ГАЛИНА ЖИГУНОВА И СОДРУЖЕСТВО АКТЕРОВ СКОБЯНКИ

24 ноября 2006 4877

ГАЛИНА ЖИГУНОВА И СОДРУЖЕСТВО АКТЕРОВ СКОБЯНКИ Для нашего города благо, что в его живописных окрестностях всегда предпочитали селиться люди известные и талантливые. Уже несколько лет в Абрамцеве живет семья известного актера Сергея Жигунова. Его мама — Галина Ивановна — профессиональный режиссер, человек деятельный, без театра жизни не мыслит. Два года назад помогла Станиславу Кореневу поставить на ноги молодой “Театральный Ковчег”, а в прошлом году возглавила новую театральную студию — Театр юного зрителя.

В труппе театра сейчас почти пятьдесят человек. Летом пятеро студийцев стали студентами Ярославского театрального института: двое “пятерочников” по актерскому мастерству Татьяна Аванесова и Виталий Евдокимов даже поступили на бюджетное отделение. В театральные вузы в будущем собираются поступать почти все студийцы — ведь театр давно стал их образом жизни. Валентин Сунцов вместе с Настей Докучаевой прошлым летом поступали в ГИТИС, и Валя дошел до последнего тура. Каждый вечер в ОДЦ “Октябрь”, где располагается театр Галины Жигуновой, проходят репетиции и занятия. Сейчас в ТЮЗе репетируют “Буратино” — текст сценария написала Галина Ивановна, к рождественским праздникам зрители увидят новую постановку.

“Юра, читай Деда Мороза”, — начинает Галина Ивановна репетицию. Мальвина (Настя Докучаева), Карабас (Виталий Евдокимов) и другие персонажи сказки держат в руках книжки со сценарием — роли еще не выучили.

— Галина Ивановна, почему ваш театр-студия стал именно Театром юного зрителя?

— Дети — самая заброшенная “театральная” аудитория, мы просто заняли свободную нишу. “Буратино” — наш третий спектакль. В прошлом году за невероятно короткий срок нам удалось поставить “Снегурочку”, очень помогли “старики” Народного театра из ДК Гагарина и “цывкинские” ребята из клуба авторской песни. В сценарии текст Островского мне пришлось переписать, адаптировать к детскому восприятию.

Постановку “Маугли” к прошлому Рождеству тоже готовили в авральном режиме, ночами клеили, строгали, шили костюмы, делали декорации. С ним мы гастролировали в районных домах культуры, показали его и в абрамцевской “Галерее”, которой руководит моя невестка, супруга Сергея, Вера Новикова, актриса театра Вахтангова. На заработанные средства обновили сцену, сшили кулисы, занавес.

— А “взрослый” репертуар в театре будет?

— “Взрослую” классику у нас пока нет возможности ставить: не забывайте, что мы — театр-студия, актерское мастерство проходим “на ходу”, а учиться в театральном институте ребята только начали.

В студии ребятам преподают сценические движение и речь, сценический бой, вокал, хореографию — то есть те дисциплины, которые существуют и в театральных вузах. Как и в любом театре, мы пытаемся удивить зрителей. Начали ставить “Женитьбу Бальзаминова”, появились интересные идеи, например, некоторые женские роли играют ребята. Но пока отложили его: времени не хватает, да и, думаю, актерам необходимо пройти “ступеньку” детского репертуара.

— На Дне работников культуры, когда вам вручали Почетную грамоту Мособлдумы, ваша театральная труппа устроила в зале настоящую овацию...

— Думаю, у нас в театре действительно собрался потрясающий коллектив, у меня, честно скажу, такого не было никогда. Здесь работают не просто талантливые люди, но и настоящие энтузиасты своего дела. Представьте, к спектаклю “Буратино” у меня еще не было сценария — я писала его летом в Гурзуфе, а в театре к нему уже написали стихи и музыку.

— Сергей Жигунов — известный актер, член президентского совета — театру помогает?

— Он знает, что мне без театра не жизнь, и, думаю, рад, что я нашла себя в работе с сергиевопосадским театром. Блата, если подразумевать “помощь” в этом смысле, у нас нигде никакого нет, в актерской профессии, как и в любой другой, считаю, он недопустим. Ребята сами молодцы. В ярославский театральный институт поступили все, кто шел на актерский факультет.

Сергея же я прошу помочь познакомить моих студийцев с очень важным элементом актерской профессии, работой в кино — это особый, тяжелый труд. Сейчас он снимает “Кадетство”. Я говорю, возьми моих детей в сериал. Он отвечает, с удовольствием, но съемки идут в рязанском воздушно-десантном училище, мы туда отправиться, бросив все, не можем.

— Можно ли измерить актерский талант?

— Главное в актерской профессии — желание работать, любовь к делу, тогда многого можно достичь. Актерская профессия ценит преданность. Своим студийцам я говорю, что не может быть настоящим актером человек, который разучился удивляться.

У абитуриентов театральных вузов проблема еще и в том, что труппы в театрах укомплектовывают по амплуа: даже если актер очень талантлив, режиссер не возьмет двух героинь, простаков, инженю, травести, стариков.

— А на чем рождается театр?

— На взаимной любви и уважении друг к другу. У нас в театре содружество актеров: кто-то более талантлив, кто-то более работоспособен, каждый получает по заслугам, по труду. Думаю, что отношения в народном театре чище и добрее, чем в профессиональном.

— Система Станиславского в наши дни не устарела?

— Конечно, театр не стоит на месте. Например, один мой приятель, режиссер, недавно поставил спектакль, где на сцене сплошная матерщина и голые попы. Но идею спектакля он выстроил настолько железно, что и голая пионерка, и все остальное органично вплелось в его канву. Новаторство отвергать нельзя, но основная теория обучения актеров осталась классической.

На каждой репетиции я говорю своим студийцам, что нельзя “играть” чувства. Я учу их думать, “вкусно” нести текст. На уроках актерского мастерства мы обсуждаем каждую роль: важно понять, про что мы играем, тогда будет легче жить и дышать на сцене. Только после того, как каждая роль будет понята, начинаем репетировать. Это правильный подход.

— Каждый сериал, в котором снимается ваш сын, Сергей Жигунов, сразу становится суперпопулярным. Секрет успеха — в профессионализме или в личном обаянии?

— Думаю, обаяние играет немалую роль. Когда снимали “Гардемаринов”, например, Сергей был совсем молодым, особого профессионализма еще не успел приобрести.

Работа в современных сериалах — тяжелый труд, день идет репетиция, на следующий — съемка. Без ущерба для качества в них могут работать лишь великие актеры, например, Алиса Фрейндлих, моя любимая актриса.

А вот в “Моей прекрасной няне” поначалу пристойно и грамотно работали лишь Борис Смолкин и Любовь Полищук. Ни Жигунов в сериалах работать не умел, ни Заворотнюк.

В сериальных съемках нужно мгновенно ориентироваться, и актеры поначалу просто “выпадают”, потому что не владеют американской манерой игры — делают паузы, проваливают текст, не отыгрывают репризы, “мажут”. По ходу дела и им приходится учиться, а куда деваться?

Вы знаете, с каким наслаждением я порой смотрю старые фильмы — с долгими репризами, паузами, уж и потянется актер — так всласть, до точки — в полном соответствии с системой Станиславского — знаешь, что врут, но как сладко врут! Сейчас жизнь другая — все бегом, ритм совсем иной.

— Вам такой ритм не всегда нравится. Ведь вы предпочли мегаполису тихую загородную жизнь...

— Действительно, столичный шум меня угнетает, на дорогах сплошные пробки, справляться с которыми — выше моих сил. Уже пять лет мы живем в Абрамцеве — чудесное тихое живописное место. Несколько лет назад меня приглашали преподавать в Щукинском училище, собиралась ставить в Вахтанговском театре. Но когда узнала, что в Сергиевом Посаде идет набор в новый театр, поняла, что для меня работа в нем — лучший вариант.

— В “Октябре” все знают: если у входа маленькая красная иномарка — Галина Ивановна на месте. Водить любите?

— Люблю. Довольно неплохо вожу, но ненавижу пробки на дорогах.

На дороге всякое случается. Помню, как-то зимой, вечером, на скользкой дороге меня занесло в кювет на обочине. Машина — в сугробе по самую крышу, выбраться не могу, набираю Сергея по мобильному — нет связи. Испугалась тогда по-настоящему: думаю, ночевать в холодной машине придется. Вдруг смотрю, останавливается крутой, как принято говорить, джип, выходят накачанные молодые люди с бритыми головами. Я сжалась — неизвестно, что у них в голове. А они подошли к машине, взялись — и вынесли ее на дорогу. Спасибо им.

— Вы им представились мамой знаменитого актера?

— Упаси бог. Я не афиширую себя, ни в каких передачах не снимаюсь, хотя частенько меня приглашают на телевидение — рассказать о Сергее, его жизни, детстве. Я всем отказываю. Звонит как-то Андрей Малахов, приглашает в свое шоу на первом канале. Я даже говорить не стала.

— А каким Сергей был в детстве? Из каких детей вырастают талантливые актеры?

— Обычным мальчишкой был. Безумно любил читать, увлекался археологией, китайской философией, историей, писал стихи с восьмого класса, а потом и музыку. Когда Сергей родился, мне было 19, я училась на актерском факультете Щукинского училища. Ему на роду, видно, было написано стать “театральным” ребенком — вынянчил его наш театральный курс: за кулисами стояла коляска, и те актеры, которые не были заняты в спектакле, по очереди качали ее и тетешкались с Сережей. А уже в 16 он сам стал студентом “Щуки”. Вы знаете, с Верочкой, будущей женой моего сына, я училась на одном курсе — она на актерском факультете, я на режиссерском. Думаю, Сергею очень повезло с женой, она актриса Театра имени Вахтангова. У них две замечательные дочки.

— Галина Ивановна, ваши студийцы от вас без ума. Говорят, что вы “мировая”... Они для вас тоже как дети?

— Содружество актеров на Скобянке — наша большая актерская семья. Я люблю их, они, надеюсь, любят и доверяют мне. Я умею и люблю ставить спектакли, умею обучать актеров — это надо делать очень осторожно, деликатно. Мы вместе занимаемся главным и любимым делом своей жизни.

Евгения МЕНЖУК

Фото Анатолия МАКСИМОВА

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА

Галина Ивановна Жигунова — известный театральный режиссер. Закончила актерский и режиссерский факультеты ГИТИСа. Долгое время была художественным руководителем народного театра драмы завода Ростсельмаш в Ростове-на-Дону, возглавляла городской Театр юного зрителя. В числе ее постановок — драматические спектакли, юморины, новогодние представления. В 90-е годы даже поставила рок-оперу. Галина Ивановна — талантливый сценарист и педагог. Среди ее воспитанников студенты нескольких театральных вузов страны. Несколько лет живет в нашем районе, в Абрамцеве. С 2004 года — режиссер и педагог “Театрального ковчега”, с 2005-го — главный режиссер Сергиевопосадского театра юного зрителя, располагающегося в ОДЦ “Октябрь”.