ИГРУШКА И ПЕЙЗАЖ

12 августа 2009 2437

ИГРУШКА И ПЕЙЗАЖ

Богородская игрушка на фоне крепкого реализма советской эпохи или наоборот: классические пейзажи из собрания московского коллекционера, оттененные образцами древнего промысла. Идею новой выставки в Союзе художников нащупать невозможно, поэтому остается просто любоваться этими творениям рук человеческих.

Живописную часть выставки обеспечил московский художник-коллекционер Александр Сегин, который не одно десятилетие собирает картины известных мастеров России, оцененных еще при жизни в годы советской власти.

Александр Сегин привез в Сергиев Посад свою коллекцию (вернее, малую ее часть) благодаря знакомству с местным художником Андреем Деминым. Коллеги Андрея замечали: коли б не знакомство, вряд ли бы эти работы добрались до нашего зала. Фамилии мастеров (Агеев, Соловьев, Сафонов) говорили многое тем, кто получал художественное образование в 60-80-х.

Коллекционера Сегина знают и уважают во всей стране. "Каждый художник, познавая мир, ищет капли росы. А мы, коллекционеры, собираем эти капли в один сосуд", — говорил он о своем увлечении. Художники были более прозаичны и как бы в шутку отмечали, что хранитель вечного расплачивается с живописцами вполне осязаемым наличным рублем.

"Можно сказать, это эксперимент", — говорили устроители о соединении двух жанров и сравнивали себя с алхимиками. Самые первые работы на выставке датируются тридцатыми годами. Старейшие авторы родились еще до революции. У многих знатные титулы: тут присутствуют 12 заслуженных и четыре народных художника. Звание народного — едва ли не самое почетное в советской арт-иерархии, присваивалось оно решением Президиума Верховного Совета СССР. Одним из первых лауреатов стала скульптор Вера Мухина.

Картин сергиевопосадских художников тут нет, зато жители нашего района полностью сформировали прикладную часть выставки.

И вот парадокс: от колыбели резного богородского промысла до Посада всего ничего, а крупных выставок резчиков в "районной столице" случается немного. Теперь этот пробел отчасти ликвидирован — на новой выставке нельзя пройти мимо работ трех богородских резчиков, входящих в число лучших мастеров жанра. Это Сергей Паутов, Олег Михайлов и Людмила Журавлева. Их работы проделали путь от простой народной игрушки, по уровню приблизившись к полноценной скульптуре.

На открытии Олег Михайлов поблагодарил людей, которые помогали им на этом пути. Среди них и сотрудница Музея игрушки Светлана Уласевич. Общение с такими людьми, говорил резчик, меняет не только художественные взгляды, но и заставляет, например, открывать для себя классическую музыку и литературу.

Владимир КРЮЧЕВ

Фото автора

Газета "Вперёд"