решения. Во всеобщее одобрение любого решения уже мало кто верил, но в этом приходилось идти навстречу горкому.

Глупо выглядела попытка насаждать на полях в средней полосе кукурузу. Даже журналистам выделили участок, чтобы показать "пример, достойный подражания". Но природу не обманешь и не увлечешь патриотическим порывом! Ничего из той кукурузы в наших широтах не получилось.

Наибольшая свобода и искренность достигались в материалах, посвященных культуре и быту жителей. В этом направлении "сверху" исходили вполне здравые идеи, которые на местах действительно хорошо воплощались. Так, газета много внимания уделяла распространению в библиотеках открытого доступа читателей к книжным полкам. Библиотеки хорошо пополнялись новыми книгами: даже на селе ежегодно получали до 400 новинок ежегодно. В районе насчитывалось свыше 90 библиотек с фондом более 600 тысяч книг, которыми пользовались до 50 тысяч читателей. Литература приобретала тогда возможность не приукрашивать действительность, говорить любую горькую правду — и к такой литературе, конечно же, был повышенный интерес.

Литературная критика, правда, не прижилась на страницах газеты, зато редко какая газета могла бы сравниться с нашей районкой в публикациях о кинокартинах и в театральных рецензиях. Опять-таки это зависело от политики редактора, от наличия в штате редакции соответствующего специалиста-театроведа и от инициативы городских деятелей культуры. Газета свидетельствовала, что "трудно даже назвать театры, которые не выступали на сцене Дворца культуры" за четыре года с момента его открытия. Во Дворце имелся драматический коллектив, и газета поддерживала стремление местных артистов создать свой народный театр.

Настоящими праздниками для всех были съемки в городе и районе эпизодов тех или иных кинофильмов: "Воскресение" по роману Л. Толстого, "Накануне" И. Тургенева (фильм снимался частично в Абрамцеве), "Братья Карамазовы" по Ф. Достоевскому и других. Конечно, мы старались проникнуть на съемки и получить интервью у режиссеров и актеров, сделать фотографии (с такой задачей справлялся вездесущий фотокорреспондент Н. М. Кривенко). Это не было простым делом, ведь для столичных мастеров время было очень лимитировано, а публикация в районной газете престижа им не прибавляла. Но все же мы встречали с их стороны понимание. И даже суровый мэтр кино И. А. Пырьев, уставший и больной, нашел возможность обстоятельно и доступно объяснить мне свой непростой замысел экранизации "Братьев Карамазовых".

НАТАЛЬЯ ЕФРЕМОВА. ВРЕМЯ НАДЕЖД И ВДОХНОВЕНИЯКроме того, на 4-й полосе газеты постоянно присутствовали короткие информации под заголовками "В городском кинотеатре", "Что увидят кинозрители в ближайшие дни", "Что увидят зрители в следующем месяце". Свою кинопродукцию выдавала любительская студия "Авангард", созданная в загорском детдоме при поддержке его директора А. Н. Никифорова, — об успехах студии писала не только наша, но и областная газета "Ленинское знамя".

Представители интеллигенции города старательно выполняли свою миссию и всегда были благожелательно настроены по отношению к сотрудникам газеты. В возникших тогда народных университетах культуры с энтузиазмом вели занятия искусствоведы музея-заповедника О. А. Белоброва, Т. Н. Кедрова, О. В. Круглова; на отделении театрального искусства выступали режиссеры московских театров и училища им. М. Щепкина; в клубе пенсионеров любителей-садоводов и цветоводов с молодым задором просвещал всех А. Т. Уваров, театральным коллективом руководил страстный поклонник театра С. А. Горяинов, а хору преданно служил С. И. Зубачевский; на факультете "Искусство" Дворца культуры выступали художники В. Ф. Мей, К. В. Жукович, Н. И. Барченков, М. Д. Глинкин, Л. И. Кузовкин. Леонид Иванович Кузовкин часто заходил в редакцию: приносил свои статьи, приглашения на художественные выставки, охотно проводил индивидуальные экскурсии для сотрудников, рассказывая об особенностях выставленных картин и творчестве художников.

Местные поэты и писатели с удовольствием представляли свое творчество на занятиях литобъединения, действовавшего при редакции. В городе часто устраивались всевозможные выставки, проходили смотры культурно-просветительных учреждений, художественной самодеятельности, технического творчества, стенной печати, литературные и музыкальные концерты и вечера в клубах и в школах, где отмечались юбилейные даты, связанные с деятелями культуры, искусства, кино. Огромное удовольствие было общаться с искренними энтузиастами всестороннего развития культуры и рассказывать о них на страницах газеты.

НАТАЛЬЯ ЕФРЕМОВА. ВРЕМЯ НАДЕЖД И ВДОХНОВЕНИЯК сожалению, пора “оттепели” в стране, а следовательно, и в редакции, быстро закончилась. Местных журналистов стали чаще поучать функционеры городской партийной организации, менять редакторов; устраивались наши "обучения" областной газетой, усиливалась бдительность по линии Союза журналистов СССР, и даже состоялась реорганизация редакции, никакой пользы газете не давшая. Со страниц газеты исчезли нелицеприятная критика и острые материалы, поубавился интерес к искусству, к дискуссиям. Требовалось публиковать много материалов ТАСС.

Конечно, хотели как лучше... Но многие государственные решения оставались на бумаге, благосостояние людей почти не улучшалось. К счастью, в этой потускневшей жизни нас поддерживало внутри редакционного коллектива ощущение профессионального братства, совместные культпоходы, обычные обеды, юмор и оптимизм, свойственный молодым. Хотя впередовцы и были разными по возрасту, но душой мы все были молоды. Впрочем это уже другая тема.

Что касается меня, то я почувствовала, что достигла какого-то "потолка", и дальнейшая работа в газете уже ничего не прибавит мне для совершенствования мастерства. Мне посчастливилось поступить в аспирантуру МГУ, закончить ее защитой диссертации, получить степень кандидата исторических наук и сосредоточиться на публикации очерков в журнале "Вопросы истории", написать две книги, преподавать в московских вузах, вести редакторскую работу. В целом я нисколько не разочаровалась в профессии журналиста.

 

Газета «Вперед» , №45, 25.06.2008