ЕВГЕНИЙ ЗАХАРОВ — ЮБИЛЯР

01 сентября 2009 2794

ЕВГЕНИЙ ЗАХАРОВ — ЮБИЛЯРВ канун семидесятилетия народного художника России Евгения Григорьевича Захарова в серии "Современные русские живописцы" вышла монография выдающегося искусствоведа Виталия Серафимовича Манина, посвященная творчеству юбиляра, а в центральных выставочных залах нашего музея развернута его персональная выставка. Эти два знаковых события были широко отмечены городской культурной общественностью.

Творчество художника Захарова так много исследовалось и обсуждалось самыми разными профессиональными критиками и любителями живописи, получало такие самые разные оценки, от восторженных до резко отрицательных, что говорить здесь о его эстетике нет надобности. Здесь о другом.

Как известно, на судьбу человека влияет бесконечная череда событий, порой не зависящих от его воли. На становлении Захарова-художника четко прослеживаются счастливые совпадения, без которых такое становление не состоялось бы. Был бы другой Захаров, более или менее успешный живописец, но не тот Захаров, которого мы знаем.

Мальчику Жене повезло, что его родители переехали жить в Загорск; пионеру Жене Захарову повезло встретиться с талантливым учителем рисования, который заметил его способности и дал первые уроки рисунка; молодому выпускнику Строгановского училища повезло влиться в большой коллектив загорского товарищества художников, в котором что ни художник, то крупная самобытность; и, наконец, Евгений Григорьевич очень точно определился с основной тематикой своего творчества, став летописцем старого Сергиева Посада, того коренного, из которого пошел современный, знакомый нам город.

На его полотнах не просто старые деревянные дома, покосившиеся сараи, раскисшие дороги, там отражена целая уходящая эпоха.

Такое не дано написать случайно заехавшему, даже очень талантливому художнику, в эту тематику нужно вжиться, знать ее изнутри, с детских лет жить в таком доме да месить ножками весеннюю и осеннюю грязь.

В монографии Манина есть тонкое наблюдение, где он сравнивает захаровские полотна с полотнами Павла Корина "Русь уходящая". И там и здесь изображено прошлое. Однако есть и существенное отличие: если коринская Русь вернулась в полном объеме, можно сказать, у нас на глазах и сейчас уже никто не дискутирует на тему, православное ли государство Россия, то изображенные Захаровым деревянные домики с маленькими окошками уходят безвозвратно.

Люди хотят жить в домах с удобствами, соответствующими современным нормам комфорта, и эти нормы со временем будут только повышаться.

Деревянные дома, которые в свое время составляли основу города, останутся жить в картинах Захарова, напоминая о тех временах, которые будут называть давно ушедшими.

На коллективных выставках захаровские полотна резко выделяются своим колоритом. Устроители его персональной выставки опасались, что впечатление от каждой картины будет подавлено массой других картин. Но этого, к счастью, не произошло. Они так грамотно развесили картины, что каждая из них живет самостоятельной жизнью. Резко отличаются работы раннего Захарова, в которых просматриваются мотивы жизни советского времени и господствовавшего тогда живописного стиля. Портреты строги и характерны, натюрморты написаны с большой детализацией и фактурностью предметов.

Выставка, безусловно, удалась, и в этом большая заслуга работников музея. Книга отзывов заполняется многочисленными записями, что говорит о ее успехе. В заключение поздравляю Евгения Григорьевича Захарова с его славным юбилеем и от души желаю доброго здоровья на долгие годы творческой работы.

Исаак МАРОН

Фото автора

Газета "Вперёд"