Зачем Путин создал Агентство стратегических инициатив?

03 мая 2012 2539 Комсомольская правда

Третьего мая пройдет заседание наблюдательного совета Агентства стратегических инициатив, о создании которого год назад, в начале мая в Волгограде, объявил Владимир Путин...

Третьего мая пройдет заседание наблюдательного совета Агентства стратегических инициатив, о создании которого год назад, в начале мая в Волгограде, объявил Владимир Путин. По его задумке, АСИ должно помогать успешным людям, самостоятельно, без всяческой помощи, добившимся серьезных результатов в бизнесе.

АСИ было создано осенью прошлого года. Путин стал председателем наблюдательного совета.

О работе АСИ мы говорили в телерадиоэфире «КП» с его генеральным директором Андреем Никитиным.

КАК ПРИ ПЕТРЕ

- Андрей, прошел год. Чем можете похвалиться?

- АСИ работает в полноценном режиме месяцев восемь. Мы нашли интересных людей, которые сделали свой бизнес своими руками. В направлении «Новый бизнес» на сегодняшний день в работе около 100 проектов. В направлении «Молодые профессионалы» мы очень серьезно продвинулись в развитии новых технологий в образовании. Проект «Глобальное образование» - это фактически возвращение к петровским временам, когда талантливых людей государство отправляло за границу, чтобы они могли обучиться и вернуться, применяя знания в стране.

- А не боитесь, что эти люди останутся на Западе, обучившись всему хорошему?

- Конечно, они могут остаться, но тогда им придется вернуть то, что государство на них потратило. Но дело не в санкциях, мы надеемся, что будут отобраны молодые люди, которые хотят здесь жить и работать.

- В России много организаций предпринимателей. Вы с этими бизнес-сообществами конкурируете или вы их начальство, учитывая, что АСИ создал сам Путин?

- Мы ничей не начальник, слава Богу. (Улыбается). Мы очень дружелюбная небольшая организация. Мы - своего рода проектный офис, площадка, на которой могут договариваться все представители бизнес-сообщества. «Сколково» - это институт развития, который поддерживает прорывные проекты, новые технологии. Но когда-то эти проекты выходят в наш прекрасный мир, то сталкиваются с административными барьерами, устранять которые призвано Агентство стратегических инициатив. Владимир Владимирович, когда создавал Агентство, сказал, что оно стать институтом развития людей. Для нас всегда важна при отборе проектов личность того человека, который с этим проектом приходит. И чтобы это действительно было его детище, созданное его талантом, трудолюбием, настойчивостью. Такие люди есть. Мы работаем с ними. Недавно было подписано соглашение между АСИ и «Клубом лидеров».

КАДРОВЫЙ РЕЗЕРВ?

- Вы заточены на поиск талантливых людей, лидеров. Путин рассматривает АСИ как некий кадровый резерв для власти?

- Мы этот вопрос никогда ни с Путиным, ни в АСИ не обсуждали. Нам очень интересно то, что мы делаем сегодня.

- То есть в будущее правительство или в администрацию президента людей из АСИ не приглашали?

- Насколько я знаю, нет. Совершенно не факт, что чиновником работать лучше, чем в АСИ. Госслужащие часто замыкаются в своих представлениях о мире. У нас более высокая степень свободы.

- Я помню, когда в Белом доме вы только вышли от Путина, журналисты стали подкалывать вас, что, мол, вы были бизнесмены, а теперь чиновники. Доказывая, что это не так, вы прямо перед камерами демонстративно сняли галстуки.

- Было такое. (Улыбается).

- Ну и как, не стали чиновниками, не обзавелись мигалками, госдачами?

- Мы все ездим на своих машинах. Мигалок у нас, конечно, нет. Служебных дач тоже. И никаких бонусов. Есть пропуск в Дом правительства, потому что нам нужно встречаться с людьми, которые там работают.

- Вы можете просто пойти к Путину и пожаловаться на каких-то больших чиновников, которые тормозят некие прекрасные дела?

- Мы, конечно, можем, но пока необходимости жаловаться не возникало. Мы стараемся договариваться с министрами, их замами, с руководителями федеральных агентств так, чтобы решить вопрос без конфликта. На самом деле, заведомо плохих людей, в том числе среди чиновников, немного. Иногда с человеком нужно просто спокойно поговорить, попросить вникнуть в проблему, и она решится. Госслужащие ведь выходят из своих кабинетов и видят: стране нужен прорыв. И прорыв должны сделать предприниматели.

ПРАВИЛА ИГРЫ

- АСИ создало некие «дорожные карты» - по облегчению взаимодействия бизнеса и таможни, по подключению к сетям, по экспорту, по упрощению строительства. Но на чиновничьем языке «дорожные карты» - это часто свод намерений, пустых задумок, за которыми не стоят реальные дела.

- Мы сами никаких «дорожных карт» не создавали, а собрали вместе предпринимателей, чиновников высокого уровня, экспертов. Предприниматели рассказали чиновникам, что им мешает. Те в ответ объяснили, что им на самом деле ничего не мешает, это они сами виноваты.

- Сильно ругались? Папки летели?

- И папки поначалу летели. (Улыбается). Началось с перепалки, но потом нам удалось обратить ее в конструктивный диалог. Предприниматели и госслужащие разработали набор практических шагов, чтобы ускорился процесс прохождения товаров через таможню, чтобы разрешение на строительство можно было получить быстрее, чтобы подключение к энергосетям не стоило так дорого. Это абсолютно реальные рабочие вещи. Скучные, но важные. Но в сумме это дает все, что необходимо бизнесу - комфортно работать в нашей стране.

- Если вы придете к Путину и расскажете о вашем видении развития бизнеса, а потом к нему придет руководитель таможенной службы, кого он все-таки послушает?

- Я думаю, что Путин выслушает обоих и отправит договариваться между собой. Решение нельзя бросать в пустоту: руководитель должен принимать такое решение, которое его подчиненные смогут выполнить. Поэтому я бы не хотел такой ситуации, при которой мы с руководителем, скажем, таможенной службы будем предлагать диаметрально противоположные вещи. Если это произойдет, значит, я плохо поработал.

- А Путин следит за вами? Что-то подсказывает?

- Все проекты, которые мы доводим до стадии запуска в работу, утверждаются наблюдательным советом, председателем которого является Путин. Он видит все проекты. Но не давит на нас. Например, в Красноярске на заседании экспертного совета мы проводили отбор проектов в присутствии Путина, и он голосовал как эксперт, у него была своя кнопочка. Но основное решение было за экспертным советом. И некоторые предложения, за которые проголосовал Путин, в итоговый список не вошли. И это нормально. Мы же хотим честного отбора. Эксперты для того и нужны, чтобы высказать свое мнение, не оглядываясь на мнение председателя наблюдательного совета.

ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ И ДРУГИЕ

- Насколько вероятно, что проект, который человеку представляется совершенно уникальным, получит одобрение в АСИ?

- Это должен быть уже стартовавший проект, а не просто идея. Важно, чтобы человек к моменту прихода к нам уже вложил свои душу, деньги, усилия в свое дело. Мы поддерживаем ускорение уже существующего. Строгий независимый экспертный совет либо даст нам разрешение поддерживать проект, либо откажет. Например, сейчас у нас в работе проект Ассоциации индустрии детских товаров, занимающиеся в России производством обучающих игрушек с национальной российской философией.

- Иванушки-дурачки сражаются со Змеем Горынычем?

- В том числе. Важно, чтобы дети знали о наших героях, иначе страна потеряет идентичность. Не нужно, чтобы были только кукла Барби или Бэтмен. И нужно поставить заслон некачественному импорту из стран Юго-Восточной Азии. У нас раньше не было даже понятия «игрушка», поэтому не было господдержки, регламентов, стандартов. Сейчас рядом с Сергиевым Посадом создается зона игрушки из нескольких предприятий.

ПРОТИВ ВЗЯТКИ - ПРАВИЛА

- Вы говорите о снятии барьеров для бизнеса. Но ведь главная беда – это коррупция. Здесь что-то от АСИ зависит?

- Основная беда российского предпринимательства - не столько коррупция, сколько готовность играть по коррупционным правилам. На Западе наказывают компании за склонение к коррупции. Такие суровые штрафы, что только попробуйте кому-то предложить взятку, разоритесь сразу. Мы сейчас с несколькими регионами разрабатываем проект по улучшению инвестиционного климата. Вменяем механизм, который обяжет чиновников все решения предварительно обсуждать с предпринимателями. В следующем году распространим на всю страну.

УЕХАТЬ ИЛИ ОСТАТЬСЯ?

- Вы были успешным бизнесменом до прихода в АСИ. На ваш взгляд, какие цели должен человек себе поставить, чтобы достичь успеха в бизнесе?

- Чтобы хорошо зарабатывать, не нужно думать о деньгах, нужно думать о любимой работе. Не должна работа быть каторгой. Если ты профессионал, то ты будешь хорошо зарабатывать. А если только ради денег - то их никогда не будет.

- Сейчас немало людей из среднего бизнеса уезжают на Запад. АСИ это не беспокоит?

- Я в прошлом – бизнесмен, поэтому говорю, о чем знаю: таких возможностей, которые есть для бизнеса в России, сейчас нигде нет. Я знаю многих людей, родители которых эмигрировали в 1970-80-е годы за границу, а дети возвращаются в Россию и ведут здесь бизнес. И они мне говорят: так эффективно, как в России – нигде в мире невозможно работать. Попробуйте в Европе начать свой бизнес. Там просто нет места, все уже распределено. Люди ведь уезжают из России не потому, что тяжело вести бизнес. А потому, что им не нравится качество социальной сферы, школьного образования, медицины. Потому АСИ занялось социальными проектами. Стараемся дать возможности частному бизнесу проявить себя в социальной сфере. Пусть будет частный детский садик, частная школа, частная больница, если они будут действительно хорошими, то это будет подвигать государственные учреждения, чтобы они лучше работали.

- Многие предприниматели были на Болотной и Сахарова. А вы?

- Это их выбор. Я первый раз в своей жизни пошел на митинг. В «Лужники». Я верю в то, что мы делаем.

 

Источник: http://kp.ru/daily/25878.4/2841301/