Андрей ВОРОБЬЕВ: Пешеходные зоны появятся во всех городах Подмосковья

25 декабря 2013 5271

В конце осени подмосковные власти заявили о планах создания пешеходных зон в городах региона. О том, что они будут представлять собой, где предпочтительнее всего их появление и не усугубят ли они и без того сложную транспортную ситуацию, в интервью ИТАР-ТАСС рассказал губернатор Московской области Андрей Воробьев.

- В Московской области сейчас реализуется проект "Парки Подмосковья". Будет ли использован опыт создания парковых зон в городах для создания пешеходных зон?

- Создание парковых зон и пешеходных улиц все-таки разные проекты. Но у них есть один важный общий момент. И парки, и пешеходные зоны - это часть большого замысла по созданию комфортной среды для жителей и гостей нашего Подмосковья. Это те самые любимые места, которые должны быть в каждом, даже небольшом городе.

Пешеходные зоны и кварталы - это возможность показать лицо города, его архитектурные и исторические особенности. Именно поэтому такие улицы запоминаются не только в европейских городах. В России тоже есть узнаваемые прогулочные Бродвеи, такие как Кировка в Челябинске или Покровка в Нижнем Новгороде.

Но главная задача - это комфорт и хорошо организованный досуг жителей наших подмосковных городов. Мы должны не просто ограничить движение транспорта по одной или по нескольким улицам, а заложить новую традицию городского отдыха, используя
передовой мировой опыт. Именно поэтому мы приглашаем жителей и предпринимателей к самому широкому и подробному обсуждению этих проектов.

Нам важно опираться на мнение граждан, а не превратить программу в соревнование городских глав, кто быстрее отрапортует о перекрытии движения в центре. Нужно продумать и инфраструктуру, и удобные подъезды. Ведь пешеходная улица должна жить. Там должны работать магазины, кафе, рестораны, и у их владельцев должна быть возможность подвезти продукты. Значит, надо предусмотреть стоянки и пропуска не только для спецтехники и городских служб, но и для выгрузки товара в определенные часы. Это все нужно учитывать исходя из особенностей города, прислушиваясь к мнению владельцев зданий и арендаторов и, конечно, тех, ради кого все это делается, - жителей.

Задача комплексная, но усилия того стоят. Ведь появление своего Арбата рядом с домом - это большое событие. Красивые перемены. Помимо строительства новых пешеходных зон мы планируем обновить существующие. Пешеходные улицы есть в Железнодорожном, Балашихе, Котельниках, но, конечно, нужно привести их в современный вид.

- Где в первую очередь будут оборудованы пешеходные зоны? Существуют ли какие-либо план или программа? Вероятно, речь будет идти об исторических городах Звенигороде, Клине, Волоколамске, Серпухове и других. Можно ли говорить о сроках реализации этой программы и ее стоимости?

- Если вы имеете в виду, в каких городах мы хотим видеть пешеходные зоны, то рекомендации составлены для всех без исключения муниципальных образований. Это принципиальный момент, так как мы это делаем в первую очередь для жителей, вне зависимости от того, какой это город - новый, старый, входит ли он в традиционные туристические маршруты или нет. Например, Королев и Реутов, получившие статус городов Московской области в 30-40-х годах прошлого века, выразили активное желание включиться в проект.

Конечно, перемены в городах с многовековой историей будут привлекать больше внимания, так как Звенигород, Клин, Коломна, Сергиев Посад имеют культурное значение для всей страны. С точки зрения локации - местоположения пешеходных улиц и зон внутри городов - предпочтительны центр, набережные, территории вокруг музеев.

Звенигород в этом отношении удачный пример, так как в нем запланирована пешеходная зона площадью 30 га в исторической части города. Пешеходная улица планируется от микрорайона Соловьиная Балка, где будут оборудованы перехватывающие парковки, затем по улице Московской до храма Вознесения Господня. Работы должны завершить к 2017 году. Это большой проект.

По другим городам мы планируем работу так, чтобы после проведения общественных обсуждений были разработаны архитектурно-градостроительные концепции и во втором квартале 2014 года началась работа на местах. Пешеходные улицы могут формироваться в общественно-деловых зонах, в торгово-развлекательных, спортивно-оздоровительных и офисных центрах с включением их в городские территории общего пользования. Такое решение реализовано в селе Павловская Слобода Истринского района, где пешеходная зона интегрирована с торгово-развлекательным центром "Павлово".

Сроки могут немного разниться в зависимости от сложности проекта. Точно так же и в отношении стоимости. Мы планируем привлекать к работе местных архитекторов и специалистов ведущих областных институтов, творческую молодежь, а также надеемся на участие звезд современной архитектуры. Это позволит раскрыть творческий потенциал наших подмосковных авторов проектов, знающих специфику, технические возможности, ресурсы, преимущества тех или иных архитектурных решений с учетом местных особенностей.

С 15 января 2014 года в Главном управлении архитектуры и градостроительства Московской области будут рассматриваться предложения муниципальных образований о создании пешеходных зон.

- Жители Москвы, где также устраиваются пешеходные зоны, беспокоятся, что им негде будет парковать свои машины, и сейчас правительство Москвы разрабатывает специальный документ, который будет разрешать гражданам, живущим около пешеходных зон, подъезжать к своим домам на автомобиле. Как будет решаться этот вопрос в Московской области?

- Приглашение к общественному обсуждению сегодня регулярно по несколько раз в день звучит в эфире телеканала "Подмосковье", ведется работа на местах. Мы будем внимательно следить за тем, чтобы диалог с жителями по поводу будущих пешеходных зон не превратился в формальность. 

Но при этом надо помнить, что недовольные найдутся всегда. Кому-то возможность припарковать машину на 20 м поближе к дому важнее, чем новый облик города и комфорт земляков. И такое бывает, к сожалению. Но тем не менее нужно разговаривать с людьми и в диалоге минимизировать противоречия. Универсального решения для всех городов и ситуаций быть не может. Главное - это внимание к людям и способность донести преимущества даже в случае возникновения небольших неудобств. Например, проживание на территории, свободной от автомобильного движения, - это не только повышение стоимости недвижимости, но и безопасность для детей, а также заметное снижение загазованности воздуха около дома.

- Во многих подмосковных городах сейчас наблюдается тяжелая транспортная ситуация. Не ухудшит ли ее появление пешеходных зон?

- Дело в том, что сама возможность реорганизации движения автомобильного транспорта является одним из основных критериев выбора улицы для превращения ее в пешеходную. С самого начала производится анализ схемы движения, возможности организации парковок и так далее.

Появление пешеходной зоны станет не причиной коллапса, а толчком к развитию города. Сам факт масштабной ревизии организации движения и вдумчивый анализ транспортных потоков должны положительно повлиять на дорожную ситуацию. Ведь проблемы пробок часто существуют по причине консервативного подхода к схемам движения, от нежелания или опасения что-то менять кардинально. И создание пешеходных зон - это прекрасный повод посмотреть свежим взглядом на движение в городе, благоустроить транспортную инфраструктуру. 

Нужно также опираться и на опыт тех подмосковных городов, в которых уже существуют пешеходные зоны. Отдельно стоит оценить московскую практику создания пешеходных улиц. Нами сегодня предложена схема, предполагающая три этапа обустройства пешеходных зон. На первом этапе происходит закрытие движения автомобильного транспорта на коротком участке улицы между двумя перекрестками, проводятся реконструкция фасадов, перепрофилирование помещений первых этажей зданий. Затем осуществляется реорганизация схемы движения автомобильного транспорта в городе, в том числе общественного, устраиваются парковочные места. На третьем этапе проводится комплексная реконструкция прилегающих кварталов с благоустройством дворовых пространств и расширением территории пешеходной улицы. На каждом из этапов необходимо внимательно следить за происходящими в городе изменениями, не только в сфере транспорта. И, конечно же, прислушиваться к мнению жителей.

Источник: ИТАР-ТАСС