Слово Святейшего Патриарха Кирилла к братии Троице-Сергиевой Лавры, произнесенное после Божественной Литургии в пятницу первой седмицы Великого поста

02 марта 2012 2452

Слово Святейшего Патриарха Кирилла к братии Троице-Сергиевой Лавры, произнесенное после Божественной Литургии в пятницу первой седмицы Великого поста

Я всегда радуюсь возможности на первой седмице Великого поста, что становится для меня уже традицией, быть в Лавре преподобного Сергия и делить с вами молитву и братскую трапезу. Господь всех нас укрепляет на путях нашей жизни, каждому давая то, что ему потребно для спасения. Пусть Господь укрепляет всю святую обитель, имеющую такое духовное историческое значение для страны, что без обители сей, наверное, и Руси бы не было!

В этом году мы празднуем 400-летие мученической кончины Святителя Гермогена, Патриарха Московского и всея Руси, и в день его памяти, вчера, я заложил в его честь храм в новом районе Москвы, ибо, к прискорбию нашему, в первопрестольном граде не было ни одного храма, посвященного священномученику Патриарху. А завтра в Кремле, в Кафедральном Патриаршем Соборе мы отслужим Божественную Литургию. И, если сложится так, как решено, то после Литургии мы пройдем крестным ходом через Александровский сад, находящийся у стен Кремля, и там заложим памятник Святителю и священномученику Гермогену. История такова, что еще в дореволюционные годы было принято решение, сразу после 13-го года, то есть тогда, когда была произведена канонизация Святителя, поставить на Красной площади ему памятник, прямо на том месте, где сейчас стоит мавзолей.

По обстоятельствам, всем нам известным, этот проект не осуществился, и даже в 90-ые годы, не смотря на очень сильные требования верующих людей, власти не давали согласия на установление памятника. Я имел беседу по этому поводу с Владимиром Владимировичем Путиным, и он сказал мне, что Правительство согласно с решением поставить памятник. А вчера я еще говорил с Президентом, который подтвердил, что есть полное понимание и согласие с тем, чтобы памятник выдающемуся сыну Отечества нашего, патриоту, священномученику был установлен в самом центре столицы.

Этот год у нас с вами еще особенный и потому, что мы, празднуя 400-летие мученической кончины Святителя, одновременно будем праздновать и 400-летие освобождения Китай-города, Кремля и Москвы от польских захватчиков. А в этой истории войны с поляками совершенно особенное место у Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

Поэтому я хотел бы попросить вас, Владыка Наместник, продумать, как этот юбилейный год был бы отражен в печатных изданиях Лавры, потому что нельзя пройти мимо этой значительной даты и особенно – мимо роли Троицкой Сергиевой Лавры!

К сожалению, все забывается, а историю сейчас в школах изучают так, что никто ничего не знает, в том числе и относительно этой героической страницы нашей истории. Поэтому долг наш заключается в том, чтобы празднование 400-летия освобождения от смуты сопровождалось такими действиями. Чтобы всеми публикациями и богослужениями, и, может быть, конференциями, помогли нашим соотечественникам и современникам осознать весь трагизм того, что произошло 400 лет назад, и одновременно – решающую роль Русской Православной Церкви, ее Первоиерарха, Троице-Сергиевой Лавры в освобождении страны от иноземного ига!

Я совсем недавно имел возможность познакомиться с грамотами, которые писал Патриарх Гермоген. Я никогда не читал их в подлиннике, а здесь их прочитал - и был поражен тому, что, с одной стороны, происходило в то время на Руси, и, с другой стороны, поражен был действительно реальному подвигу Святителя!

А на Руси происходило вот что. Сигизмунд окружил Смоленск, захватил наши западные города и был полон решимости двигаться на Москву, с тем чтобы посадить на престол своего сына Владислава. И что вы думаете? Духовенство, монастыри западной части Руси приветствовали это намерение Сигизмунда! И с иконами встречали оккупантов! Большинство бояр, служивых людей, «сливки» тогдашнего московского общества ждали - не дождались, когда же Сигизмунд подойдет к Москве, чтобы открыть ему ворота и посадить его на престол! Предательство, полное разрушение национального самосознания, неспособность отличать право от лева, правды от лжи – вот что тогда привело Россию к краю гибели!

Когда Святитель Гермоген понял, что у него не хватит сил сопротивляться почти что единодушному желанию бояр иметь в Москве Владислава в качестве царя, тогда он составил грамоту. Грамоту, которую вручил боярину князю Голицыну, который направлялся под Смоленск с тем, чтобы вести переговоры с Сигизмундом о воцарении Владислава.

И вот в этой грамоте Святитель такие выдвинул условие, которые делали невозможными ни воцарение Вячеслава, ни, тем более, Сигизмунда! Он требовал незамедлительно - чтоб тот крестился, миропомазался в Православной Церкви, женился на православной, чтобы в Москве не были построены костелы, кроме одного, для небольшой группы поляков в 500 человек, которых разрешено было бы взять Сигизмунду в Москву. Чтобы никак не была бы стесняема Православная Церковь, чтобы освобождены были бы все русские города, и поляки покинули Россию! Естественно, это не входило в планы тех, кто хотел оккупировать, а затем, как теперь говорится, и «интегрировать» Россию в Польшу, в Европу! А Голицын весьма пренебрежительно отнесся к этой грамоте, скептически взирал на Патриарха, давая понять, что - все равно, вне зависимости от грамоты - поляки будут в Москве.

Вы знаете, что так оно и произошло. И вошли в Москву – без боя! И воцарились в Москве! Но уж очень нужно было им склонить Патриарха, чтобы тот благословил их пребывание и благословил Владислава царем русским! Все то, что потом последовало – вы хорошо знаете. Не подчинился Святитель Гермоген и был замучен голодом, холодом в подвалах Чудова монастыря, который впоследствии снесли, сровняли с землей на территории Кремля. Но Святитель обращал другие грамоты и послания к народу русскому, которые и вдохновили Минина и Пожарского и все ополчение на борьбу за свою свободу, свое освобождение, освобождение первопрестольного града и всего Отечества!

Не было бы Патриарха Гермогена – не было бы современной России, суверенного государства! Мы бы давно уже “интегрировались”, и от нас бы ничего не осталось. Поэтому значение подвига Патриарха Гермогена – на равнее со значением таких людей, как Александр Невский, Димитрий Донской! Его подвиг можно сравнить с подвигом самых великих полководцев: Суворова, Кутузова, Жукова, от действий которых зависела судьба страны!

Поэтому, считаю, что мы должны особым образом почтить память Святителя Гермогена и память освобождения России и Москвы от иноземцев в год 400-летия. Поэтому, напоминаю вам, как насельникам Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, о подвигах ваших и наших предшественников, прошу обратить на это внимание и сделать все для того, чтобы подвиг героев, подвиг преподобных, подвиг Первосвятителя земли Русской стал известен нашим людям, сделать все, что мы можем для этого сделать!

Уверен, что молитвами Святителя Гермогена Господь и сегодня защитит Россию от соблазнов, от беспамятства, от потери понимания того, что есть добро, а что есть зло, от готовности куда угодно интегрироваться без всякого понимания, что произойдет со страной, с народом и с православной верой. Не дай Бог, чтобы трагедия 400-летней давности повторилась в современной жизни России!

Это особенно важно всем нам с вами знать и помнить в преддверии, в том числе, и того важного события, которое произойдет в наступающее воскресенье.

Призываю на всех благословение Божие, и молитвами Пречистой Царицы Небесной, молитвами Святителя Гермогена - Патриарха Московского и всея Руси да сохранит Господь всю историческую Русь, современную Россию и град Москву, и сию святую Лавру! Храни вас Господь!

Слово Святейшего Патриарха Кирилла к братии Троице-Сергиевой Лавры,
произнесенное после Божественной Литургии в пятницу первой седмицы Великого поста
2 марта 2012 г.

Аудиозапись: /orthodoxy/news/?ID=21782

Источник: Духовно-Просветительский Центр Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

Фото:  Патриархия.ru