Главные новости
Сегодня Сергиев Посад позиционируется как крупный административный, промышленный, культурный и туристический центр Подмосковья, жемчужина Золотого кольца. В наш город каждый день едут десятки, а иногда и сотни туристов и паломников, чтобы прикоснуться и увидеть своими глазами Троице-Сергиев монастырь, который является главной ценностью не только нашего города, но и России. В городе работают множество туристических компаний, готовых предложить экскурсии как по городу, так и с выездом в Радонеж, Абрамцево, на Гремячий водопад и другие места.
Практически весь туристический поток на территорию Троице-Сергиева монастыря организует Паломнический центр Лавры. Да, несомненно, туристы готовы отдать немалые деньги за знакомство с христианской культурой жемчужины Золотого кольца. Хотя сами горожане, коренные жители порой не могут назвать главные исторические события, происходившие на территории родного города веками ранее.
С начала 2009 года в нашем городе идут мероприятия, посвященные таким событиям как 90-летие Сергиево-Посадского района, 400-летие снятия осады Троицкого монастыря и 700-летие со дня рождения Сергия Радонежского. Образовательные учреждения проводят классные часы, средства массовой информации публикуют интересные и важные факты этих событий. Занимательные экскурсии проводят и туристические компании нашего города.
Мы пообщались с экскурсоводом турфирмы "Рассвет" Светланой Валентиновной Гущиной. В нашем городе она более известна как педагог средней образовательной школы №6 с 48-летним стажем и завуч по воспитательной работе. Кроме того, Светлана Валентиновна является отличником просвещения, победителем конкурса "Учитель года-1995" и имеет орден за вклад в просвещение. В 2008 году Светлана Валентиновна ушла из школы и полностью посвятила себя работе экскурсоводом. Этот вид деятельности не стал для нее новым, поскольку туризмом она занимается 30 лет.
— Светлана Валентиновна, как вы оцениваете современное состояние туризма в Сергиевом Посаде?
— Наш город, без сомнения, является крупным культурным и туристическим центром России. Но главная проблема заключается в том, что Троице-Сергиев монастырь и город Сергиев Посад существуют отдельно друг от друга. Ни в самой России, ни за ее пределами нет экскурсий "в Сергиев Посад". Есть посещение самого монастыря, и туристы едут не в город, а в Лавру, почитаемую тысячами верующих. Очень жаль, что, покидая пределы города, многие туристы так и не узнали, что, помимо Лавры, у нас есть и музей-заповедник в Абрамцеве, и Черниговский скит, и Пустынь Святого Духа Параклита, и Часовня-Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи, и уникальный Гремячий водопад, а также еще много других интереснейших мест. Я считаю, что туризм в нашем городе развит недостаточно, и очень надеюсь, что со сменой власти он будет активно продвигаться.
— Светлана Валентиновна, говорят, что быть экскурсоводом довольно скучно: одна и та же информация повторяется многократно, туристы порой неблагодарные. Как вы относитесь к своей работе?
— Я абсолютно не согласна с такими высказываниями. Моя работа очень интересная, яркая, требует огромного багажа знаний и, конечно же, умений общаться с людьми.
Мало выучить текст и "отбарабанить" его, стоя спиной к слушателю. Я не представляю ведения экскурсии без полного контакта с человеком, часто придумываю что-то новое для того, чтобы людям было интересно и комфортно во время поездки. Я полностью поглощена экскурсионной деятельностью и считаю, что моя работа очень интересная.
— Наверное, это потому что вы — педагог со стажем?
— Да, возможно. Я чувствую человека, смотрю в его глаза, пытаюсь разгадать его и подать информацию так, как будет приемлемо именно ему. Конечно, эти умения приходят с годами. Хотя некоторые экскурсоводы, преследуя цель заработать как можно больше денег, забывают о моральном удовлетворении от работы. В туризме, я считаю, каждый экскурсовод должен быть психологом. Ходят истории о том, как некоторые люди засыпают во время экскурсий. В моей работе это недопустимо.
— У вас есть какие-то тайные способы завоевать человеческое расположение или ваш турист особенный?
Туристы к нам приходят разных возрастов, характеров, интересов и профессий. У меня всегда получалось найти общий язык со всеми. Я стараюсь заинтересовать человека с самой первой минуты встречи. В этом году, понимая требования отмечаемых событий у нас в районе, мы решили несколько усовершенствовать туристическую систему, и, согласовав с управлением образования свои инновации, разработали для школ и других образовательных учреждений необычные экскурсии-классные часы, экскурсии-семинары и экскурсии-уроки. Главная их цель — привить юному туристу любовь к родному краю, поведать о важных и знаменательных датах: 90-летии Сергиево-Посадского района, 400-летии осады Троицкого монастыря и 700-летии со дня рождения Сергия Радонежского. Многие школьники не знают важных дат своего родного города, например то, что в 1919 году постановлением президиума Московского губернского исполнительного комитета Сергиевский городской район был выделен в самостоятельную административную единицу. Или другой не менее важный момент: каждый горожанин Сергиева Посада обязан помнить хотя бы немного об основателе города. Еще в начале XX века священник и философ отец Павел Флоренский писал: "Чтобы понять Россию, нужно понять Лавру, а чтобы вникнуть в Лавру, должно внимательным взором всмотреться в основателя ее". Посещая Радонеж, дети переносятся на 700 лет назад, любуются местами, где прошло детство Варфоломея. Они узнают, чему он посвятил свою жизнь, чему радовался и удивлялся, как преодолел невзгоды, почему именно его чтят потомки. Я уделяю внимание символичности, и дети восхищаются, им становится интересно. Кроме того, мне очень нравится проводить урок-экскурсию, посвященную 400-летию снятия осады Троицкого монастыря, который оказался в центре военных действий в один из критических моментов истории нашей Родины. И без сомнения, героическая оборона крепости Троице-Сергиева монастыря является одной из самых ярких страниц отечественной истории. Каждый школьник должен знать, что этот опаснейший для национальной независимости и территориальной целостности страны период стал в то же время важнейшим этапом становления россий ской государственности, формирования национального и гражданского самосознания русского народа. Чтобы заинтересовать и заворожить слушателя в этой поездке, я даже написала небольшое четверостишье:
"Четыре века миновало,
Когда гроза здесь бушевала,
Когда не покорилась вражьей силе
Духовная цитадель России".
— Как дети реагируют на подобные поездки?
— Когда школьные группы собираются перед автобусом, почти у всех похожее настроение: ребята хотят покататься на автобусе и съесть все бутерброды и чипсы. Каждый школьник любит выезжать классом куда-либо. После экскурсии по историческим местам они не только приезжают под впечатлением, но и просят повторить поездки, самые маленькие посылают мне воздушные поцелуи, машут руками, выражая свою благодарность и признательность. Кстати, очень интересно проводить исторические экскурсии даже среди групп детишек из детских садов. Дети этой возрастной категории наиболее восприимчивы, они впитывают информацию как губки, сочувствуют, сопереживают и что самое главное — все запоминают! Лично я провожу поездки так, чтобы у детей непременно оставались знания. Например, подаю информацию в форме игры, задаю вопросы по уже рассказанному материалу, а тем, кто правильно отвечает, дарю призы. В моем портфеле экскурсовода всегда имеются и картинки, и куклы, и фотографии, закрепляющие знания детей. Во время поездок мы разучиваем песни, скороговорки. Самое главное — не надоесть слушателю. Я устраиваю паузы, чтобы информация была правильно принята, а дети могли отдохнуть. Школьники охотно идут на такие экскурсии, так как они сами являются непосредственными "участниками", "троицкими сидельцами". Я хочу "зажечь" сердце каждого ребенка.
— Как педагоги участвуют и влияют на детей и школьников в данных поездках?
— Без сомнения, личность учителя, воспитателя, его духовность, стиль общения с детьми имеет ведущее значение. Вообще я сама не сторонник информативного подхода к образованию, я уверена, что эмоции, картинки, личностное отношение гораздо больше повлияют на ребенка и ученика. Преподаватели обязательно должны участвовать в развитии мировоззрения своих учеников, влиять на их культурное развитие, ездить на экскурсии-семинары, устраивать классные часы. Недаром говорят, что средняя образовательная школа дает не только знания, она учит жизни. А как можно жить, если ты не знаешь истории своего города, страны? Я проводила специальные экскурсии преподавателям, они посещали Троице-Сергиев мужской Варницкий монастырь, родину Сергия Радонежского, участвовали в благотворительной акции для строительства собора в честь Сергия Радонежского и даже получили именные свидетельства. Иногда учителя дают детям задания написать эссе или сделать рисунки после необычного классного часа. И дети рисуют, стараются. Именно такие моменты вдохновляют на дальнейшую работу.
— Вдохновляют на новые проекты?
— И на них в том числе. Я считаю, что туризм должен существовать не только ради получения денег, но и ради помощи. Например, я всецело за проведение благотворительных экскурсий для отдельных категорий граждан. В некоторых учреждениях проводятся подобные поездки для чернобыльцев, сирот, людей, больных тяжелыми заболеваниями. В Сергиевом Посаде действующим проектом является благотворительная экскурсия для ветеранов педагогического труда, которая проводится к Дню Победы. Преподаватели посещают Перемиловские высоты, музей Великой Отечественной войны на Поклонной горе, музей Пограничных войск. Ну а к новым проектам относится идея организации профориентированных поездок для старшеклассников с целью ознакомления их с популярными и востребованными профессиями. Дело в том, что многие выпускники не знают куда идти и идти ли дальше учиться. И как следствие, идут либо куда попало, либо в армию, или еще хуже — не поступают никуда. Я уже давно поняла, что с помощью туризма можно помогать людям, менять в какой-то области их мировоззрение и знания. Во время поездки "Учитесь плавать в море новых профессий" мы хотим помочь школьникам определиться с будущим, планируем посещение некоторых вузов и средних специальных учебных заведений (в программу входит посещение МГУ им. Ломоносова, Российского художественно-технологического колледжа игрушки, Московского областного профессионального колледжа и других образовательных учреждений).
Ирина СУХОВА
опрос
Какой социальной сетью Вы чаще всего подьзуетесь?