Кремль задумался об отмене муниципального фильтра

16 июля 2013 2491

Первый этап избирательных кампаний в Москве и Подмосковье, связанный со сбором кандидатами подписей муниципальных депутатов, продемонстрировал полную политическую несостоятельность этой системы. И вот, как стало известно «НГ», на последнем совещании в администрации президента муниципальный фильтр оказался в центре дискуссии. Вынесено компромиссное решение – пока фильтр не отменять, но вернуться к вопросу сразу после осенних выборов. Тем временем, по информации «НГ», в начале следующей сессии в Думу будет внесен законопроект об отмене фильтра.

По словам участника совещания в Кремле, генерального директора Центра политической информации Алексея Мухина, разговор в администрации президента шел об отмене или ограничении муниципальных фильтров. Обсуждается введение новых правил проведения избирательных кампаний  с целью допуска всех более-менее значимых политических кандидатов на выборы. Мухин приводит аргументацию Кремля: «В администрации считают, что не следует суетиться. Надо посмотреть, как он работает. И если окажется, что он работает очень плохо, то, конечно, обсуждаемы самые разные варианты».

Отказ Кремля от радикального решения проблемы фильтра  путем простого удаления процедуры из закона о выборах губернаторов  эксперт объясняет рефлексией со стороны администрации президента, уступкой единороссам: «На низовом уровне ЕР практически полностью покрывает партийно-политическое поле, поэтому муниципальный фильтр для этой партии – возможность пропустить или не пропустить тех, кого они боятся или не боятся.
   
Фильтр – уступка единороссам, чтобы они не слишком нервничали из-за либерализации партийного законодательства. Сегодня фильтр – своеобразная страховка для них, гарантия того, что не произойдет мгновенного обрушения влияния партии, особенно в регионах». С течением времени, как только в ЕР будет спадать напряжение, необходимость в муниципальном фильтре отпадет, уверен Мухин: «В Кремле могут быть сделаны промежуточные выводы относительно корректировки муниципального фильтра или даже его отмены».

Оснований для извлечения этих самых промежуточных выводов – масса. Достаточно взглянуть на избирательную практику в крупнейших регионах страны, где 8 сентября предстоят губернаторские выборы. И врио мэра Москвы Сергей Собянин, и врио губернатора Андрей Воробьев фактически отменили фильтр в своих регионах, порекомендовав муниципальным депутатам поддержать оппозиционных кандидатов. Вплоть до передачи голосов блогеру Алексею Навальному. Который, поколебавшись, их принял.

Тем самым смысл фильтра был утерян окончательно. С одной стороны, административный ресурс был использован для легитимации будущей победы нынешних региональных начальников. С другой – оппоненты этих руководителей оказались вынуждены принимать помощь политических противников. Оба эти сюжета скорее для театра абсурда, чем для нормальной избирательной кампании.

Любая сомнительная кабинетная процедура, проваливающаяся при столкновении с реальностью, начинает обрастать улучшениями и уточнениями. То же происходит в истории с муниципальным фильтром. Уже полгода в Думе пылится отвергнутая правительством инициатива ЛДПР, предлагающая оставить фильтр только для непарламентских партий. Либерал-демократы считают погоню за подписями муниципалов оскорбительной для представителей структур, заручившихся на парламентских выборах голосами миллионов россиян. По словам депутата Госдумы от ЛДПР, главы комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослава Нилова, его партия в прошлую выборную кампанию на себе испытала все прелести фильтра: «Получается, что без помощи депутатов от ЕР практически ни одна партия не в состоянии выдвинуть кандидата в губернаторы. Пример из прошлого: мы с трудом находим депутата, привозим его к нотариусу, а тот отказывается удостоверить подпись этого человека – мол, он выпивший… А он всегда выпивший – человек в поле работает! В Брянской области была своя история: к кому бы мы ни обращались, муниципальные депутаты говорили, что подписи они уже сдали. Некоторые – за деньги».

Депутат Госдумы от ЛДПР, член комиссии по вопросам депутатской этики Сергей Иванов сказал «НГ»: «Смешно, когда партии, за которые в регионе голосует очень большое количество избирателей, должны бегать и собирать подписи людей, от которых не должно ничего зависеть. Избиратели, а не депутаты местного самоуправления должны решать, кому отдать предпочтение».

В той же ситуации оказались и коммунисты. Впрочем, депутат Госдумы, зампредседателя комитета по конституционному законодательству и госстроительству и глава юрслужбы КПРФ Вадим Соловьев сообщил «НГ», что его партия в начале осенней сессии внесет законопроект, отменяющий муниципальный фильтр: «Мы изначально выступали против его введения, потому что считаем процедуру грубейшим нарушением Конституции и прав кандидатов. Речь идет о вмешательстве муниципалитетов в формирование органов власти, что противоречит Основному закону». Парламентарий напоминает, как на прошлых выборах в Новгороде кандидату-коммунисту не удалось преодолеть фильтр, «потому что губернатор собрал все подписи, и просто не у кого было их собирать». «Практика показывает, что это перебор даже для ЕР. Никакой необходимости в существовании фильтра нет, потому что у единороссов достаточно других рычагов, чтобы неугодного кандидата не пустить на выборы». Фильтр становится притчей во языцех и вызывает массу конфликтов и скандалов, говорит Соловьев: «Эта тема действует на оппозицию как красная тряпка на быка. Поэтому, конечно, мы в обязательном порядке будем обжаловать фильтр – сразу после осенних выборов внесем соответствующую инициативу».

Депутат Госдумы от ЕР, член комитета по безопасности и противодействию коррупции Борис Резник объясняет, почему был придуман фильтр: «Огромное количество безумцев и криминальных личностей идет во власть. Они, как правило, в регионах на виду, и депутаты могут по этому поводу высказать свое мнение». Впрочем, по мнению Резника, вместо муниципального фильтра могут быть предложены другие механизмы.

Член научного совета Московского центра Карнеги Николай Петров объясняет, почему Кремль может пойти на отмену муниципального фильтра: «С одной стороны, это способ всецело контролировать ситуацию. Но контроль этот передан в руки региональным элитам, то есть, по сути, губернатор решает, кого он хочет регистрировать, кого нет». Но, с другой стороны, проблема в том, что если фильтр применяется активно (как в прошлом году), отсекая всех конкурентов губернатора, он лишает итоги кампании легитимности. По мнению Николая Петрова, следует ожидать некоторой правки процедуры, чтобы муниципальным фильтром не владел целиком и полностью губернатор: «Потому что процедура слишком много власти дает губернатору, приводя часто к низкой легитимности избрания такого руководителя, а значит, и к низкой легитимности власти в регионе».

Отмена или решительная трансформация муниципального фильтра скорее всего произойдет уже этой осенью. Потому что скомпрометированная процедура обнажает самые слабые стороны избирательного законодательства. И потому, главным образом, что она невыгодна ни участникам кампаний, ни власти. Вопрос в том, как быстро осознают остроту ситуации те, от кого зависит решение вопроса.   

Источник: Независимая газета