В Московской области наведут порядок с рекламой

30 июля 2013 2543

В Подмосковье развернулась масштабная работа по упорядочению наружной рекламы. Демонтаж незаконных конструкций — лишь малая часть того, что делается сейчас в этом направлении. Создание единого рекламно-информационного пространства — вот основная цель, которую преследуют подмосковные власти. О том, какие шаги предпринимают чиновники для ее достижения в интервью "Росбалту" рассказал  заместитель руководителя главного управления информационной политики Московской области Александр Менчук.

— Какова сегодня ситуация с наружной рекламой в Московской области?

— Мы недавно провели мониторинг, который показал, что не менее 36% рекламных конструкций в области установлены незаконно. Такие данные по состоянию на 1 июля представили нам органы власти муниципальных образований. Но этот показатель постоянно растет. Дело в том, что большинство договоров были заключены пять лет назад и сейчас их срок истекает. Незаконной рекламы становится больше не потому, что появляются новые конструкции. Просто некоторые из них из разряда законных переходят в разряд незаконных. Такие конструкции мы демонтируем, причем, это не разовая акция, а системная работа, ведущаяся изо дня в день. В борьбе с незаконной рекламой нам очень помог 98-ФЗ, который внес изменения как в закон "О рекламе", так и в КоАП. Дело в том, что раньше штраф для юридических лиц за отсутствие разрешения на рекламную конструкцию составлял от 50 до 100 тыс. рублей. Как вы понимаете, для них это были смешные деньги, особенно если учесть, что стоимость одной рекламной конструкции доходила до 150 тыс. рублей. В отдельных случаях штрафы платить было даже выгодней. Сейчас, в соответствии с новым законом, штрафы выросли и составляют от 500 тыс. до 1 млн рублей. Это уже совершенно другие деньги.

— Вы выяснили, что рекламная конструкция размещена незаконно. Что дальше?

— Мы выстроили системную работу с полицией: совместно устанавливаем владельца конструкции, а дальше сотрудники правопорядка выписывают протокол и передают дело в суд для взыскания штрафа. Причем, все взысканные средства поступают в муниципальный бюджет. Чтобы вы понимали: 30 штрафов — это треть нового садика. Правда, найти владельца незаконной рекламы удается далеко не всегда. В таких случаях мы прибегаем к принудительному демонтажу: муниципалитет выдает предписание подрядной организации, она производит демонтаж и отправляет конструкцию на склад временного хранения. Там она лежит в течение месяца, дожидаясь хозяина. Если за это время владелец не появился, ее отправляют на утилизацию, если появился — ему выдают счет за проведенные демонтажные работы. При этом, когда конструкция демонтирована, штраф владельцу уже не выписывается.

— Насколько я понимаю, незаконная реклама — не единственная проблема, с которой вам предстоит разобраться?

— Действительно, демонтаж незаконной рекламы — лишь один из блоков большой системной работы по упорядочению наружной рекламы. В соответствии с законом "О рекламе" любая рекламная конструкция может быть установлена только при наличии двух документов: договора с собственником земли, на которой она установлена, и разрешения на установку. Выдается это разрешение, согласно 131-ФЗ "О принципах местного самоуправления", властями муниципальных образований. Проблема заключается в том, что в Московской области 72 муниципальных образования, и органы управления каждого из них разрабатывали свои типы рекламных конструкций, цветовую гамму, требования к размещению, расстоянию и прочее. Так развивалась наружная реклама в области последние 10 лет. Конечно, делалось все это в рамках федерального законодательства, однако на деле получилось, что Московская область в отношении рекламы оказалась достаточно неоднородна. Сегодня мы хотим создать единое рекламно-информационное пространство области, можно было бы даже сказать — Московского региона, потому что мы с Москвой движемся в одном направлении.

— Каким образом вы планируете это сделать, если вопросами размещения наружной рекламы по-прежнему будут заниматься органы местного самоуправления?

— Понятно, что муниципальные власти сами устанавливают правила игры, но они должны быть коррелированы между собой. Этим вопросом мы сейчас и занимаемся. Но если раньше закон вообще не давал нам никаких полномочий, чтобы вмешаться в ситуацию, то сейчас, с принятием 98-ФЗ, ситуация изменилась. Теперь мы устанавливаем предельные сроки заключения договоров на размещение рекламных конструкций. Если раньше договор можно было заключить только на пять лет, то сейчас закон позволяет субъектам в зависимости от типа и вида рекламной конструкции устанавливать срок от 5 до 10 лет. Так, на фанерные конструкции мы установили 5 лет, на конструкции с внутренней подсветкой, со сменой изображения — 7-8 лет, на экраны — 10 лет. Таким образом мы стимулируем внедрение интересных высокотехнологичных конструкций.

Второе полномочие, которое мы получили — согласовывать схемы размещения. Закон обязывает с 1 января 2014 года в каждом муниципальном образовании иметь схему размещения рекламных конструкций. Но прежде чем ее утвердить, они должны направить ее нам на согласование. Мы разработали сборник типовых рекламных конструкций, на основе которого и должны разрабатываться схемы. Там есть и светодиодные указатели, и флаговые композиции, и индивидуальные объемные конструкции — мы не ограничиваем творчество. Наш областной рынок нужно развивать, но развивать цивилизовано. Поэтому конструкций станет меньше, и все они будут объединены единой концепцией.

— Как отреагировали на ваше вмешательство муниципалитеты?

— Сначала они предлагали провести новые торги на следующие пять и более лет безо всяких схем, но это означало бы, что у нас будет еще пять лет бардака. Да, пока схемы разрабатываются, муниципалитеты теряют деньги, но тем самым мы обеспечиваем порядок в этой сфере на ближайшие годы. Мы договорились, что муниципальные власти разработают схемы к 1 августа. По регламенту, в течение 15 дней мы их согласовываем, затем они утверждаются на местах соответствующими нормативными актами, после чего формируются лоты. Мы предполагаем, что торги начнутся в сентябре. Первые, возможно, состоятся уже в августе, потому что некоторые районы уже составили схемы, однако массово это будет происходить в начале осени.

— Чем вы будете руководствоваться при согласовании схем?

— Единые правила, визуальный комфорт и экономическая эффективность — вот три основных для нас показателя. Я считаю, что рекламная конструкция должна приносить муниципалитетам реальные деньги — порядка 30% коммерческой стоимости должно поступать в бюджет. Сейчас процент отчислений власти муниципальных образований определяют самостоятельно, однако при согласовании схем мы будем обращать внимание не только на места размещения конструкций, но и на то, какова стартовая цена на торгах, сколько денег принесет каждая конструкция в бюджет, и при необходимости, будем давать рекомендации по корректировке документов. Нам предстоит большая работа, однако по ее завершению в области останутся только современные законные конструкции, которые будут иметь заключение по безопасности, и на которых будет в заметном объеме размещаться социальная и другая общественно значимая информация.


Источник: РосБалт