Главные новости
Хотели бы вы сыграть роль благородного аристократа, испанской принцессы, храброго воина или богатого купца? А если при этом вам пришлось бы танцевать на балу без нижнего белья, но зато в короткой рубашке и обтягивающих шерстяных колготках? Сегодня мы расскажем вам о моде многовековой давности — одежде, знакомство с которой поможет вам создать максимально колоритных и убедительных персонажей эпохи рыцарства. Об этом корреспонденту газеты "Вперёд" рассказывает руководитель сергиевопосадского клуба исторической реконструкции "Волчья стая" Ольга Малютина.
Одежда — один из самых ярких атрибутов любого времени. По одежде мы с первого взгляда можем определить, кто перед нами — странствующий рыцарь, бард или знатный господин. Но вот детали изготовления одежды тех времен мало кому известны, разве что выпускникам институтов моды и реконструкторам...
"Обычно, когда мы ездим на различные фестивали реконструкции, наш клуб сильно выделяется от всех участников. Например, на последнем фестивале «Каринское поле», который проходил в середине августа, мы немного выбивались из историчности фестиваля, т. к. наш клуб представляет средневековую Германию XIV-XVI веков. На Каринском же поле отыгрывалась русская история XVII века. Поэтому мы были своего рода "гостями из прошлого", — поясняет Ольга Малютина.
На фоне других участников посадцы выделялись не только необычной одеждой, но еще и палаткой. "Особенно приятно, что мы были единственные, у кого была не обычная палатка, а аутентичный шатер, четыре метра в диаметре с вышитым гербом сбоку", — уточняет Ольга.
Шатер был сделан так, как будто машина времени перенесла тебя в средневековую Германию. Детально воссоздана вся обстановка, начиная от ковров на полу, кончая мебелью той эпохи. Антураж удачно дополняла деревянная и глиняная посуда. Кованые котелки на цепях и деревянные резные ложки придавали какой-то особый вкус пшеничной каше с сухофруктами.
По словам участников клуба, именно такой едой питались люди в то время. Надо сказать, что рацион питания рыцарей был весьма скуден. Соль, специи, сахар могли себе позволить лишь очень состоятельные люди. Простым солдатам зачастую это было недоступно. Хлеб, вино, сыр — вот что могли позволить себе солдаты. " Поэтому никакого "Доширака" мы в своих реконструкциях не допускаем", — шутят члены клуба "Волчья стая".
Также щепетильно члены клуба относятся и к выбору одежды. "Мы педантичны до мелочей, даже материалы пытаемся максимально приблизить к тому времени: лен, сукно, шелк. Поэтому реконструкция у нас идет вплоть до материалов", — поясняет руководитель клуба "Волчья стая" Ольга Малютина.
Королевская семья
Вообще увлечением Средневековьем Ольгу "заразил" муж. Два года назад он увлекся этой темой, да так, что смог найти единомышленников, и уже спустя два года клуб насчитывает 12 членов в возрасте от 11 до 35 лет. Это люди совершенно разных профессий, например, в обычной жизни муж Ольги является инженером по ремонту вентиляционного оборудования, вечерами он заботливый отец, который воспитывает маленькую дочь Софью.
"У нашей дочери тоже есть средневековый наряд. Пока это только кализа — так в средневековье германцы называли нательную рубашку — поясняет Ольга. — В те времена даже детей очень богатых родителей было не принято пышно одевать. Обычно младенцам надевали тонкую рубашку и заворачивали в шерстяной плащ. Когда девочка становилась чуть старше, ей шили катари — верхнее шерстяное платье. А поскольку София дочь королевы, то в скором времени у нее появится чудесное платьице".
По словам Ольги, люди того времени были полны суеверий. И до определенного возраста ребенка старались прятать от чужих глаз. Украшений детям тоже особо не давали, считалось, что через них можно сглазить человека. Более того, до совершеннолетия у человека было два имени – первое, данное при крещении, содержалось в тайне от всех, вторым же именем ребенка называли на людях.
Как и в древние времена, основным материалом для шитья средневековой европейской одежды у членов клуба "Волчья стая" является шерсть. В средневековье преимущественно ценилась овечья. Ее качество варьировалось в очень широких пределах и зависело прежде всего от породы овцы и того региона, где она содержалась. Английская шерсть считалась наилучшей, поскольку в этой стране преобладал холодный влажный климат, а сезоны выпаса были на удивление продолжительными. По словам Ольги: "одно из наиболее распространенных заблуждений — якобы в средневековье люди поголовно одевались в тряпки мышиного цвета, и лишь самые богатые и знатные щеголяли всеми оттенками радуги. На самом деле цветная одежда была достаточно распространена даже среди простолюдинов. Другой вопрос в том, что стоила она заметно дороже некрашеной, а потому доставалась из сундуков лишь по особым поводам". Но те люди, которые состоят в нашем клубе — это достаточно обеспеченные люди «того времени». И у них были деньги, чтобы купить доспехи и оружие.
Рыцари-кузнецы
— "Оружие для своих выступлений мы тоже делаем сами. У нас в клубе четыре кузнеца. Они стараются ковать оружие по точным копиям музейных экспонатов. Это достаточно дорогое увлечение — например, комплект рыцарских лат стоит порядка 100 тысяч рублей. С одной стороны, можно не париться и купить все это в магазине, такие специализированные бутики есть в Москве, но тогда наше увлечение теряет смысл. Нам важно не просто нарядиться в костюмы того времени, а важно понять саму психологию людей, как и зачем они делали те или иные вещи", — поясняет Ольга Малютина.
Кстати, именно благодаря рыцарским доспехам стала появляться мужская мода, ведь еще в эпоху раннего Средневековья и мужчины, и женщины носили платья, так называемые катари. Платье еще годилось для носки кольчуги, но под более тяжелую броню надевать его было крайне неудобно. Тогда был придуман пурпуэн, он же жупон — короткий, облегающий, стеганый и с длинными рукавами. Из особой поддоспешной одежды он вскоре превратился в гражданскую — выгодно подчеркивающую талию мужчины, расширяющую плечи и "выпячивающую" его грудь. Кстати, к вопросу о груди. Корсажей, проще говоря лифов, в средневековье не было. Единственное исключение составляли фламандские работницы XV века: они использовали поддержку для груди, чтобы та не обнажилась от слишком резких движений руками. А вот трусы были уже тогда — правда, выглядели они далеко не так изящно, как нынешние, и имели название — брэ.
"Реконструкцию каждый человек открывает сам в процессе своей социализации. Впервые начав что-то сознательно делать или представлять, как это делал кто-то, и при этом стараясь понять, почувствовать ход мыслей, эмоций, моторику движений, мы становимся на путь реконструкции. По большому счету в процессе обучения мы постоянно реконструируем образы, мысли, ход рассуждений предшествующих поколений", — говорит член клуба исторической реконструкции "Волчья стая" Роман Ясаков.
Истина в мелочах
— Очень большое значение для общества того времени имела одежда. Она показывала социальный статус человека, его чин, должность, место, где он родился, семейное положение, даже наличие детей... Каждая деталь имела значение. Например, по количеству пуговиц на плаще можно было понять, сколько детей у женщины и какого они пола — в зависимости от материала и манеры ковки пуговиц. Это было время, когда каждая мелочь имела значение и даже могла стоить жизни.
Средневековая одежда выполняла множество других "распознавательных" функций. По цветам и гербам ливрей слуг можно было определить знатность их хозяев. Члены ремесленных гильдий также имели собственную цветовую гамму. Монахов-францисканцев прозвали "кордильерами" из-за их поясов, сплетенных из веревок (кордов). Прокаженные, проститутки, евреи, сарацины и иногда даже христиане были обязаны носить особую одежду или знаки на ней.
Все правила поведения, в том числе и одежда во многом диктовались церковью. Некоторые материалы, фасоны, цвета и даже украшения позволялось носить лишь при наличии хорошей родословной. Правила были разные — например, в зависимости от родовитости дамы определялась длина ее шляпки-хеннина, а ботинки с острыми носами дозволялось носить лицам из сословия ремесленников и выше. Поэтому простая кухарка не могла одеть горностаевое манто — потому что это было прерогативой высших сословий. Кстати, за такой поступок ее сожгли бы на костре.
Богачи могли позволить себе те же самые наряды, что и аристократы. Но как в таком случае можно было на взгляд отличить выскочку-купца от благородного сеньора? Во избежание неудобных ситуаций с классовой идентификацией, а также под давлением церковников и ради сбережения наследства модных наследников-транжир (быть знатным еще не означает быть богатым) во многих европейских странах издавались законы, регламентирующие повседневный "дресс-код".
Поэтому сейчас нам также приходится быть очень внимательными в выборе одежды. Люди, увлеченные реконструкцией, создают площадки для общения в Интернете. Обмениваются информацией. С XV века сохранилось множество детализированных источников: гравюр, литографий, письменных упоминаний. Иногда источником может стать даже высеченное могильное надгробие, на котором изображена дама в каком-нибудь платье.
Мне особенно нравится XVI век — это расцвет моды.
На вершине женской моды того времени — головные уборы. Ходить с непокрытой головой позволялось лишь молоденьким девочкам. Длинные волосы считались фактором обольщения: Ева, Мария Магдалина и другие библейские соблазнительницы изображались с распущенными волосами. К тому же некоторые теологи настаивали на том, что женщинам необходимо прикрывать уши, поскольку Святой Дух вошел в деву Марию якобы через ее ухо, после чего она забеременела. Женские уши некоторое время считались едва ли не срамным местом, а срывание головного убора с дамы было равносильно обвинению ее в занятии проституцией.
По-настоящему причудливыми были женские головные уборы, создаваемые на основе проволочных каркасов, любой формы и цвета, с вышивкой, драгоценностями, прозрачными вуалями. Именно так в XV веке был создан знаменитый аристократический хеннин — конусовидная шляпка, "визитная карточка" средневековой принцессы или феи (надо сказать, что просуществовал он недолго и был запрещен церковью). Такие невероятные конструкции плохо закрывали волосы, поэтому женщины начали удалять их со лба — обратите внимание на женские "высокие лбы" на картинах Рубенса, Ван Дейка, Рембрандта.
Главным "писком" мужской моды того времени были ботинки с вытянутыми носками. Иногда носок ботинок был настолько длинен, что его можно было привязать к колену. Сейчас это кажется смешным, но в то время это было показателем статуса богатого мужчины, что у него есть деньги купить ботинки, на которые ушло так много кожи!
Люди с ограниченным достатком делали (или покупали) ткань и шили себе одежду сами. Зажиточные граждане поручали шитье портному, под свой индивидуальный размер. Если требовалась одежда представительского класса — с мехами и узорами, — к работе подключались скорняки и вышивальщики.
Так постепенно изучая манеру одежды, ты изучаешь нравы и обычаи людей. Поэтому для членов клуба "Волчья стая" историческая реконструкция — это прежде всего патриотическое воспитание. Для нас патриотизм — это еще и любовь к истории, и если человек будет любить прошлое, то он сможет полюбить и свое настоящее.
То, что занятие это весьма полезное, говорит и тот факт, что реконструкторов зачастую приглашают в качестве независимых консультантов на съемки исторических художественных фильмов.
В некотором смысле это является мечтой любого клуба, чтобы их пригласили сниматься в историческом кинофильме. Некоторые этого добиваются.
Шире круг
На реконструкторов наибольшее воздействие оказывают устные рассказы друзей и знакомых, а также прочитанные ими книги и только после них — телевидение. Они люди впечатлительные, почти все в своих мечтах представляли себя героем прочитанной книги или увиденного фильма. Больше половины видели в своих снах рыцарские турниры. Почти всем нравится заниматься историей, а половина из них занималась до этого в клубах по изучению истории. Всем очень нравится ходить в средневековой одежде, в доспехах и с оружием. Многие не прочь принять участие в карнавалах, переодеваться, изменять свой облик. Большинство хотело бы прожить чуть больше месяца в лесу, далеко от цивилизации, в старинной крепости, и чтобы окружающие люди носили соответствующую данной эпохе одежду и оружие. Всем реконструкторам нравится, занимаясь в клубе, отдыхать от современности с помощью этого увлечения. Почти все чувствуют себя рыцарями постоянно, и лишь некоторые только в доспехах и среди сподвижников. Почти все иногда чувствуют, что в них просыпается дух предков. Практически все любят поединки и принимают в них участие. Примерно половина реконструкторов хотела бы восстановить доспехи богатого воина. Треть симпатизирует образу Дон Кихота. У половины в клубе занимаются друзья.
"После каждого показательного выступления в нашем клубе появляется один-два новых члена. Самому маленькому участнику всего 12 лет. На уроках истории и литературы, особенно когда читают "Айвенго" или сагу о рыцарях короля Артура, наш маленький рыцарь проникается особой гордостью, ведь в отличие от своих одноклассников он сам чувствует себя частью этой истории", — говорит Ольга Малютина.
Реконструкторы — группа людей в рамках движения военно-исторической реконструкции, стремящихся как можно точнее реконструировать одежду, нравы и обычаи средних веков.
Ольга МИГУНОВА
опрос
Какой социальной сетью Вы чаще всего подьзуетесь?