Даешь ребрендинг: как сделать из Москвы мировую Мекку туризма

08 сентября 2011 2934 РосБизнесКонсалтинг

Российская столица, несмотря на всю свою мировую известность, пока весьма далека от понятия "туристическая Мекка". И хотя с момента падения "железного занавеса" прошло более 20 лет, иностранцы все еще приезжают в Москву, преимущественно с деловыми

российская столица, несмотря на всю свою мировую известность, пока весьма далека от понятия "туристическая мекка". и хотя с момента падения "железного занавеса" прошло более 20 лет, иностранцы все еще приезжают в москву, преимущественно с деловыми целями.

не слишком жалуют город и россияне. и причина здесь не только в свойственной всей россии неразвитой туринфраструктуре, но и в неверном позиционировании столицы в глазах общественности. с последним мириться было нельзя, и московские власти взялись "перезагрузить" имидж столицы за ближайшую же пятилетку.

непопулярная златоглавая

на первый взгляд, москва просто обречена быть крупным туристическим центром. в городе расположено около половины всех особо ценных объектов культурного наследия рф, а три объекта внесены в список всемирного наследия юнеско (ансамбль московского кремля и красной площади, церковь вознесения в коломенском и ансамбль новодевичьего женского монастыря). кроме того, москва - это один из самых озелененных мегаполисов мира, где треть территории отдано природному комплексу.

однако как признается председатель комитета по туризму и гостиничному хозяйству города москвы сергей шпилько, иностранный турист, как правило, посещает два-три классических места, плюс пригороды (сергиев посад и новый иерусалим) и уезжает в санкт-петербург. в классические туристические маршруты даже не попадает исторический музей, стоящий рядом с кремлем.

по данным международного агентства euromonitor international, в рейтинге городов по посещаемости иностранными гражданами москва занимала 19-е место с показателем 4,1 млн туристов из зарубежья (включая почти половину — из ближнего) в год. часть этого потока перетекает затем в санкт-петербург и суммируется с прямым въездом в этот город иностранцев — 2,5 млн человек в 2010г.

впрочем, точных цифр о приехавших в москву и санкт-петербург с сугубо туристическими целями практически нет. с.шпилько вынужден признать, что деловой въезд в москву доминирует среди иностранцев. но очевидно, что даже суммарный туристстко-деловой поток, приходящийся на две российские столицы, меньше, чем в лондоне - 15 млн посещений, в риме — около 10 млн, в париже – около 9 млн в год.

диагноз сложившейся ситуации прост: высокие цены на проживание, издержки сервиса, низкий уровень развития туристской инфраструктуры, дефицит информации и недостаточная популяризация национального туристского продукта за рубежом. в конце списка - визовый режим и пробки, так как эти факторы не мешают другим крупным центрам мирового туризма.

вдобавок москва как мегаполис инфраструктурно не очень приспособлена под туристические автобусы, их комфортное передвижение и парковку, говорит исполнительный директор ассоциации туроператоров россии (атор) майа ламидзе.

"самостоятельное передвижение туристов крайне проблематично, потому что надписей и указателей нет почти нигде. а те надписи, которые появились в метро, - это просто смешно, потому что по-русски текст написан разноцветными буквами, а по-английски — мелко серым на белом", - сетует эксперт.

крайне недостаточно, по ее мнению, бесплатных карт, буклетов, листовок, рекламы мероприятий, которые проходят в москве и которые турист может посетить. мало где есть громкоговорящая связь, информационные стенды и указатели, в том числе и на иностранных языках.

дорогому гостю столицы

одной из острейших проблем является явная нехватка недорогих гостиниц в москве. усилия столичных чиновников по созданию сети трехзвездочных гостиниц утыкаются в коррупционную дороговизну строительства и подведения коммуникаций в городе. и если по обеспеченности отелями уровня 4-5 звезд москва уже почти вышла на уровень европейских столиц, то по гостиницам меньшей звездности столица заметно отстает. все это в совокупности ведет к увеличению доли размещения прибывающих в москву иностранных и российских граждан в частном секторе, функционирующем преимущественно в теневой сфере экономики.

по подсчетам экспертов, уровень обеспеченности москвы гостиницами в москве составляет 3,5 места на тысячу жителей, тогда как в берлине этот показатель достигает 11 мест, а в риме — 19. и это при том, что в москве сосредоточено почти 18% общероссийского номерного фонда, а за прошлый год число гостиничных номеров в столице выросло на 10% - до 92 тыс. мест.

однако потребности москвы до 2025г. намного выше нынешних показателей — через 15 лет городу потребуется 308 тыс. мест (около 710 гостиниц). сейчас правительство москвы оценивает реальность этих планов.

при этом, как считает м.ламидзе, при развитии гостиничного сектора обязательно придется учесть территориальное расположение. "сказать, что в москве не хватает гостиниц, нельзя. другой вопрос, что нет понятия "городской отель", как в париже или в риме, который имеет три звезды и находится в центре города и от которого можно пешком дойти до каких-то туристических объектов", - полагает эксперт. в москве же масса трехзвездочных отелей сконцентрирована на окраинах города и даже вдали от метро.

выходом из ситуации, как считает к.тимофеев, будет создание сети "плавучих" гостиниц вдоль набережных москвы-реки, строительство "доходных домов" и модернизация общежитий.

неприступная ценность

возможно, эти меры смогут изменить к лучшему и запредельные ценники, сложившиеся на проживание в гостиницах в москве. по данным британской hrg, средний уровень цен в московских отелях в первом полугодии 2011г. вновь оказался самым высоким в мире и составил примерно 295 евро, что намного дороже, чем в тех же париже, женеве или цюрихе.

однако с.шпилько считает, что мировые рейтинги оценивают только крупные сетевые отели, а в реальности цены на гостиницы в москве — около 2,5 тыс. руб. в сутки за 1-2 местный номер в отеле уровня 2-3 звезды. "обычная европейская цена", - уверяет он.

получается, что гостиниц в москве много, и разместиться в них можно даже по приемлемым ценам. однако по соотношению цены, удаленности от центра и качества они не слишком приспособлены под группы туристов, замечает м.ламидзе.

дополняет картину и неприспособленность мест отдыха. в правительстве москвы признают, что большинство парков имеют практически полный (около 80%) моральный и физический износ коммуникаций, имущественного комплекса и аттракционов.

сыпется и было великолепие дворянских усадеб, которые оберегались даже при советской власти. по оценкам специалистов, из 64 архитектурно-парковых ансамблей в москве почти половина находятся в частично-сохранившемся состоянии. в аварийном состоянии находятся такие усадебные комплексы, как "останкино", "кусково", "кузьминки".

еще хуже обстоят дела с подготовленностью москвы для туристов с ограниченными возможностями. чуть более половины музеев, театров и других культурных объектов приспособлены для посещения инвалидами "полностью или частично".

имиджмейкеры из мэрии

пока москва за рубежом сегодня воспринимается как город интересный, но дорогой, небезопасный и мало приспособленный к приему туристов. теперь имиджмейкерам из мэрии придется создавать условия, на практике подтверждающие гостеприимное отношение горожан и городских властей к гостям города.

за лихие 90-е к москве прилипло немало мифов и штампов, от которых город теперь придется отмывать за большие деньги. иностранцы считают его холодным и небезопасным, соотечественники - малодостуным для простого человека. первым придется доходчиво объяснять, что климат в россии не так уж и суров, а преступления против иностранных туристов единичны, вторым — что столичные цены вполне доступны и демократичны.

сеять "разумное, доброе, вечное" будет запущенная с сентября 2011г. правительством москвы рекламная кампания. соответствующие тв-ролики уже можно увидеть на би-би-си и russia today, скоро будут задействованы радио и интернет.

с последним сложнее всего. вплотную занявшись рекламой города, столичные власти с удивлением обнаружили, что у москвы до сих пор нет своего интернет-портала, тем более англоязычного. этот позор для страны побеждающих нанотехнологий и прочей модернизации придется теперь придется срочно ликвидировать.

необходимо пересматривать и туристические маршруты. столичные власти и турбизнес признают, что большинство достопримечательностей москвы остаются малоизвестными для большинства туристов. "мало интересных нестандартных туристических маршрутов и продуктов. туристов водят в кремль, третьяковскую галерею, на старый арбат", - с печалью говорит м.ламидзе. к разряду "необычных" туроператоры относят посещение панорамы "бородинская битва", экскурсию в звездный городок и прогулку на дирижабле.

понятно, что иностранцев пока вряд ли заинтересует поход по улочкам москвы, который могут организовать члены сообщества "архнадзор", но вот среди россиян и даже самих москвичей это будет востребовано. тем не менее зарубежным гостям стоит для начала показать музей рублева, музей народов востока и исторический музей.

но одними музеями "сыт не будешь", поэтому власти столицы мечтают о новом "событийном лице столицы". в москву есть на что приехать: ночь музеев, международный конкурс чайковского, world press photo, ммкф, макс, фестиваль духовых оркестров "спасская башня", московское биеннале современного искусства, исторические реконструкции в коломенском, день города. но пока, жалуется с.шпилько, слабо "раскручен" новый год: в этот период гостиницы москвы заполнены плохо. а весенняя масленица интересна пока только россиянам.

впрочем, столичные власти надеются и на спортивные мероприятия. большие ставки — на чемпионат мира по футболу 2018г. уже неплохо сработали кубок "первого телеканала" по хоккею, чм-2011 по фигурному катанию и чм по легкой атлетике. "москва набирает потенциал как площадка спортивных мероприятий", - радуется с.шпилько.

в результате правительство москвы надеется привлечь в столицу дополнительно 3 млн иностранцев в год к 2016г. и почти удвоить доход от туризма - до 33 млрд руб. но для этого городу придется сначала стать ярким брендом с элементом доступности, причем последнее должно касаться не только матрешек и шапок-ушанок, но и достопримечательностей столицы.

надежда геращенко, рбк.

источник информации: росбизнесконсалтинг
адрес новости: http://top.rbc.ru/economics/08/09/2011/614515.shtml