ФЕСТИВАЛЬ ЗАСТАВИЛ СТРАДАТЬ

23 января 2009 1983

...тех, кому не удалось на нем побывать. На выходные Сергиев Посад превратился в один из центров мировой музыкальной культуры — международный фестиваль "Классика без границ" подарил слушателям моменты, которые многим прежде только снились.

ФЕСТИВАЛЬ ЗАСТАВИЛ СТРАДАТЬ

"Прослыть знатоком классической музыки несложно, достаточно не хлопать между паузами в произведении", — произнес со сцены ДК им. Гагарина ведущий Святослав Бэлза. Однако зрители простили ему эту и еще несколько подобных галантно-колких шуточек и лишь в нужных моментах выдавали близкий к рекордному для этого зала уровень децибелов.

Многое в эти выходные было впервые: Ксения Башмет, блистательно укрощавшая расстроенный рояль, питерско-московский квартет тромбонов, трио профессоров Московской консерватории, солистки оперной труппы Большого театра... Калейдоскоп знаменитостей покорил зрителей разных возрастов и пристрастий и заставил мучиться тех, кто хотел, но не смог посетить его.

"Классика без границ" стала долгожданным продолжением объявленного в начале сезона сотрудничества между городской администрацией и государственным струнным квартетом им. Глинки. Под занавес прошлого выступления квартета его руководитель Олег Смирнов намекнул — оно не заставит себя ждать.

Прославленный струнный квартет, считающийся одним из лучших в стране, вернулся в Сергиев Посад в компании музыкантов, чьи имена оказывают на ценителей классики поистине гипнотический эффект.

Музыкой Брамса первый день открыли пианистка Ксения Башмет и виолончелист Борис Андрианов. Оба музыканта проделали маршрут "Гнесинка — Консерватория", оба выступали во многих странах мира, в том числе — с национальными оркестрами. Несмотря на то, что Ксения часто играет вместе с отцом, знаменитым альтистом Юрием Башметом, на этот раз в Сергиевом Посаде альт не прозвучал.

Порцию аплодисментов получил настройщик рояля, который в антракте провел магические манипуляции с инструментом, привезенным специально по такому поводу из Москвы. Второе отделение было полностью во власти квартета Глинки, к которому присоединились скрипачка, народная артистка Татьяна Гринденко и сербская пианистка Рита Кинка. "Завтра также будет интересно", — произнес ведущий под занавес, чем не на шутку заинтриговал любителей классики.

В воскресенье зрители сначала увидели двадцатипятилетнего пианиста Николая Токарева, который начал со сложного Шумана. Николай, несмотря на возраст, уже выступал на одной сцене с Российским государственным академическим симфоническим оркестром, камерным оркестром Зальцбурга, филармоническим оркестром Би-Би-Си. Он собрал великолепные отзывы не только в России, но и в Европе, где его записали в тройку музыкантов, которые повлияют на музыкальное искусство континента. Сегодня Николай живет и учится в Германии.

Следом на сцену вышло "Московское трио", в состав которого входят профессора Московской консерватории, а за роялем — сам проректор, Александр Бондурянский, бессменный участник ансамбля с 1968 года.

Нечасто раньше в этом зале звучала опера: солистки Большого Ирина Долженко и Ирина Рубцова феерично восполнили этот пробел.

Финальные ноты "Классики без границ" принадлежали Государственному камерному оркестру "Московия". Со стороны устроителей это был очень точный и выверенный шаг: дирижер Эдуард Грач и его ученики-единомышленники по консерватории представили довольно легкую и местами даже легкомысленную классику, но молодость, необычайные талант и виртуозность сделали свое дело. Музыканты играли с непринужденной улыбкой, зрители отвечали им тем же. Не обошлось без шоу — в финале выступления оркестранты покидали сцену один за другим: убегая, роняя смычки. Чтобы вернуться и услышать овации восторженного зала.

Владимир КРЮЧЕВ

Фото Александры КАРАВАЕВОЙ

Газета "Вперёд"