К 230-ЛЕТИЮ ЦЕРКВИ ВОЗНЕСЕНИЯ ХРИСТОВА

24 сентября 2009 4421

Сентября 6-го дня (17-го по новому стилю) 1779 года в Вознесенской слободе, что на горе Волкуше, совершилось торжество освящения "по церковному чиноположению" новопостроенной каменной церкви в честь Вознесения Господня. По распоряжению настоятеля Троице-Сергиевой лавры архимандрита Платона (Левшина) ее освятил наместник Троицкой обители иеромонах Павел (Пономарев).

К 230-ЛЕТИЮ ЦЕРКВИ ВОЗНЕСКЕНИЯ ХРИСТОВА

Церковь Вознесения Христова была заложена в 1766 году на месте двух старых деревянных церквей XVII века. Одна из них тоже была посвящена празднику Вознесения Господня, а вторая — памяти Трех Святителей Вселенских: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Обе деревянные церкви находились "на одном погосте", при этом Вознесенская служила центром одноименного прихода, а Трехсвятительская, надо полагать, исполняла роль кладбищенской.

Предыстория

Остается загадкой, почему каменную церковь в Вознесенской слободе решено было строить именно в 1766 году. Быть может, старые деревянные церкви к этому времени успели обветшать и не соответствовали разросшейся Вознесенской слободе, в которой насчитывалось не менее 200 дворов с улицами Иконной, Рыбной, частью Московской и других. Возможно, причиной могла стать ревность жителей Вознесенской слободы к соседям. К 1766 году высоким каменным храмом справедливо гордились в Христорождественском приходе (изуродованная церковь ныне — клуб трикотажной фабрики. — Ред.), каменный Успенский храм строили в Клементьеве, к закладке каменного храма готовились и в Ильинском приходе. Лишь в беднейшем Воскресенском, да еще в отнюдь не бедном Вознесенском приходах оставались старые деревянные церкви. Не исключено, что именно подготовка к закладке каменного Ильинского храма подвигла и вознесенских прихожан "засучить рукава".

Негласное соревнование завершилось в пользу Ильинского прихода: каменная церковь здесь была освящена в 1773 году. Тем не менее и новая Вознесенская церковь, освященная в 1779 году, стала достойной частью ожерелья каменных храмов вокруг Троице-Сергиевой лавры.

Каков был храм

Подобно другим приходским храмам Сергиева Посада, Вознесенская церковь состоит из трех размещенных на одной продольной оси объемов: двухсветного храмового четверика, небольшой уютной трапезной и трехъярусной колокольни. Память о разобранной деревянной Трехсвятительской церкви была сохранена, во-первых, наличием в иконостасе главного храма иконы в честь Трех Святителей Вселенских, во-вторых, устройством на северной стороне трапезной одноименного придела, освященного в 1772 году. Еще один придел, на южной стороне трапезной, был освящен в честь иконы Божьей Матери "Всех Скорбящих Радость".

К 230-ЛЕТИЮ ЦЕРКВИ ВОЗНЕСЕНИЯ ХРИСТОВА

Упомянув Трехсвятительский придел, невозможно не привести следующее любопытное происшествие: в 1834 году, в день праздника Вознесения Господня, в приходе Вознесенской церкви, на огородной грядке, после дождя, был найден серебряный наперсный крест с частицей мощей Святителя Иоанна Златоуста — одного из трех святителей, придел в честь которых имелся в Вознесенском храме. Обретенную святыню передали настоятелю Лавры, митрополиту Московскому Филарету (Дроздову).

К сожалению, не сохранилось сведений о первоначальном убранстве Вознесенской церкви. Известно лишь, что стены внутри храма украшала клеевая живопись на евангельские сюжеты, возобновленная в 1867 году. К началу XX века живописные изображения заменили окраской стен разноцветными "колерами"; главным же украшением служили иконостасы с иконами в медных и серебряных ризах. В храме возвышался пятиярусный иконостас с золочеными резными украшениями. В трапезной, в приделах иконостасы были трехъярусные, окрашенные белилами и местами вызолоченные.

Иконостасы и "колера" на стенах появились во второй половине XIX века. Упомянем также трехъярусное медное вызолоченное паникадило весом 6 пудов и 10 фунтов (более 100 килограммов), висевшее под сводом главного храма.

Несколько слов о колокольне: ее высота определялась в 21 сажень и 2,5 аршина, или 46,5 метра. Над колокольней возвышался дубовый, обложенный жестью и вызолоченный крест высотой около 1,8 метра. Всех колоколов было одиннадцать; наибольший из них (праздничный), отлитый в 1825 году иждивением местного купца Павла Алексеевича Камаева, весил 264 пуда 27 фунтов, или 4,3 тонны; следующий за ним, полиелейный, — 0,6 тонны.

Благотворители

П. А. Камаев — не единственный благотворитель Вознесенской церкви. Его превзошел в щедрости другой прихожанин и староста церкви купец Алексей Егорович Ерофеев, один из крупнейших предпринимателей Посада первой половины-середины XIX века. Он занимался торговлей игрушками, владел медно-проволочным и купоросным заводами. Все известные нам пожертвования А. Е. Ерофеева в пользу Вознесенской церкви относятся к началу 1850-х годов. Именно тогда в приделах церкви были поставлены новые иконостасы, а на ее территории построено одноэтажное здание женской богадельни на двенадцать человек. Для ее обеспечения купец пожертвовал земельный участок при селе Сабурово в 45 квадратных сажен, лавку в городских каменных рядах на Красногорской площади Посада и еще одну лавку в Москве. В пользу самой Вознесенской церкви Ерофеев завещал каменный двухэтажный дом на Вознесенской улице с прилегающим участком земли площадью более 2900 квадратных сажен. Утверждение за Вознесенской церковью столь огромного пожертвования потребовало специального указа Святейшего Синода.

К 230-ЛЕТИЮ ЦЕРКВИ ВОЗНЕСЕНИЯ ХРИСТОВА

С разрешения епархиального начальства бывший дом А. Е. Ерофеева был сдан под почтово-телеграфную контору, земля же разделена на участки и сдана в аренду под застройку жилых домов. В наши дни на церковной земле стоит автовокзал и Дом быта, а между ними, фасадом на Вознесенскую улицу, двухэтажный каменный особняк богатого купца, а затем доходный дом приходской церкви.

Старосты и настоятели

В 1870 — 1880-х годах старостами Вознесенской церкви были отец и сын Котельниковы. Осенью 1893 года причт и прихожане Вознесенской церкви поднесли и торжественно вручили купцу Павлу Ивановичу Котельникову икону Христа Спасителя. Почетной награды купец удостоился за "живое и деятельное участие в попечении о сей церкви", за то, что "в короткое время сделал эту церковь со стороны благоукрашения неузнаваемою, употребив на таковое много денег и из собственных своих средств".

Среди настоятелей Вознесенского храма, чьи имена известны по архивным и иным источникам, отметим священников Михаила Ильича Зверева и Михаила Георгиевича Доброхотова. Оба долго служили настоятелями Вознесенской церкви, оба удостоились награждения наперсным крестом Святейшего Синода, оба сделали немало для благоукрашения своего храма.

М. И. Зверев служил настоятелем Вознесенской церкви в 1850 — 1870-х годах. М. Г. Доброхотов был определен к Вознесенской церкви в 1889 году, после кончины своего сына Ксенофонта Михайловича, сменившего М. И. Зверева в 1878 году и бывшего настоятелем Вознесенской церкви 11 лет. После смерти сына М. Г. Доброхотов перешел на его место из церкви в сельце Горбуново. "Везде, — вспоминали знавшие М. Г. Доброхотова люди, — старец-иерей являл себя и пастырем добрым, право правящем слово истины, заботливым о храмах, при которых служил, а еще, более того, о внутренних храмах вверенных ему пасомых, и человеком глубоко верующим, прямым, честным и рассудительным. Он не был искателен, но его все высоко ценили; не оставляло вниманием и начальство: в 1894 году он был украшен наперсным крестом, от Св. Синода выдаваемым, получил задолго пред тем и другие, низшие награды". Михаил Георгиевич Доброхотов скончался 16 мая 1897 года в возрасте 70 лет и был погребен у алтаря приходской Вознесенской церкви, вероятно, рядом с могилой сына.

Вознесенская площадь

Построенная всего за три года до учреждения Сергиевского Посада, Вознесенская церковь заняла в жизни города особое место. Дело в том, что при перепланировке города, проведенной в конце XVIII — первой трети XIX веков, вокруг церкви была разбита обширная площадь, также названная Вознесенской. Площадь со стоящим на ней зданием ратуши, а позднее — городской управы, думы и полиции превратилась в административный центр Посада. С этих пор и Вознесенская церковь стала в прямом и в переносном смысле близка к посадской администрации. В церкви приводились к присяге граждане Посада, избиравшиеся жителями к исполнению должностей городского управления. Вознесенские батюшки "проходили должность увещателей" при местной полицейской части, призывая лиц, задержанных по подозрению в совершении каких-либо преступлений, покаяться и открыться следователям.

В 1870 — 1880-х годах в приходе Вознесенской церкви жил один из самых знаменитых и уважаемых ее прихожан — голова Сергиевского Посада Егор Васильевич Амфитеатров. Скромный дом головы и сейчас стоит на углу Рыбной и Вознесенской улиц, недалеко от храма Вознесения Христова.

Константин ФИЛИМОНОВ

Газета "Вперед"