РОСКОШЬ БЫТЬ СОБОЙ

11 марта 2008 2846

РОСКОШЬ БЫТЬ СОБОЙВряд ли сергиевопосадскую художницу Наталью Корневу можно заподозрить в том, что она намеренно открыла персональную выставку накануне 8 марта. Лично для нее этот праздник не выделяется в череде будней (почему - узнаем позже), а заинтересованный покупатель уже давно определился в приоритетах, и женский день сам по себе для него не ориентир и не приманка. Что там говорить, если даже Анатолий Упырев на открытии признался он: мечтал украсить просторные стены своего дома ее картинами!

Художница вдвойне интересна публике. Во-первых, ее причудливые полотна (местное ТВ "Радонежье" даже употребило слово "гламурные" - чуть ли не первый пример целенаправленного использования этого слова в посадских СМИ) не сравнимы ни с чем в артокруге. Но при всей своей причудливости они чудовищно уязвимы. Чем роскошнее, тем больше колкостей получают - таков закон жанра.

И во-вторых, если посмотреть шире, работа Натальи Корневой - это настоящий документ времени. Судите сами. Первый художник, рискнувший открыть в Сергиевом Посаде галерею под собственным именем. Семхозская затворница, которая неделями может не выходить из домашней мастерской. Человек, чьи работы в самом лучшем смысле этого слова - провокация. Тот, кто на "ты" с первыми лицами культуры района, мистификатор, любимая женщина и хозяйка в доме.

Должность ее мужа Александра на визитке обозначена кратко - "секретарь". Это тот человек, который занимается холстами, делает рамы, договаривается о выставках, хлопочет о билетах и пригласительных.

"Художники-мужчины мне завидуют", - улыбается Наталья Корнева. Вот еще одно отличие ее от собратьев по кисти: в 99 процентах случаев посадский художник сам себе менеджер, промоутер и агент.

Постоянную поддержку со стороны близких она ценит больше приступов нежности по праздникам, которую демонстрируют многие. "Мне никогда не нравилось, что мужчины в этот день как сумасшедшие скупают цветы, которые резко дорожают, и каждый считает, что должен именно в этот день принести эти цветочки, - говорит художница. - Однажды я сказала "нет", и теперь в нашей семье это вроде и не празднуется. Но даже те, кто знает о моем отношении, все равно нет-нет и позвонят". Наталья Сергеевна не скрывает, что в таких случаях приятно даже простое внимание. Однако в целом этот праздник не ее, а усугубляет ситуацию политическая подоплека "международного женского дня".

В это трудно поверить, но наша собеседница, певец сюрреальной красоты, как и многие ее коллеги, в свое время писала портреты членов Политбюро. Этим дело не ограничивалось. Страшно сказать - художники, подобно простым гражданам, бывало, выезжали тогда, что называется, "на картошку". Председатель местного отделения Союза на открытии выставки в шутку жаловался: мол, не приходит теперь Наталья Корнева на субботники.

На что та отвечает - я свое уже отработала. Вспоминает, как с коллегой Александром Киселевым разбирала остатки огромной химлаборатории в заброшенном здании мастерской в Птицеграде (в том самом, из-за которого в прошлом году разгорелся конфликт с представителями РПЦ). Лаборатория осталась от прежнего владельца - сельскохозяйственного техникума, за годы все вокруг покрылось жутким слоем грязи. От химии не спасал даже респиратор - даже языки художников окрашивались в зеленый цвет.

РОСКОШЬ БЫТЬ СОБОЙКак суровая проза советского быта превратилась в причудливые неземные образы ее творчества - еще та загадка.

А как преобразить соседок по даче в Переславле в венецианских дам? Между прочим, это ключ к тайне, которая мучает зрителей: почему эти дамы на карнавале кажутся такими знакомыми?

Тот, кто видит в художнице ярую феминистку, будет не прав. Например, отношение к тому, что президентом США вскоре может стать женщина, у Натальи Корневой скорее негативное. Уверяет, что мужчинам на ее картинах отводится вовсе не второстепенная роль, как считают многие.

И под занавес - просто праздничное. Автор полотен, на которых уровень роскоши просто зашкаливает все мыслимые пределы, на самом деле любит не красные розы на трехметровом стебле, как можно было бы подумать, а простые полевые цветы.

Владимир КРЮЧЕВ

Фото Алексея СЕВАСТЬЯНОВА

Газета "Вперед"