БРОСИТЬ ВЫЗОВ ЗЕМНОЙ ГРАВИТАЦИИ

24 мая 2010 4017

Вы когда-нибудь пробовали летать? Нет, не во сне, не на самолете и не с парашютом. Летать без крыльев, воздушных шаров и прочих приспособлений, в изобилии придуманных человечеством. Так, чтобы просто оттолкнуться и взлететь, так же легко и естественно, как птицы. Вы думаете, что это можно сделать только в наших фантазиях. Или в открытом космосе в состоянии невесомости. Ошибаетесь. У человека есть еще один способ бросить вызов земной гравитации — это аэродинамическая труба.

БРОСИТЬ ВЫЗОВ ЗЕМНОЙ ГРАВИТАЦИИ

Во всем мире существует не так уж много аэродинамических труб. Одна из них находится не так уж далеко от нас, всего в получасе езды от МКАД, в Чеховском районе. Сразу оговорюсь, что добираться туда лучше всего на машине. И вовсе не потому, что после полета вас ноги держать не будут. Просто, видимо, по соображениям безопасности, воздушный тоннель построили достаточно далеко от населенного пункта на обочине Симферопольского шоссе.

Симулятор ветра

Впервые идею поднять человека потоком воздуха опробовали американские военные в 1964 году. Позже открылось несколько открытых аэродинамических труб, одна из них до сих пор функционирует в Лас-Вегасе. В 1996 году Билл Китчен, основатель компании SkyVenture и активный парашютист, летал в одной из таких труб и получил тяжелую травму. Тогда у него родилась идея построить собственную трубу, лишенную недостатков труб открытого типа. В 1998 году он открыл свой аттракцион в городе Орландо, штат Флорида. С тех пор этот симулятор ветра функционирует с фантастическим успехом и надежностью. Труба

благодаря ее конструктивным особенностям оказалась невероятно эффективным тренажером для спортсменов-парашютистов. Это стало наглядно видно после выступления команды Space Center FX на кубке мира в 1998 году. Команда, из которой позже сформировалась DeLand Majik, поразила всех необычайной скоростью и техничностью работы. В наше время работа в аэродинамической трубе — неотъемлемая часть тренировочного процесса любой спортивной парашютной команды.

Тело легче перышка

Аэродинамическая труба позволяет почувствовать себя командиром корабля, пилотом и штурманом одновременно, но при этом управлять вам придется ни чем иным, как собственным телом в свободном полете. Это ли не воплощение древнейшей мечты человека — обрести крылья! Со времен Икара и Леонардо да Винчи до наших дней люди стремились оторваться от Земли. Для этого они строили воздушные шары, самолеты, навешивали на себя крылья и прыгали с высоты с парашютом. Но секрет оказался спрятан в ином месте — ища опору в крыльях, люди сделали "крылом" собственное тело. В вертикальной аэродинамической трубе любой человек может в буквальном смысле слова парить на потоках воздуха.

Способ работы воздушного тоннеля довольно прост. Представьте себе аэродинамическую трубу, используемую для продувки современных самолетов или машин, поверните ее набок так, чтобы поток дул вверх, и вы получите абсолютно реалистичный симулятор свободного падения! В нижней части трубы закреплена батутного типа сетка. Четыре двигателя по 250 лошадиных сил позволяют довольно точно воспроизвести ощущение свободного падения. Эта концепция доказала свою работоспособность и используется в трубах по всему миру на пользу спортсменам: парашютистам и всем, кто хочет попробовать вкус свободного полета в безопасных условиях.

БРОСИТЬ ВЫЗОВ ЗЕМНОЙ ГРАВИТАЦИИ

По словам владельцев этого аттракциона, аэродинамическая труба настолько безопасна, что испытать на себе чувство полета в ней может даже трехлетний малыш. Именно таким возрастом ограничивается возрастной ценз. До полетов не допускаются только люди с травмами и в состоянии алкогольного опьянения. Эти и другие строгие правила вы обязуетесь выполнять, предварительно подписавшись под ними в специальной анкете. За детей подобные заявления заполняют родители.

Пять жестов для плавного полета

Бицепс, трицепс... и еще много других -цепсов болели, тянули и давали о себе знать каждую секунду. Никогда не думала, что в моем теле существует столько мышц! И что они способны болеть с такой же неутомимой энергией, с какой я тогда стремилась покорить ветер, дующий со скоростью 108 километров в час! Да, да, именно такая недюжинная силища поднимает вас в воздух в аэродинамическом тоннеле. Для сравнения, обычная сила ветра в погожий день — всего 3-5 километров в час. Чтобы удержаться в трубе на этом неукротимом потоке, хотелось бы иметь хоть немного подготовленные мышцы.

Впрочем, такие пустяки, как хилые мышцы, нашего инструктора, представившегося Александром, не волновали. Он уже давно пережил мышечную боль, поскольку всю жизнь занимается не только полетами в аэротрубе, но и профессиональным парашютным спортом. Скептически осмотрев наш прикид, Александр повел нас прямиком в раздевалку. Перед полетом каждый новобранец и спортсмен переодеваются в специальные комбинезоны. От обычных они отличаются только торчащими на руках и ногах "ушками", за которые инструктор может вовремя подхватить вас во время неудачно сделанного в полете трюка. В комплект "Икара", как мы окрестили наш новый костюм, входят также наколенники, нарукавники, кроссовки на шнурках, шлем, очки и, дабы не оглохнуть от гула в трубе, беруши (ушные затычки). Последним штрихом к полету стало изъятие у нас всех ценностей: колец, сережек, цепочек, ключей и прочей карманной мелочи, чтобы вся эта роскошь случайно не воспарила с нами в воздушном потоке и не явилась причиной травм.

После облачения мы отправились на инструктаж, где нам показали пять жестов, согласно которым мы должны были принять определенную позу в воздухе. Ничего сложного в них нет: два пальца, образующие английскую V, — ноги выпрямить. Эти же пальцы согнуты — ноги в коленях согнуть. Пальцы вместе — ноги сомкнуть. Указательный палец инструктора у подбородка — сильнее прогнуться. Легкое похлопывание по спине — расслабиться. На дощечке, где мы скользили по полу, весь полет выглядел по-детски просто, и мы уже рисовали себе картины, как грациозно, словно ласточки, будем уверенно порхать в трубе. Как сказал Александр, главное в полете расслабиться и получить удовольствие. Но на деле все получилось не так гладко.

В жерле стихии

Инструктаж был пройден, и мы отправились к самому жерлу воздушных потоков. Вот тут нас и охватила легкая паника. Еще бы, представьте, что вы находитесь перед соплом набирающего скорость самолета. Гул в трубе такой силы, что не спасают даже беруши. Слова пытающегося привести нас в чувство инструктора совсем не слышны, а весь инструктаж и выученные перед полетом жесты как будто в одночасье сдуло ветром, оставив в памяти только злосчастную букву V, знак победы, которую мне сейчас предстояло одержать над собой.

БРОСИТЬ ВЫЗОВ ЗЕМНОЙ ГРАВИТАЦИИ

Александр уверенно взял меня за плечи и чуть ли не с силой воткнул в бьющий из жерла ветер. Я расправила руки и постаралась повиснуть на воздушном потоке, как ласточка. Но вместо грациозной птицы в поставленной в аэротрубе зеркальной пластине кувыркался в гудящем сквозняке скорее неуклюжий альбатрос, то рукой касаясь сетки, то стрелой взмывая в воздух. Это с парашютом вы можете парить, не зная преград, до полного и, надеюсь, удачного приземления, а в аэротрубе любой, даже легкий взмах кистью руки означает столкновение со стенкой. Впрочем, такая болтанка продолжалась недолго. Александр вовремя подхватил меня и снова умело водрузил в середину воздушного потока.

Теперь я постаралась уже не следовать эмоциям, а послушно выполнять жесты инструктора. Правда, пока знак был только один — прогнуться как можно сильнее. Но, увы, сильнее я уже не могла. По-видимому, эта напряженная получасовая растяжка спины и обнаружила у меня "дремавшие" до этого мышцы. Полететь мне в итоге удалось только с четвертого захода. Правда, полететь — это слишком сильно сказано. Я как-то умудрилась "угнездиться" поудобней в воздухе, создав под собой воздушную подушку, и немного попарить на потоке. Собственно, это все, чего мне удалось добиться за полчаса. Так что за предлагаемые здесь 2 минуты полета, которые, кстати, влетают в копеечку — 1200 рублей с человека, понять, что такое свободное падение, совсем невозможно.

Шаги по воздуху

Гордые и счастливые, что нам удалось все-таки хоть на секунды справиться с земной гравитацией, мы покидали поле сражения с воздушным потоком. В завершенье Александр решил показать нам мастер-класс. Только посмотрев его, мы поняли, зачем вообще все это затевали и почему вдруг захотелось все испытать вновь.

Это было не просто шоу, казалось, он вообще не замечает сильного ветра. Легко управляя своим телом в потоке воздуха, Александр то вальяжно выхаживал в пустоте по кругу, то делал кувырок, поворачивался на спине и также просто шагал уже по несуществующему потолку. Создавалось впечатление, как будто для него лавировать в воздухе так же естественно, как для нас ходить по земле. Мы завороженно наблюдали за всеми его блистательными трюками, мечтая об одном — научиться вот также легко и просто летать самим.

На прощанье нам вручили диск с записью нашего полета, чтобы после пережитого приключения мы смогли, хоть виртуально, вновь оторваться от земли.

Оксана ПЕРЕВОЗНИКОВА

Газета "Вперед"