Битва под Москвой: первая Великая победа Великой войны

06 декабря 2011 2996 РосБизнесКонсалтинг

Ровно 70 лет назад началось контрнаступление под Москвой – первая успешная крупная операция советских войск в ходе Великой Отечественной войны. Битва, развенчавшая миф о непобедимости гитлеровской Германии и положившая начало освобождению страны от оккупации.

Однако сражение за столицу началось не 5 декабря, а в те осенние дни, когда Адольф Гитлер и его генералы еще рассчитывали добиться быстрой победы.

Немецкий "Тайфун": первая попытка дойти до Волги

После взятия Киева перед немецкими войсками была поставлена задача разгромить советские войска на центральном участке фронта – взять Москву и достигнуть Волги в районе Горького (Нижнего Новгорода). Операции было дано название "Тайфун".

Осуществлять этот замысел должны были лучшие на тот момент немецкие генералы, которые имели многочисленные награды за победы в Польше и Франции. Под руководством командующего группы армии "Центр" генерала Федора Фон Бока находились такие генералы как Георг Райнхардт, Ханс фон Клюге, Эрих Гепнер, а также Хайнц Гудериан.

На момент начала операции немцы находились западнее Вязьмы, южнее Брянска и Орла, но уже за первую неделю "Тайфуна" гитлеровцы продвинулись на десятки километров вперед. 3 октября пал Орел, 6 октября - Брянск, 13 октября - Калуга, 14 октября - Калинин (Тверь), а 16 октября немцы уже были в Можайске. При этом за спиной у гитлеровцев оказались сразу два "котла": под Брянском в окружение попали три советские армии, под Вязьмой - 37 дивизий. Х.Гудериан в своих мемуарах вспоминал, что после такой победы был уверен в дальнейшем триумфе.

Однако благодаря мужеству, в том числе и окруженных частей, не желавших сдаваться в плен и постоянно предпринимавших попытки вырваться к своим, темп немецкого наступления снизился. Вдобавок с каждым километром по направлению к Москве гитлеровцы сталкивались все с более ожесточенным сопротивлением и даже контрударами. В результате прорваться к столице до конца октября не удалось, а затем темп и вовсе упал из-за наступившей распутицы. К слову, после войны немцы создали легенду о жутких морозах под Москвой. В отдельных воспоминаниях говорилось даже о 50-градусном холоде. Однако в начале ноября температура в столице была в районе -5 градусов (в том числе и в день Парада), а в самые холодные дни достигала -20. Трескучие морозы пришлись на начало декабря, когда немцы уже никуда не наступали, да и держались они всего несколько дней, что характерно для нынешней декабрьской погоды в Москве. Случаи же обморожения в немецкой армии связаны с тем, что, по признанию офицеров, им попросту не успевали доставить теплое обмундирование. Вдобавок ночевать приходилось в вырытых в земле блиндажах, поскольку найти уцелевшие дома на занятой территории получалось далеко не всегда – их сжигали или сами немцы, выбивая оттуда защитников, или же отступавшие части.

Остановил немецкое наступление не "генерал Мороз", а храбрость солдат и мужество жителей Москвы. Несмотря на отъезд в Куйбышев (Самару) большинства членов правительства (на Волгу увезли даже тело Ленина), в падение города никто верить не хотел, в том числе и Сталин, оставшийся в столице. Жители строили укрепления, на улицах появлялись баррикады, метро превратилось в гигантское бомбоубежище, а солдаты сражались за каждый метр. И со знаменитого Парада 7 ноября на Красной площади (ставшего одним из символом стойкости) уходили на фронт. Подвиги советских солдат под Волоколамском, Звенигородом, Каширой, Яхромой вошли в легенду. Подвиг Ивана Панфилова, до последнего сражавшегося на Волоколамском шоссе вместе с 316-й дивизией, политрука Василия Клочкова с его бессмертным "Велика Россия, а отступать некуда - позади Москва" - примеры бесстрашия воинов в этой битве.

В бой шли все, кто мог держать оружие. В Калинине при подходе гитлеровцев винтовки раздали заводским рабочим: в течение нескольких часов они отражали атаки прорывавшихся к мосту через Волгу немцев. В Туле боеприпасы подвозили к линии фронта на трамвае.

На Московской линии обороны сражались профессора столичных вузов, вставшие на защиту города, студенты младших курсов. Военному искусству столичные дивизии народного ополчения, которые начали формировать еще в июле, учились уже в бою, а потому потери среди ополченцев были огромные – некоторые из дивизий были уничтожены полностью. Среди погибших – профессор Московской консерватории, "поэт фортепиано" Абрам Дьяков, близкий соратник Сергея Королева, один из основателей отечественной космонавтики Юрий Кондратюк.

Женщины и дети строили оборонительные сооружения, рыли противотанковые рвы, готовили окопы и траншеи. Баррикадами покрылись Садовое и Бульварное кольцо, линией обороны должна была стать и Московская окружная железная дорога.

Те, кто не держал в руках оружие, пытались внести свой вклад в защиту города. Артисты театра имени Станиславского и Немировича-Данченко проводили дополнительные спектакли, весь сбор от которых шел в фонд постройки новых танков. Аналогичный шаг предприняли и артисты Большого театра.

При этом важно отметить, что москвичи действовали не по указке сверху. Документы тех времен показывают, что партийная агитационная деятельность в конце 1941г. значительно ослабла, а местами была дезорганизована. При этом властям удалось сохранить порядок в городе и не позволить немецкой агентуре организовать беспорядки и саботаж.

Жители столицы чувствовали, что для города наступил решающий момент. В случае прорыва противника Москву ждала незавидная участь - подготовленные своими же подрывы и поджоги всех важных объектов, включая большую часть центра или затопление (на этом спорном с технической точки зрения плане одно время настаивал Гитлер). По другой версии, Москву нацисты собирались сохранить как административный центр подконтрольного им "рейхскомиссариата Московия" со штабом оккупационных войск, главным аэродромом (без выселенного из города коренного населения).

Немцам к началу декабря удалось пробиться в Наро-Фоминск, выйти к Звенигороду, а на северо-западном направлении подойти к Красной Поляне (ныне микрорайон Лобни в 32 км от Кремля). Известно, что немецкие разведчики и мотоциклисты даже добирались до района нынешней станции метро "Сокол", однако сфотографироваться на фоне Кремля гитлеровцам было не суждено. Загорск (Сергиев Посад), Ногинск, Коломна так и остались для немцев невыполнимыми целями. Еще 4 декабря они хозяйничали на тех землях, где сейчас стоят фешенебельные поселки ближнего Подмосковья, планируя новые атаки, а 5 декабря им уже было не до этого.

Тайфун, сметенный ураганом

Контрнаступление под Москвой признается одним из ярчайших событий Второй мировой войны практически всеми историками. Специалистов восхищает тот факт, насколько своевременно оно было проведено. Действительно, к 5 декабря у немцев возникли определенные проблемы. Потери в живой силе были достаточно велики, оставшиеся в живых солдаты были изрядно вымотаны постоянными боями с неуступчивым противником, а к Москве пришлось перебрасывать части, которые до этого вели вольготный образ жизни в оккупированной Франции и Бельгии. Вдобавок в тылу активизировались партизаны, начались серьезные перебои с поставками топлива и боеприпасов. Впервые немцы начали испытывать и проблемы с продовольствием.

Возможно, позже немцы смогли бы решить эти вопросы, а потому важно было не дать им времени на перегруппировку. Для этого решено было ввести в бой резервные армии, которые держали восточнее Москвы. Переброшены были на запад и дополнительные подразделения из Сибири.

План, разработанный советским командованием, предусматривал не контратаку на одном конкретном фланге, а практически одновременный удар по растянутым немецким коммуникациям на всем фронте наступления группы армий "Центр". Войска под общим командованием генералов Ивана Конева и Георгия Жукова, а также маршала Семена Тимошенко должны были заставить немцев дрогнуть.

Уже первые результаты контрнаступления полностью оправдали все ожидания. Первый удар под Калинином, где сражались 31-я и 29-я армии поверг немцев в шок. "Из утреннего тумана обрушились невесть откуда взявшиеся колонны полков в полушубках и танки", - вспоминает выживший тогда немецкий офицер. И тут выяснилось, что немцы к этому абсолютно не готовы. Связь между соседними частями была нарушена, оборона прорвана, а спасаться приходилось бегством. Аналогичная ситуация возникла в районе Красной Поляны и Дмитрова, а также восточней Тулы.

Ни на одном из участков немцам не удалось отбить атаку советских войск, а уже через несколько дней они беспорядочно отходили на запад. 7-го декабря 16-я армия Константина Рокоссовского освободила Истру, 15-го декабря 20-й армией Андрея Власова был освобожден Клин, 16-го – Калинин, 20-го части генерала Леонида Говорова взяли Волоколамск, 26-го 33-я армия генерала Ефремова освободила Наро-Фоминск. Южнее советские войска ураганом прошли от Михайлова и Ельца до Калуги и Белева, разблокировав Тулу и заставив спешно отступать Х.Гудериана.

Вместе с немцами бежали и созданные ими "органы власти", набранные из числа предателей. Например, из Ржева, к которому подходили советские войска, бургомистр с заместителем, а также начальник полиции сбежали, прихватив с собой заодно всю городскую казну. Позже их нашли в Минске и расстреляли.

К началу января были полностью очищены от немцев современные Московская, Рязанская, Тульская области, Липецкая области, большая часть Калужской и Калининской.областей, а также восточные районы Смоленщины. Впервые с начала Второй мировой войны немцам пришлось отдать столь большую территорию, признав свое поражение.

Чтобы остановить паническое бегство, находившийся в бешенстве Гитлер пошел на жесткие меры. Был издан приказ, который чем-то напоминал сталинский "Ни шагу назад". Солдатам и офицерам вермахта было запрещено отступать под страхом расстрела, а в случае необходимости сражаться до последнего. Кроме того, Гитлер приказал использовать тактику выжженной земли, уничтожая перед наступающими советскими войсками населенные пункты. Фактически города, которые не были до конца разрушены во время наступления немецкой армии, были обречены на уничтожение. Выполнять этот план немцы успевали не всегда, но первые следственные акты о злодеяниях захватчиков были составлены уже тогда.

Вдобавок в немецком командовании последовал целый ряд кадровых перестановок. Лишился своего поста и переведен в резерв командующий сухопутными войсками Вальтер фон Браухич (в 1948 году умрет в госпитале для военнопленных), отстранен Ф.фон Бок (в 1942 году переведен в резерв, а в мае 1945 году будет убит в ходе налета английской авиации), уволен за трусость Э.Гепнер (расстрелян в 1944 году за участие в антинацистском заговоре), отправлен в резерв Х.Гудериан (позже займется теорией бронетанковых войск, а после войны напишет воспоминания).

Окончание битвы: триумф, который не удалось развить

В советской историографии окончание Московской битвы датировалась началом весны 1942 года, однако подробности опускались. В действительности, советское командование по требованию И.Сталина попыталось развить наступление. Однако усталость пробивавшихся вперед частей, прибывшее с Запада немецкое подкрепление, а также вышеупомянутые приказы берлинских руководителей вновь привели к большим потерям среди советских солдат. Ржевско-Вяземская операция, в ходе которой командование рассчитывало разгромить группировку Центр и создать условия для освобождения Смоленска, завершилась провалом. Наступление захлебнулось, а тысячи солдат и офицеров оказались в окружении на юге Смоленской области. Линия фронта стабилизировалась на уровне Ржев – Сычевка – Вязьма – Угра. Начнется Ржевская битва, которая станет одной из самых трагических страниц в истории Великой Отечественной войны.

Судьба сразу нескольких генералов, отлично проявивших себя в Московской битве, сложилась трагически.

Генерал Лев Доватор, командовавший 2-м гвардейским корпусом, наступавшим под Звенигородом, 21 декабря был убит под Рузой. Уже посмертно ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Генерал Михаил Ефремов, чья 33-я армия освобождала Наро-Фоминск и Боровск, в апреле 1942 года был окружен вместе со своими солдатами под Вязьмой. Не желая сдаваться в плен, он застрелился. Известно, что нашедшие его тело немцы похоронили генерала с воинскими почестями, отдав должное его храбрости.

Наконец, генерал Андрей Власов, командовавший 20-й армией в ходе Клинско-Солнечногорской операции, награжденный за свои действия орденом Красного знамени и даже успевший опубликовать статью о выполнении сталинского замысла (якобы вождь лично разработал план операции) в 1942 году попадет в плен под Ленинградом, возглавит так называемую Русскую освободительную армию (РОА) и будет повешен в 1946 году за государственную измену.

Итоги битвы

Битва под Москвой не привела к разгрому немецких войск. У гитлеровцев было еще достаточно сил, чтобы летом 1942 году нанести Красной армии тяжелое поражение под Харьковом, занять Кубань, дойти до Волги и Северного Кавказа. Однако фактически впервые немецкая военная машина вынуждена была признать свое поражение. Блицкриг был сорван, война затягивалась, что было абсолютно не выгодно немцам, чьи ресурсы уступали советским.

Был у Московской битвы и важный политический подтекст. Япония после неудачи немцев воздержалась от открытия "второго фронта" на советском Дальнем Востоке, а Великобритания и США, наоборот, поверили в то, что СССР может не проиграть эту войну. Сотрудничество стран антигитлеровской коалиции заметно усиливается, а вместе с этим в СССР поступают военные материалы, которых Москве не хватало в первые месяцы.

В память о погибших в Московской битве возле стен Кремля была создана Могила неизвестного солдата, где похоронены те, кто защищал столицу в 1941 году.

Артем Филипенок

Приложение: Солдатские частушки о сражении за Москву

Гитлер фрицам говорил,Что дотла Москву спалил,Говорил разочков двести,А Москва стоит на месте.

Лез к Москве фашист-насильникЧерез надолбы и рвы,Крепкий русский подзатыльникПолучил у стен Москвы.

Гитлер Геринга спросил:"Что ж Москву не разбомбил?",Тот в ответ: "Ты больно прыток!Знаешь, сколько там зениток!"

Понапрасну, Гитлер, ходишь,Понапрасну танки бьешь:CCCР не завоюешьИ в Москву не попадешь!

Как на улице туманПолное затмение:Глянул Гитлер на МосквуИ лишился зрения.

Источник информации: РосБизнесКонсалтинг
Адрес новости: http://top.rbc.ru/society/06/12/2011/628475.shtml