В Петербурге отчествовали русскую матрешку

04 декабря 2011 1644 МТРК 'Мир'

Санкт-Петербург, 3 декабря. В Северной столице завершился III Межрегиональный фестиваль ремесел и фольклора «Матренина неделя», на который съехались умельцы из Сергиева-Посада, Омска, Палеха и других регионов России. На протяжении недели они проводили демо-показы и рассказывали об истории и традициях своих ремесел. На этот раз фестиваль проводили особенно торжественно, ведь матрешке исполняется 110 лет, сообщает корреспондент МТРК «Мир» Лена Петевска.

Изготовление матрешек испокон веков на Руси было семейным бизнесом. Мужчины вытачивали деревянные болванки, а женщины их расписывали долгими зимними вечерами. При этом рядом всегда собирались ребятишки, которые и перенимали секреты мастерства.

В один из таких вечеров кто-то указал на только что расписанную куклу: «Смотрите, как на нашу Матрену похожа!». Отсюда и пошло название Матрешка. Имя этого человека история не сохранила. А о том, что игрушка родом из Японии помнят, пожалуй, только специалисты. С тех пор, как в 1900 году она завоевала медаль на Парижской международной выставке, матрешку стали воспринимать не иначе как символ русской культуры.

Председатель правления ассоциации «Народные художественные промыслы и ремесла Санкт-Петербурга» Вадим Савченко рассказывает, что матрешка оформилась именно в России, став брендом страны, поэтому даже японцы сегодня покупают матрешку как русский национальный сувенир. По его словам, мало кто из японцев вспоминает, что это японское произведение.

Художник Елена Леонова занимается росписью матрешек более 20 лет. Она объездила «со своими девочками» десятки стран. Недавно была на выставке в Иране. Она говорит, что мусульманские женщины от Матрениного наряда пришли в восторг, особенно понравились платки. При этом они, по ее словам, очень удивлялись: почему платок. Им объяснили: принято в православии, чтобы женщина на голове носила платок, поэтому Матрена тоже такая.

В костюмы известных политиков Елена Леонова своих матрешек никогда не наряжает. По ее мнению, к русской традиции это не имеет никакого отношения. Русские Матрены должны ходить в сарафанах, расписанных под гжель да под палех.

Для палехской миниатюры краски до их пор изготавливают по старинным рецептам, с использованием яичного желтка и уксуса. А шкатулки, как и сотню лет назад, делают только из папье-маше.

Специалист по палехской миниатюре и иконописи Полина Гусева рассказал, что в древности рыцари из папье-маше делали даже щиты, которые не пробивают копья. По ее словам, если постучать по шкатулке, склеенной из ДСП, звук будет звонкий пустой, а если – по папье-маше, получится объемный звук. Кроме того, на шкатулке из ДСП видны швы.

Когда на Руси появился палех, доподлинно никто не знает. Зато точно известно, что свое начало это промысел ведет от иконописи. Этим и объясняется утонченность в изображении миниатюр. Сегодня палех – один из немногих сохраненных старинных ремесел. С начала 1990-х годов только в одной Ленинградской области исчезли сотни промыслов.
председатель правления ассоциации «Народные художественные промыслы и ремесла СПб» Вадим Савченко перечислил те промыслы, которые исчезли: киришское кружево, волховская роспись по дереву, лодейнопольская майолика и ковроткачество.

Вологодскому кружеву повезло больше, чем другим ремеслам. Техника его плетения не утеряна. Секреты мастерства можно постигнут даже в институте. Студентка Мария Рябинина – кружевница, и ее дипломной работой станет – кружевная скатерть.

Народные умельцы верят в возрождение русских ремесел. Поэтому и придумали фестиваль «Матренина неделя». Ведь пока он вызывает интерес не только у старожилов, но и у молодежи, есть надежда, что старинные русские профессии не умрут.

Источник информации: МТРК 'Мир'
Адрес новости: http://mir24.tv/news/culture/4477134