Пресс-конференция, посвященная взаимодействию Церкви и музеев, прошла в пятницу, 9 апреля, в Московской духовной академии

21 апреля 2010 1817

Пресс-конференция, посвященная взаимодействию Церкви и музеев, прошла в пятницу, 9 апреля, в Московской духовной академии по инициативе Синодального информационного отдела. Как сообщает сайт церковно-научного центра Седьмица.RU, работу заседания возглавил наместник Троице-Сергиевой лавры архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, который поделился своим опытом налаживания отношений с музейным руководством.

По словам наместника, отношения с Сергиево-Посадским музеем вначале складывались сложно, и только в последние восемь лет ситуация кардинально изменилась. Причем за эти восемь лет удалось сделать больше, чем за предыдущие пятьдесят.

Монастырскому и музейному руководству, по словам наместника Лавры, помогло найти общий язык осознание того, что они не хозяева доставшегося им наследия, а ответственные за его сохранение. "После этого конфликтная ситуация исчезла", — признался владыка Феогност. Если люди придерживаются принципа "если не мне, то никому" — конструктивного диалога не будет, потому что в этом случае нет заинтересованности в сохранении наследия. В Лавре наоборот.

Также архиепископ Феогност подчеркнул, что в Троице-Сергиевой лавре ничего не делается без консультаций со специалистами. По признанию самих же сотрудников музея, современные традиции хранения церковных реликвий во многом восходят к монахам. Учителя современных лаврских музейщиков учились у них, теперь же монастырь обращается к музейным работникам, как последователям вековых традиций хранения, в каком-то смысле происходит возвращение к себе.

В свою очередь, заведующий Иконописной школой при Московской духовной академии архимандрит Лука (Головков) развеял расхожее мнение о том, что, попав обратно в монастыри и став объектами паломничества, святыни быстро придут в негодность. По его словам, во все века в Церкви к святыням относились очень аккуратно. Не всякое поклонение подразумевало физический контакт — только визуальный. Также были распространены списки чтимых образов, которые участвовали в крестных ходах и выкладывались в храме на аналое. Многие иконы имели киоты, которые открывались только несколько раз в год. А иные хранились в ризницах и выставлялись в храме только по большим праздникам. Эта традиция никуда не делась. И думать, что, попав в храм, чтимый образ или реликвия сразу будут выставлены для ежедневного всенародного поклонения — нет оснований. "У нас должно быть очень взвешенное отношение к святыням", — сказал архимандрит Лука. Не секрет, что не все монастыри и храмы готовы принять реликвии. И здесь музеи должны им помочь.

Наталья АНДРЕЕВА

Газета "Вперед"