И.о. губернатора Московской области — о подготовке к выборам, проблеме мигрантов и продаже региональных СМИ

26 июня 2013 2325

В преддверии выборов губернатора Московской области и.о. главы региона Андрей Воробьев посетил редакцию «Известий» и осветил все значимые аспекты своей работы. В планах Воробьева усилить свою команду, получить деньги за переданную Москве землю и одержать уверенную победу на выборах.

 «Играть в поддавки ни с кем не собираюсь»

 — Кого из кандидатов вы рассматриваете как своего главного оппонента? Будет ли, на ваш взгляд, второй тур?

 — У меня серьезный настрой, я отработаю избирательную кампанию по максимуму. Сегодняшние социсследования показывают, что я в состоянии одержать победу в первом туре. У нашей команды серьезное отношение к избирательной кампании, потому что выборы — это всегда особый период для человека, для политика, для территории. Будем делать всё от нас зависящее, чтобы победить в первом туре.

 Сегодня на территории Московской области зарегистрированы 28 политических партий, 14 кандидатов выдвинулись на участие в выборах. До 24 июля идет процедура сбора подписей. После того как она завершится, мы сможем увидеть тех, кто будет дальше принимать участие в выборной гонке. Кого-то особенно выделять я сейчас не хочу.

 — Кандидата от оппозиции Геннадия Гудкова опасаетесь?

— Нет, я не опасаюсь ни одного из кандидатов на пост губернатора. Это все личности, которые, так или иначе, в чем-то себя зарекомендовали. Я отношусь ко всем уважительно и вместе с тем играть в поддавки ни с кем не собираюсь.

— А вы готовы участвовать в дебатах со своими конкурентами?

— Не вижу никаких проблем в участии в дебатах. Если таково будет требование избирательной кампании — я с удовольствием соглашусь поучаствовать. Это не является для меня барьером. Мы можем дебатировать и обсуждать злободневные темы.

— Из каких средств будет формироваться предвыборный бюджет? И какие крупные компании будут вас финансово поддерживать?

— 300 млн рублей — это предельный размер избирательного фонда. Буду обращаться к компаниям. Мы можем в газете «Известия» разместить объявление с номером счета, чтобы все желающие перечисляли. Буду собирать деньги на активную агитацию. Так делают во всем мире.

— А партия будет финансово помогать?

— Такая возможность есть. Я не могу за партию сказать, но думаю, они будут мне помогать.

«Я не сомневаюсь в выборе партнеров»

— А вы уже сформировали в Подмосковье свою команду или сделаете это после выборов?

— Чтобы сформировалась команда, она должна пройти через тернии к звездам, через трудности и испытания, через прорывы и неудачи. На губернаторском посту я сделал ставку на новых людей и знакомых мне по предыдущей деятельности. Костяк команды сформирован, но мы не прекращаем искать и привлекать одаренных, сильных, талантливых людей, командных игроков.

— Главой предвыборного штаба вы выбрали Максима Сураева. А есть ли вероятность, что вы, как и Собянин, возьмете в команду доверенных лиц президента? У вас в области Сергей Безруков возглавляет два областных театра. Он может участвовать в вашей предвыборной гонке?

— Максима Сураева я знал еще до прихода в Подмосковье. У нас сложились приятельские отношения, взаимопонимание. Это человек молодой, целеустремленный, очень грамотный, сам он житель Подмосковья, поэтому мой выбор пал на него. Он согласился, несмотря на то что готовится к полету на орбиту в 2014 году. Что касается остальных влиятельных и уважаемых жителей Подмосковья, стараюсь им помогать, взаимодействовать, и надеюсь, что они ответят мне взаимностью.

У меня много друзей. Многие звонят и говорят, что готовы меня поддерживать, спрашивают, что нужно, предлагают принимать участие в кампании. Есть и другие люди, например, промышленники Подмосковья. Неправильно кого-то выделять, а кого-то оставлять за бортом.

— Крупные промышленники поддерживают вас, чтобы после вашего избрания получить какие-то преференции для бизнеса в Подмосковье?

— Каждому человеку в этой жизни важно понять три вещи: куда ты идешь, с кем ты идешь и для чего ты идешь. Если на эти три вопроса даны ответы, если человек представляет, как дальше будут происходить жизненные изменения, то он может стать твоим сторонником. Когда я говорил про программу, цели, команду, я декларировал их абсолютно открыто, и большинству эти подходы, эта философия понятна. В этом сила моей позиции.

— Вы выдвинулись от «Единой России», от партии, в которой вы много работали, а Сергей Собянин решил идти по пути самовыдвиженца, при этом это интерпретировалось как выдвижение от ОНФ. Как вы относитесь к решению Сергея Семеновича. Он дистанцируется от «Единой России» или это ваше недоверие к ОНФ?

— Я бы предпочел комментировать свои дела и поступки. Что касается механизма избрания, то всё зависит от законодательства — есть федеральный, есть региональный закон, которые его регламентируют. В Подмосковье выдвижение должно быть от политической партии. Как известно, я долгое время занимался оперативным управлением в партии, долго там работал, я ни секунды не сомневался в выборе партнеров, и это логическое продолжение.

Что касается Москвы, то там есть специфика, там ты можешь идти самовыдвиженцем. Собянин предпочел такой вариант — и это легитимно.

— Если в Московской области было бы другое законодательство, вы бы пошли самовыдвиженцем?

— Если когда-то в будущем будет такой вариант, то я не исключаю для себя возможности пойти самовыдвиженцем. Но для этого должно быть соответствующее законодательство.

— Вы уже выбрали того сенатора, который пойдет вместе с вами?

— Я это сделал, может быть, чуть раньше необходимого срока. Я назвал тройку тех, с кем пойду на выборы. Это руководитель «Боевого братства» Дмитрий Саблин, мой коллега, с которым я работал во фракции, глава предвыборного штаба Максим Сураев и Лидия Антонова — мой заместитель в правительстве Подмосковья, которая курирует социальный блок. Все три человека очень достойные и уважаемые в Подмосковье.

— А почему не захотели с Борисом Громовым идти?

— Потому что человек в своей жизни всегда выбирает. Я захотел и предложил тем, кому я предложил. Это мой выбор, и этим все сказано.

— У кого из этой тройки самые большие шансы быть выбранным вами в Совет Федерации?

— Это покажет избирательная кампания. Я буду учитывать мнение жителей. 

«СМИ приглашают тех, кто делает их повестку интересной»

— Формально агитация еще не началась, но если судить по федеральным каналам, то показывают из всех только вас. И один из сюжетов на «Первом канале» носил явно комплементарный характер. Вы считаете это справедливым? Ведь заметно, что телеканалы настроены на вашу поддержку.

— На «Первом канале» был сюжет об одном дне работы главы Подмосковья, это носило плановой характер в их графике. И если бы кто-то хотел комплементарности, то в сюжете не фигурировал бы самый тяжелый район Подмосковья, а все люди были бы там подставные. Но могу сказать, что нельзя сохранять высокий уровень доверия, будучи в эфирах только «Первого» и «Второго» каналов. Это возможно только тогда, когда ты решаешь конкретные задачи.

А вообще, это вопрос к телевидению — кого они показывают. СМИ приглашают тех, кто делает их повестку интересной.

— Вы за то, чтобы СМИ были частными?

— Я поддерживаю, когда часть телевидения имеет частного собственника. Что касается канала и газеты «Подмосковье», то не в обиду будет сказано нашему каналу, но на сегодняшний момент среди СМИ идет неимоверная конкуренция. И нам требуются большие ресурсы для модернизации, перестройки, и если появится частный инвестор, то мы будем только рады. Я за свободу СМИ, определенно.

— Есть ли предложения со стороны частных инвесторов купить долю в подмосковных СМИ?

— Мы приобрели через тендер частоту, которая позволяет нам обеспечить охват Подмосковья в полном объеме. У нас есть планы по модернизации канала, мы станем конкурировать с ведущими СМИ, потому что в таком большом регионе должны быть сильные СМИ. Если частный собственник будет заинтересован, то мы с удовольствием рассмотрим предложения стратегического партнера.

«Альтернатива всегда есть»

— Вы летаете на вертолете, чтобы не создавать пробки, по аналогии с выбором Путина и Медведева, или же для скорости передвижения?

— У каждого региона есть своя специфика, я сам из Красноярска, там губернатор летает на самолете, ведь чтобы попасть с юга на север края, нужно лететь 2,5 часа. Руководитель должен работать результативно и эффективно, и самым эффективным методом передвижения является вертолет. Только благодаря воздушному сообщению я могу посетить больше районов и встретиться с большим количеством жителей.

— Новые станции электричек, расширение количества полос шоссейных дорог, больше станций московского метро в области — какова сейчас политика? На что будете делать упор?

— Рост экономики и нашего благосостояния привел к тому, что в Московском регионе появилось огромное количество автомобилей. Сегодня только в Подмосковье на 1 тыс. жителей приходится 400 автомобилей, и с большой долей вероятности эта цифра будет расти. Как решить транспортную проблему? Во-первых, нужно развивать систему общественного транспорта. Это первое. Второе — это строительство развязок, расширение горловин вылетных трасс, это обходы Подольска, Ногинска, Химок, Балашихи. Транспортная стратегия — это тема федеральная, и ее поддерживает президент. В частности, на наземное метро будет направлено порядка 240 млрд рублей. Это деньги Москвы, РЖД, федерального и областного бюджетов. Все это для того, чтобы переполненные перроны ближайшего Подмосковья заменить на комфортабельные транспортные узлы, чтобы жители могли сесть в новый, удобный вагон и доехать до Третьего транспортного кольца. По замыслу, первая линия будет запущена уже в 2015 году. 10 самых крупных городов Подмосковья свяжет наземное метро.

— С появлением платных переездов люди станут перед выбором: либо добираться долго, либо платить. Получается, что вы жителям предлагаете безальтернативный путь.

— Ни в коем случае. Альтернатива всегда есть. Просто сегодня без частно-государственного партнерства невозможно изменить ситуацию. Мы просто погрязнем в пробках и сделаем свою жизнь невыносимой. Ты можешь не пользоваться платной трассой и не платить за нее и совершенно спокойно ехать по Можайке, как ты и делал раньше. Это твое право. Оплата не является разорительной во всем мире, но она существует. Она помогает развивать инфраструктуру. Жители готовы платить 15–20 рублей. Потому что иначе ездить просто невыносимо, потому что по сути это парализует жизнь. Или, например, Центральная кольцевая дорога — это дорога с платными участками, но жители Подмосковья будут пользоваться ею бесплатно.

— Продолжим тему денег. В свое время еще Сергей Шойгу за то, что у Подмосковья оторвали кусок земли, требовал возместить 56 млрд рублей. Сейчас как обстоят дела с этим вопросом? Какую-то часть выдали или полностью возместили?

— У Подмосковья была изъята самая богатая территория с минимальным количеством жителей. Доходы этой территории составляли от 26 до 30 млрд рублей ежегодно. Это привлекательная земля, которая имеет высокую стоимость. Мы договорились с федеральным правительством, что будет строчка в бюджете и следующие три года мы получаем 88% от сборов на этой территории. За пять месяцев текущего года собрано 13,8 млрд рублей.

Мы внимательно следим за этой территорией. За год эта сумма должна составить порядка 30 млрд рублей. Эти деньги, естественно, мы очень ждем, они нам нужны. У нас сегодня есть дефицит ресурсов, как и в любой другой развивающейся системе. По поводу 56 млрд — это расчет выпадающих доходов за три года.

— Вы сказали, что три года будут выплачиваться суммы. А потом что? Появятся какие-то новые ресурсы в Подмосковье?

— Я надеюсь, что они даже раньше появятся. Мы должны стать регионом-лидером, регионом номер один. Для этого нам нужно удвоить бюджет. Вместо 450 млрд нам нужен 1 трлн. И любой человек может отнестись к этому заявлению двояко. Один скажет, ну что это за мечты, фантазии. А другой спросит, как ты собираешься это делать. У нас есть четкий план, как удвоить бюджет. Это два ключевых слагаемых: эффективное современное налоговое администрирование и прямые инвестиции. Мы подготовили более 110 площадок, которые ждут своих инвесторов. Мы не жалеем внимания для инвесторов.

— Но инвестору же нужно не внимание, а налоговые льготы.

— Совершенно верно. Максимально, на сколько это возможно по бюджетному и налоговому кодексу, мы предусмотрели налоговые льготы. Это минус 4,5% налога на прибыль и нулевая ставка налога на имущество. Например, мы заинтересованы в появлении бизнес-парков и бизнес-городов, где будут регистрироваться компании, а офис будет стоить не 30–35 тыс. за 1 кв. м в год, а вдвое дешевле.

— Какие-то крупные компании уже готовы прописаться в Подмосковье?

— Я бы воздержался от ответа. Ведь если кто-то к нам придет, значит, откуда-то он уйдет. А если узнают раньше, то могут удержать, чтобы инвестор не уходил.

— Часто поднимается вопрос по поводу налогов людей, которые работают в Москве, а живут в Подмосковье. Сотни тысяч граждан платят налоги в столице. Вы уже разговаривали с правительством по этому вопросу?

— Есть решение: создавать рабочие места в Подмосковье. Это единственное правильное решение.

— В этом году умер борец за экологию главред «Химкинской правды» Михаил Бекетов. Если бы жители Химок высказались за то, чтобы назвать в его честь улицу, власти Подмосковья поддержали бы такое решение?

— Мы руководствуемся мнением жителей по всем вопросам: где ставить остановку, какие дороги асфальтировать, как называть улицы. Эти вопросы решаются на референдумах. И мы всегда будем придерживаться такого партнерства с жителями.

— Еще одна наболевшая тема — это тема мигрантов. Ранее подмосковные чиновники говорили, что на территории военных городков будут строиться центры временного пребывания мигрантов. Сколько их будет в области?

— Если мы не будем управлять мигрантами, то мигранты сами начнут управлять теми, кто живет в российских городах, в частности в Подмосковье. То, что прозвучало в послании президента по поводу заграничных паспортов, — это просто крайне необходимая и срочная мера, которая позволит навести порядок.

Наша позиция очень жесткая. На территории Подмосковья мы предпочитаем строить бизнес-парки, а не гостиницы для мигрантов, которые появляются в пустующих или недостроенных домах.

Но что касается пунктов для депортации, в Подмосковье они действительно появятся. Наша задача не содержать мигрантов, а отправлять их на родину, к маме.

— До 1 июля остается немного времени, вы уже задекларировали свои расходы?

— Я их постоянно декларирую, как и прописано в законе.

— То есть там все нормально?

— Нормально — ненормально, там все честно! Там ничего особенного нет.

Источник: Известия